Куряча Ю.В.
Гуманитарно-педагогический институт
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,
г. Севастополь, Россия
В данной работе, поставив перед собой задачу осмысления мифосемиотических основ поэтики, мы обращаемся к творчеству писательницы, обладательницы Пулитцеровской премии, первой женщины афроамериканки, награждённой Нобелевской премией, Тони Моррисон. Наряду с Джеймсом Болдуином, Ишмаэлем Ридом и Элис Уолкер она входит в группу самых знаменитых афроамериканских писателей США конца ХХ века [2, 26].
Творчество Моррисон рассматривается представителями различных литературоведческих школ и направлений. Огромное количество работ, написанных о ней и различным аспектам её творчества, с трудом поддаются систематизации. Однако, выбрав в качестве главного объекта нашего исследования проблему осмысления мифопоэтических основ её творчества, мы несколько сузили круг рассматриваемой нами в качестве основополагающей критической литературы. Главным образом мы опирались на труды Г.Л. Гейтса, П.Б. Бъерка, Д.Л, Мидлтона, Ф. Пейджа, И. Фурмана, которые, осмысливая эстетические и идейно-художественные взгляды Моррисон, ставили перед собой концептуально близкие нам цели и задачи.
|
|
Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется необходимостью разработки новых путей анализа и описания художественного пространства романов Тони Моррисон.
Цель данной работы: рассмотреть пути формирования мифологического пространства в романах Тони Моррисон.
Этой целью определяется круг задач:
1. Охарактеризовать пути и способы мифологизации литературы XXвека;
2. Выяснить особенности процессов неомифологизации и ремифологизации;
3. Обрисовать участников мифологического пространства, рассмотреть мифологическую картину мира;
4. Рассмотреть понятие авторского мифа и исследовать его представленность в литературе;
5. Определить роль и границы мифологического пространства романов Тони Моррисон;
6. Выявить особенности мифопоэтики произведений «Песнь Соломона», «Возлюбленная», «Джаз».
Объект исследования: формирование авторского мифа в литературе ЧЧ века, место Тони Моррисон в этом процессе.
Предмет исследования: мифосемиотические аспекты творчества Тони Моррисон.
Первая глава под названием «Процесс формирования мифологизированного пространства современного художественного текста» была посвящена таким вопросам: «Миф как форма условности и модель человеческого бытия в литературе», «Процессы ремифологизации и неомифологизации в современной литературе» и «Место творчества Тони Моррисон в неомифологической литературе».
|
|
В ходе исследования мы выяснили, что мифологизм – это сюжетно-мотивационное проектирование художественной действительности по примеру мифологического стереотипа. Миф при этом воспринимается в виде первоначальной фабулы, имеющей общечеловеческую ценность [4, 35].
В противоположность мифу «первичному», архаическому, литературный миф – это уже в полной мере художественный образ, одна из его разновидностей, создающаяся специальным способом. Наряду с этим мифологический «архетип» в снятом виде находится в неомифологическом художественном образе: и как его определяющий структурный принцип, и как прообраз для дальнейших интерпретаций.
В ходе работы мы рассмотрели понятие авторского мифа, который, как литературный жанр, представляется логическим продолжением, развитием установок мифологического романа и применяет мифологизацию в качестве средства семантической и композиционной организации текста.
В современном мире познавательно-оценочные корни мифотворчества и мифомышления не исчезли, благодаря чему во многих аспектах объясняется существование феномена «неомифологизма» в широком общекультурном контексте ХХ века [3, 22]. «Неомифологизм» – новый тип мифа, представляющийся продуктом частного рефлективного сознания и только воспроизводящий или подражающий черты архаического коллективного мифа.
В рамках воздействия феномена «ремифологизации» – восстановления мифологии в культурах, что лишились непосредственного отношения с живым мифом и ритуалом, стала и такая центральная и значительная для саморефлексии общественного сознания область духовной жизни, как история [3, 24]. Тем не менее, при этом феномен «ремифологизации» для исторической науки влечёт в себе не только отрицательные стороны, грозящие преобразовать этот вид научного знания в лженаучный, однако и положительные, которые заключаются в том, что актуализирование в современном мире мифологических пластов культуры добавляет новую значительность исследованию соотношения истории и мифа.
Для современной социокультурной ситуации характерно активное мифотворчество. Нынешние мифы ориентированы на актуальность, так как связаны с реалиями и умонастроениями нашего времени, их производство и активная трансляция осуществляются по активным каналам коммуникации.
Творчество Тони Моррисон неразрывно связано с понятием авторского мифа, ведь в пределах её романов существует своя личная действительность и последовательность, тогда как воспоминания героев о том, что было раньше, так или иначе будут вкладываться в мифологический характер [1, 16]. Казалось, её устойчивый на первый взгляд мир может претвориться в самых настоящий хаос, что мы наблюдаем во всех взятых произведениях: Мейкон Помер («Песнь Соломона») во всём разочаровывается и начинается новая ступень его жизни, Сэти и Денвер («Возлюбленная») живут в неком устоявшемся мире, но в итоге всё переворачивает с ног на голову Поль Ди, а главные герои книги «Джаз» и вовсе все поняли, что живут во лжи, и то пришли они к этому не сразу. Точно так же творчество писательницы неразрывно связано с неомифологизацией и ремифологизацией. Мы можем с точностью подтвердить, что Моррисон использует новый тип мифа, так как она создаёт своё собственное мифологизированное пространство с устоявшимися нормами и правилами на свой манер. Но одновременно с этим она обращается к старым традициям и ритуалам, к истокам истории своего народа.
Любая мифологизированная авторская картина мира базируется на мифопоэтических элементах (имя, число, запах, вкус и цвет), составляющих его костяк. Поэтому закономерным становится, при изучении романов Тони Моррисон, анализ мифопоэтических образов, мотивов, вкраплений, реализующих мифологический хронотоп, представленных во второй главе ВКР.
|
|
Во второй главе под названием «Мифопоэтические элементы в романах Тони Моррисон («Песнь Соломона», «Возлюбленная», «Джаз»)» была посвящена таким вопросам: «Мифомотивы познания», «Мифообразы сакрального центра, вечности, трансформации и возрождения, перехода» и «Мифологический хронотоп и особые приёмы ритмического построения текста».
В ходе работы мы поговорили о том, что есть мифообразы и мифомотивы, а также мифологический хронотоп.
Мифомотивы рассматриваются нами в виде повторяющихся моделей, ритуалов, действ, которые приобретают в произведениях сакральный архетипический смысл и которые используются Моррисон в абсолютно всех книгах. Они изображают собой значение, истолкование мифа и являются центром, своеобразным ядром авторского мировидения. Тони Моррисон создаёт свой собственный, индивидуальный синкретический метакод, умело сочетая и совмещая действа, сакральные мотивы и ритуалы всеразличных культур. Примерами повторяющихся ритуалов может послужить ритуал посвящения или инициации. В романе «Песнь Соломона» мы наблюдаем за ритуалом инициации Мейкона Помера (Молочника), который всю жизнь прожил в подчинении, но он вдруг решается познать себя настоящего. Проходя тяжёлый путь через очищение (голодание, купание в воде, охоте, жертвоприношении и т.д.) он приобретает самого себя, пока в конце не взлетает в воздух. Тот же пример ритуала посвящения мы наблюдаем и в других взятых нами работах.
Компонентами мифомотивов являются и мифообразы (город, дом, пещера, вечность, переход и др.), понимающиеся нами как единые, неделимые смыслообразующие части, которые находятся в основе мифа. Мифомотивы описывают процесс, в то время как мифообразы представляют собой компоненты или же элементы, которые формулируют пространство художественного текста.
Мифообразы являются основными составляющими мифопоэтики Тони Моррисон. Они представляют собой самые важные средства реализации авторского замысла.
|
|
Хронотоп художественного мира Моррисон рассматривается с целью обнаружения жанровых особенностей мифопоэтики писательницы. Хронотоп у Тони Моррисон не вычерчивает чёткой границы и дифферециации на время и пространство, а представлен как цельная мифосемиотическая картина мира автора.
Таким образом, мы наблюдаем создание писательницей мифосемиотического пространства, основанного как на личной и коллективной памяти, так и на мифологии с ритуально-фольклорными корнями. Свою картину мира автор создает при помощи умелого построения мифосемиотического пространства своих произведений.
Литература:
1. Агрба, Л.А. Мифосемиотическое пространство романов Тони Моррисон: автореф. … дис. канд. филол. Наук. – Н., 2004. – С. 16.
2. Денисова Т.Н. Т. Моррисон // История зарубежной литературы XX века. Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – M.: ТК Велби, 2003. С. 26.
3. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов ∕ Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – С. 4–24.
4. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 35.