Мифологизация художественного пространства романов Тони Моррисон

Куряча Ю.В.

 

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

 

В данной работе, поставив перед собой задачу осмысления мифосемиотических основ поэтики, мы обращаемся к творчеству писательницы, обладательницы Пулитцеровской премии, первой женщины афроамериканки, награждённой Нобелевской премией, Тони Моррисон. Наряду с Джеймсом Болдуином, Ишмаэлем Ридом и Элис Уолкер она входит в группу самых знаменитых афроамериканских писателей США конца ХХ века [2, 26].

Творчество Моррисон рассматривается представителями различных литературоведческих школ и направлений. Огромное количество работ, написанных о ней и различным аспектам её творчества, с трудом поддаются систематизации. Однако, выбрав в качестве главного объекта нашего исследования проблему осмысления мифопоэтических основ её творчества, мы несколько сузили круг рассматриваемой нами в качестве основополагающей критической литературы. Главным образом мы опирались на труды Г.Л. Гейтса, П.Б. Бъерка, Д.Л, Мидлтона, Ф. Пейджа, И. Фурмана, которые, осмысливая эстетические и идейно-художественные взгляды Моррисон, ставили перед собой концептуально близкие нам цели и задачи.

Актуальность выбранной темы дипломной работы определяется необходимостью разработки новых путей анализа и описания художественного пространства романов Тони Моррисон.

Цель данной работы: рассмотреть пути формирования мифологического пространства в романах Тони Моррисон.

Этой целью определяется круг задач:

1. Охарактеризовать пути и способы мифологизации литературы XXвека;

2. Выяснить особенности процессов неомифологизации и ремифологизации;

3. Обрисовать участников мифологического пространства, рассмотреть мифологическую картину мира;

4. Рассмотреть понятие авторского мифа и исследовать его представленность в литературе;

5. Определить роль и границы мифологического пространства романов Тони Моррисон;

6. Выявить особенности мифопоэтики произведений «Песнь Соломона», «Возлюбленная», «Джаз».

 

Объект исследования: формирование авторского мифа в литературе ЧЧ века, место Тони Моррисон в этом процессе.

Предмет исследования: мифосемиотические аспекты творчества Тони Моррисон.

Первая глава под названием «Процесс формирования мифологизированного пространства современного художественного текста» была посвящена таким вопросам: «Миф как форма условности и модель человеческого бытия в литературе», «Процессы ремифологизации и неомифологизации в современной литературе» и «Место творчества Тони Моррисон в неомифологической литературе».

В ходе исследования мы выяснили, что мифологизм – это сюжетно-мотивационное проектирование художественной действительности по примеру мифологического стереотипа. Миф при этом воспринимается в виде первоначальной фабулы, имеющей общечеловеческую ценность [4, 35].

В противоположность мифу «первичному», архаическому, литературный миф – это уже в полной мере художественный образ, одна из его разновидностей, создающаяся специальным способом. Наряду с этим мифологический «архетип» в снятом виде находится в неомифологическом художественном образе: и как его определяющий структурный принцип, и как прообраз для дальнейших интерпретаций.

В ходе работы мы рассмотрели понятие авторского мифа, который, как литературный жанр, представляется логическим продолжением, развитием установок мифологического романа и применяет мифологизацию в качестве средства семантической и композиционной организации текста.

В современном мире познавательно-оценочные корни мифотворчества и мифомышления не исчезли, благодаря чему во многих аспектах объясняется существование феномена «неомифологизма» в широком общекультурном контексте ХХ века [3, 22]. «Неомифологизм» – новый тип мифа, представляющийся продуктом частного рефлективного сознания и только воспроизводящий или подражающий черты архаического коллективного мифа.

В рамках воздействия феномена «ремифологизации» – восстановления мифологии в культурах, что лишились непосредственного отношения с живым мифом и ритуалом, стала и такая центральная и значительная для саморефлексии общественного сознания область духовной жизни, как история [3, 24]. Тем не менее, при этом феномен «ремифологизации» для исторической науки влечёт в себе не только отрицательные стороны, грозящие преобразовать этот вид научного знания в лженаучный, однако и положительные, которые заключаются в том, что актуализирование в современном мире мифологических пластов культуры добавляет новую значительность исследованию соотношения истории и мифа.

Для современной социокультурной ситуации характерно активное мифотворчество. Нынешние мифы ориентированы на актуальность, так как связаны с реалиями и умонастроениями нашего времени, их производство и активная трансляция осуществляются по активным каналам коммуникации.

Творчество Тони Моррисон неразрывно связано с понятием авторского мифа, ведь в пределах её романов существует своя личная действительность и последовательность, тогда как воспоминания героев о том, что было раньше, так или иначе будут вкладываться в мифологический характер [1, 16]. Казалось, её устойчивый на первый взгляд мир может претвориться в самых настоящий хаос, что мы наблюдаем во всех взятых произведениях: Мейкон Помер («Песнь Соломона») во всём разочаровывается и начинается новая ступень его жизни, Сэти и Денвер («Возлюбленная») живут в неком устоявшемся мире, но в итоге всё переворачивает с ног на голову Поль Ди, а главные герои книги «Джаз» и вовсе все поняли, что живут во лжи, и то пришли они к этому не сразу. Точно так же творчество писательницы неразрывно связано с неомифологизацией и ремифологизацией. Мы можем с точностью подтвердить, что Моррисон использует новый тип мифа, так как она создаёт своё собственное мифологизированное пространство с устоявшимися нормами и правилами на свой манер. Но одновременно с этим она обращается к старым традициям и ритуалам, к истокам истории своего народа.

Любая мифологизированная авторская картина мира базируется на мифопоэтических элементах (имя, число, запах, вкус и цвет), составляющих его костяк. Поэтому закономерным становится, при изучении романов Тони Моррисон, анализ мифопоэтических образов, мотивов, вкраплений, реализующих мифологический хронотоп, представленных во второй главе ВКР.

Во второй главе под названием «Мифопоэтические элементы в романах Тони Моррисон («Песнь Соломона», «Возлюбленная», «Джаз»)» была посвящена таким вопросам: «Мифомотивы познания», «Мифообразы сакрального центра, вечности, трансформации и возрождения, перехода» и «Мифологический хронотоп и особые приёмы ритмического построения текста».

В ходе работы мы поговорили о том, что есть мифообразы и мифомотивы, а также мифологический хронотоп.

Мифомотивы рассматриваются нами в виде повторяющихся моделей, ритуалов, действ, которые приобретают в произведениях сакральный архетипический смысл и которые используются Моррисон в абсолютно всех книгах. Они изображают собой значение, истолкование мифа и являются центром, своеобразным ядром авторского мировидения. Тони Моррисон создаёт свой собственный, индивидуальный синкретический метакод, умело сочетая и совмещая действа, сакральные мотивы и ритуалы всеразличных культур. Примерами повторяющихся ритуалов может послужить ритуал посвящения или инициации. В романе «Песнь Соломона» мы наблюдаем за ритуалом инициации Мейкона Помера (Молочника), который всю жизнь прожил в подчинении, но он вдруг решается познать себя настоящего. Проходя тяжёлый путь через очищение (голодание, купание в воде, охоте, жертвоприношении и т.д.) он приобретает самого себя, пока в конце не взлетает в воздух. Тот же пример ритуала посвящения мы наблюдаем и в других взятых нами работах.

Компонентами мифомотивов являются и мифообразы (город, дом, пещера, вечность, переход и др.), понимающиеся нами как единые, неделимые смыслообразующие части, которые находятся в основе мифа. Мифомотивы описывают процесс, в то время как мифообразы представляют собой компоненты или же элементы, которые формулируют пространство художественного текста.

Мифообразы являются основными составляющими мифопоэтики Тони Моррисон. Они представляют собой самые важные средства реализации авторского замысла.

Хронотоп художественного мира Моррисон рассматривается с целью обнаружения жанровых особенностей мифопоэтики писательницы. Хронотоп у Тони Моррисон не вычерчивает чёткой границы и дифферециации на время и пространство, а представлен как цельная мифосемиотическая картина мира автора.

Таким образом, мы наблюдаем создание писательницей мифосемиотического пространства, основанного как на личной и коллективной памяти, так и на мифологии с ритуально-фольклорными корнями. Свою картину мира автор создает при помощи умелого построения мифосемиотического пространства своих произведений.

 

 

Литература:

1. Агрба, Л.А. Мифосемиотическое пространство романов Тони Моррисон: автореф. … дис. канд. филол. Наук. – Н., 2004. – С. 16.

2. Денисова Т.Н. Т. Моррисон // История зарубежной литературы XX века. Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. – M.: ТК Велби, 2003. С. 26.

3. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов ∕ Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – С. 4–24.

4. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991. С. 35.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: