Проверка и регулировка реле в процессе эксплуатации

МЭ-32_НалЭО_1 пара_2-12_Тема 3.2.3. Наладка и проверка электромагнитных реле.

ЗАДАНИЕ:

1.Составить конспект.

        ПРОЛОГ: Конец рабочего дня...В бытовку к прорабу вбегает запыхавшийся электрик-стажер и кричит:- Степаныч! Че делать-то? Девки уже стены заштукатурили, а я проводку забыл!-Эх, студент, сколько тебя учить, что ПРО ВОДКУ на стройке забыть нельзя! (Не выпивайте на работе категорически и не подвергайте себя опасности поражения электрическим током)!!!

Наладка реле максимального тока.

Реле max тока для отключения электроустановак, когда ток достигает значения тока уставки.

Iуст=(1.2-1.3)Ip

Для наладки применяют нагрузочный агрегат.

Порядок наладки:

1. с помощью регулировочного винта(рычага) устанавливают среднее значение тока срабатывания.

2. с помощью TV1 обеспечивают протекание тока I=Iуст

3. Отключаем установку и ждём охлаждение реле

4. включается нагр. агрегат и с помощью регулировочного винта добиваемся срабатывания реле. Момент срабатывания определяется по загоранию HL

5. отключаем установку и ждём охлаждения реле

6. процедура повторяется 2-3 раза

Если каждый раз новое положение регулировочного винта, то выбирается среднее.

Наладка электромагнитных реле

Реле являются довольно ответственными элементами различных

электрических схем управления, поэтому от их состояния зависит надежность работы электрооборудования и систем автоматизации, в схемах которых они используются.

Наладку реле выполняют в следующем порядке:

- внешний осмотр реле,

 - проверка сопротивления изоляции токоведущих частей реле,

 - проверка сопротивления катушек постоянному току,

 -  механическая регулировка реле,

- электрическая регулировка реле,

- проверка работы реле в реальной схеме.

Проверку реле начинают с внешнего осмотра корпуса, целостности пломб. При вскрытии крышки реле обращают внимание на качество уплотнений, защищающих от проникновения в реле пыли.

 Затем проводят внутренний осмотр реле, при этом пыль, капли припоя, металлические и пластмассовые опилки удаляют салфеткой, смоченной в растворителе; проверяют чистоту контактов, целостность изоляционных и антикоррозийных покрытий; пинцетом проверяют качество доступных осмотру паек; контролируют затяжку винтов и гаек.

У электромагнитных реле особое внимание обращают на противодействующие пружины: устраняют перекосы пружин и сцепления

отдельных витков, если усилие пружины изменилось вследствие ее деформации, то изменяют ее натяжение или заменяют на новую.

Лопнувшие шайбы и шплинты также подлежат замене. Подвижная часть реле должна перемещаться свободно, без заеданий.

При повороте или перемещении подвижной части реле должно ощущаться лишь противодействие пружины. Пружина должна возвращать подвижную систему в исходное положение даже после незначительного смещения ее рукой.

После осмотра, при условии четкой работы механизма реле, включаемого от руки, измеряют сопротивление катушек реле постоянного тока омметром или мостом. Результаты измерений сравнивают с паспортными данными катушек.

Сопротивление изоляции токоведущих частей реле определяют с помощью мегомметра на 500 или 1000 В.

Перед проверкой изоляции все зажимы и клеммы реле очищают от окислов.

Обычно измерение сопротивления изоляции обмоток реле производят совместно со вторичными цепями, причем перед измерением отключают от схемы твердые выпрямители и конденсаторы во избежание их пробоя.

Сопротивление изоляции обмоток реле должно быть не менее 0,5 МОм. Механическая регулировка реле необходима для повышения эксплуатационной надежности срабатывания реле во всем диапазоне изменяемых уставок. Особое внимание при механической регулировке обращают на устранение заеданий.

 

Проверка и регулировка реле в процессе эксплуатации

 

При новом включении, а также после перемотки катушек, изменения конструкции или разборки реле промежуточные и указательные реле проверяют в следующем объеме:

а) производят внешний и внутренний осмотр и чистку реле,

б) проверяют состояние механизма и контактов реле и при необходимости производят их регулировку,

в) проверяют сопротивление в электрическую прочность изоляции токоведущих частей относительно магнитопровода,

г) проверяют напряжение или ток срабатывания и возврата, а для реле с удерживающей катушкой также ток или напряжение удерживания,

д) для многообмоточных реле определяют однополярные выводы обмоток,

е) проверяют время замедления на срабатывание и возврат для тех реле, для которых это замедление задано при выборе уставок или указано в инструкции по проверке защиты и автоматики, в схему которых входит проверяемое реле,

ж) проверяют взаимодействие и надежность работы реле при пониженном напряжении оперативного тока в полной схеме защиты.

При полных плановых проверках выполняют пункты а, б, в, е и ж.

При частичных плановых проверках, а также дополнительных и специальных проверках объем проверок устанавливают в зависимости от условий эксплуатации.

Промежуточные и указательные реле не имеют специальных приспособлений для изменения их тока или напряжения срабатывания и возврата и времени замедления. Поэтому эти параметры регулируют обычно изменением величины начального и конечного зазора между якорем и сердечником, изменением натяжения возвратных и контактных пружин и т. п. При этом одновременно изменяется и время замедления реле и напряжение или ток срабатывания и возврата. Поэтому регулировку механизма реле необходимо производить одновременно с проверкой его электрических характеристик.

При внешнем и внутреннем осмотре проверяют:

· целость пломб,

· исправность кожуха, его крепление к цоколю и уплотнения между цоколем и кожухом,

· исправность и качество уплотнения стекла,

· состояние выводов реле, исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб и контргаек.

Проверку механизма реле необходимо начинать с тщательной очистки реле от пыли. Особо следует проверить отсутствие металлических опилок и стружек на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником. Пыль удаляют мягкой кистью, опилки — металлической пластинкой соответствующего размера.

Легким подергиванием и осмотром проверяют прочность лаек. Ненадежные и окислившиеся соединения паяют заново. Применение кислоты или паяльных составов не допускается. В качестве флюса рекомендуется канифоль. Паять следует припоем ПОС30 или ПОС40. Особое внимание надо обратить на тщательность облуживания спаиваемых деталей перед пайкой. Паять следует быстро, хорошо разогретым паяльником, чтобы не повредить изоляцию проводов сильным нагревом.

У реле с гибкими многопроволочными токоподводами проверяют отсутствие оборванных проволочек и надломов в пайках. При этом токоподводы должны быть достаточно гибки, не должны препятствовать движению механизма и при любом их положении не касаться крышки механизма реле.

Начальный и конечный зазоры между якорем и сердечником реле должны иметь нормальную величину. Величины зазоров проверяют на глаз. Если электрические характеристики реле (ток или напряжение срабатывания и возврата или время замедления) отклоняются от нормальных значений, то рекомендуется проверить зазоры щупом.

Проверяют начальное расстояние между замыкающими контактами, прогиб размыкающих контактов и замыкающих при их замыкании, проверяют одновременность замыкания и размыкания контактов.

Проверяют легкость хода механизма реле, отсутствие застреваний в любом положении, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения.

У реле, имеющих оси и подшипники, вынимают подшипники, проверяют исправность подшипников и концов осей осмотром через лупу.

Контакты, потерявшие свою правильную форму, заменяют новыми. Слегка подгоревшие контакты очищают надфилем и полируют. Помятые и погнутые контактные пружины выправляют или заменяют новыми.

Проверяют затяжку винтов и гаек, крепящих детали реле и выводы к втулкам цоколя. Винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.

При регулировке тока и напряжения срабатывания и возврата, времени замедления и т. п. необходимо учитывать следующие основные положения:

· при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание,

· при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение возврата и увеличивается замедление на возврат,

· при ослаблении возвратной пружины уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата,

· увеличение числа замыкающих контактов и увеличение давления их пружин увеличивает напряжение и уменьшает время возврата,

· увеличение числа размыкающих контактов и давления их пружин увеличивает время я напряжение срабатывания.

Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать удобный способ изменения его характеристик. При этом следует учитывать, что все эти изменения сильно сказываются на работе контактной системы реле. Ослабление возвратной пружины уменьшает надежность размыкающих контактов и ухудшает работу замыкающих контактов при разрыве тока нагрузки. Затяжка возвратной пружины увеличивает давление размыкающих контактов и облегчает разрыв тока нагрузки замыкающими контактами.

Поэтому для улучшения работы контактов целесообразно устанавливать максимально возможное натяжение возвратной пружины, обеспечивающее необходимые величины напряжения или тока срабатывания и возврата я время замедления. Изменение начального и конечного зазоров изменяет ход якоря и расстояние между замыкающими контактами.

Уменьшение этого расстояния ухудшает надежность разрыва дуги контактами. Поэтому выгоднее иметь максимально возможный ход якоря, а следовательно, и максимальное расстояние между разомкнутыми контактами.

На параметры реле влияет также количество работающих контактов и натяжение контактных пружин.

Рекомендуется следующий порядок проверки реле:

· измерить и установить рекомендуемые заводами-изготовителями расстояния между якорем и сердечником, между контактами, проверить ход якоря, возможность перемещения якоря в разных направлениях и т. п.,

· проверить электрические характеристики реле и, если они отклоняются от нормальных значений, отрегулировать реле в соответствии с указанными выше способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: