Анкета Н.А. Заболоцкого

Тема: В. Набоков «Машенька». Проблема и система образов

Пара

Инструкция по выполнению заданий:

1. Посмотреть презентацию «Жизнь и творчество В. Набокова»

2. Прочитать произведение «Машенька» http://lib.ru/NABOKOW/mary.txt_with-big-pictures.html

3. Перейти по ссылке https://www.docsity.com/ru/drugaya-rossiya-v-romane-mashenka-v-nabokova/1047156/ и прочитать Главу 4. Роман «Машенька» 1926 г.

 

4. Заполнить таблицу:

Анализ героев

 

Герой Внешность Занятие Что говорит о России Прошлое
Машеьнка        
Ганин        
Подтягин        
Алферов        
Танцоры        
Клара        

 

5. Выполнить тест по биографии В. Набокова

Тест по биографии и творчеству В.Набокова

1. Кем был по профессии отец В. В. Набокова?

а) военным;

б) медиком;

в) юристом.

2. Какое училище окончил В. В. Набоков в России?

а) Тенишевское;

б) Нахимовское;

в) Императорское училище правоведения.

3. В каком году состоялся литературный дебют В. В. Набокова?

а) 1913;

б) 1915;

в) 1916.

4. Что изучал В. В. Набоков в Кембриджском Тринити-колледже?

а) экономику и право;

б) романские и славянские языки и литературу;

в) физику и химию.

5. Как называется роман В. В. Набокова, благодаря которому он приобрел известность в 1926 году?

а) «Защита Лужина»;

б) «Дар»;

в) «Машенька».

6. Что отмечал В. Ф. Ходасевич в творчестве В. В. Набокова?

а) «двоемирие»;

б) «противопоставление»;

в) «замкнутость».

7. Назовите первый англоязычный роман Набокова?

а) «Лолита»;

б) «Истинная жизнь Себастьяна Найта»;

в) «Другие берега».

8. Какой псевдоним первоначально использовал в своем творчестве В. В. Набоков?

а) В. Сирин;

б) Г. Лужин;

в) А. Соколов.

9. Какое русское классическое произведение перевел В. В. Набоков в 1964 году на английский язык, снабдив его обширными комментариями?

а) «Герой нашего времени»;

б) «Евгений Онегин»;

в) «Слово о полку Игореве».

 

 

Тема: Н.А. Заболоцкий. Лирика. Своебразное художественное воплощение темы природы

Пара

Инструкция по выполнению заданий:

1. Заполнить анкету Н.А.Заболоцкого (по образцу, воспользуйтесь эл. ресурсом http://hrono.ru/biograf/bio_z/zabolockina.php)

 

Анкета Н.А. Заболоцкого

1. ФИО__________________________________________________

2. Дата, место рождения____________________________________

3. Образование___________________________________________

4. Что помогло ему найти свой путь (сближение с какой группой людей?)_____________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите наиболее известные произведения__________________________________________________________________________________________________________

6. Каким поэтам подражал?____________________________________

7. Назовите основные темы творчества поэта______________________

 

Задание 2. Анализ стихотворения «Журавли»

Прочитать стихотворение, письменно ответить на вопросы:

1. Прочитайте первую и вторую строфы стихотворения. Эпитеты метафоры, сравнения и т.д. выписать в тетрадь

2. Каким настроением проникнуто стихотворение в начале? (1-2 строфа)

3. Что происходит с журавлём в четвёртой строфе?

4. Изменилась ли авторская интонация в шестой-седьмой строфах? Каким стало настроение?

5. Только ли о журавлях это стихотворение? Какие жизненные ситуации могли, по-вашему, привести к созданию такого произведения?

6. С каким настроением нужно читать каждую часть?

Журавли

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

 

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

 

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

 

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

 

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

 

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

 

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

 

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

 

 
Тема: Литература Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия (общий обзор) А. Т. Твардовский. Тема войны и памяти в лирике поэта. 3 пара Инструкция к выполнению: 1.    Прочитать теоретический материал «Литература Великой отечественной войны» «Литература Великой отечественной войны» Годы Великой Отечественной войны - особая эпоха для россиян, для литературы и искусства. Она, хотя и включает в себя неполных 5 лет, но по своей значимости не уступает предыдущим периодам. Советский народ и его детище - советская литература - всему миру доказала правоту государственной системы, правое дело защитников своего отечества, Советский Союз доказал, что военной мощью, какой бы она сильной и коварной ни была, не сломить русских. Идеология патриотизма в годы войны стала мировоззренческим основанием для победы над нацистской Германией. Именно в это время и в первое послевоенное десятилетие советское правительство восстановило многие страницы подлинной истории, укрепляло связь с церковью. Хотя к войне и готовились (в том числе и представители художественной литературы: выходили книги, предупреждающие о вероломстве фашистской Германии), нападение было ошеломляюще неожиданным. Тяжелыми и суровыми были испытания, выпавшие на долю народа. В годы войны погибло более 20 млн. человек... Уже в первый день войны в Москве состоялся митинг, на котором москвичи поклялись дать отпор фашистам. Более 1000 писателей ушли на фронт. Многие из них непосредственно участвовали в схватках с врагом. Не попавшие на фронт писатели, поэты приближали победу ярким, призывным словом. За боевые заслуги 18 писателей получили звание Героя Советского Союза. Около 400 членов Союза писателей не вернулось с полей сражений. Среди них были и молодые, выпустившие по одной книге, и опытные литераторы, известные широкому кругу читателей: Е. Петров, Ю. Крымов, И. Уткин, А. Гайдар, В. Ставский и другие. Все, о чем писали в годы войны поэты и писатели, имело одну цель - приблизить день победы русского народа над немецкими захватчиками. Создавались произведения разных видов и жанров. Значительная часть литераторов работала в газетах, журналах, в массовой печати. Об активности, оперативности писателей может свидетельствовать, например, перечень публикаций, появившихся уже в первые дни войны: - 23 июня на первой странице "Правды" появилось стихотворение А.Суркова "Присягаем победой", на второй - Н. Асеева "Победа будет за нами"; - 24 июня "Известия" публикуют "Священную войну" В. Лебедева-Кумача; - 25 июня "Правда" печатает "Песню смелых" А. Суркова; - 26 июня газета "Красная звезда" начинает печатать серию очерков И. Эренбурга; - 27 июня "Правда" статьей "Что мы защищаем" открывает публицистический цикл Алексея Толстого.   А. Т. Твардовский. Тема войны и памяти в лирике поэта. 1. Составить краткую хронологическую таблицу биографии поэта (воспользуйтесь интернет – ресурсом) https://obrazovaka.ru/essay/tvardovskijj/hronologicheskaya-tablitsa-tvardovskogo (доп. материал презентация)
Дата Факты из физни
   

2. Прочитать теор. материал Лекции 1«Тема войны и памяти в лирике поэта»

 

«Тема войны и памяти в лирике поэта»

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, –

Ни приметы, ни следа.

Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»). «Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.

Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях «Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону

Сторону – домой…

Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей,

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

«Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

"Нельзя забывать!" – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.

Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.

Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: