Особенности развития отечественной философии 19-20 веков.
1. Вопрос
Становление и развитие отечественной культуры и в частности философии было связано с процессом крещения Руси. Как самостоятельный этап в развитии философской мысли, формирование отечественной философии происходит в середине 19 века. Отечественная философия обладает рядом специфических черт.
Во-первых, это неразрывная связь с Православием. Православие рассматривалось не только как идеал истинной религиозной веры, но и как основа социального переустройства общества. Поэтому, одна из задач отечественной философии заключалась в анализе и развитии православного мировоззрения.
Во-вторых, антропоцентризм. Человек – это высшее, из существующего, наделенное разумом и свободой. Главное качество человека – это проявление творческой активности во всех областях социальной жизни
В-третьих, онтологизм. Проблема происхождения мира, основ его существования – одна из центральных проблем отечественной философии. Центральная категория - Абсолют, бог как творец мира.
|
|
В-четвертых, историософичность. Отечественная философия анализировала пути развития Российского государства и его роль в мировом историческом процессе. Поэтому отечественная философская мысль 19-20 веков развивалась не только в форме философских систем, но и в форме публицистических статей. Миссия России определялась как связь духовного Востока и материального Запада.
В-пятых, панморализм. Мораль и ее принципы, соотношение социальных Добра и Зла рассматривались отечественными философами как критерии успешности социальной жизни.
В-шестых, социальный утопизм. Отечественные философы верили в возможность построения безгосударственного общества на основе социальной справедливости и любви к Богу.
2.Вопрос
В развитии отечественной философии 19-20 веков можно выделить следующие этапы:
1. Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
2. Зарождение русской религиозной философии.
3. Период расцвета отечественной философской мысли - конец XIX - начало XX века.
4. Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.
Основная проблема первого периода – это пути развития Российского государства и его роль в мире. По этой проблеме сложились две, в целом, противоборствующие позиции: славянофильство и западничество.
Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.
|
|
Западничество - противоположное славянофильству течение русской духовной и политической жизни. Уже из названия понятно, что в центральном мировоззренческом споре, волновавшем русскую мысль, а именно: что есть Россия? Каково её предназначение в истории и каково её будущее? - западники придерживались убеждения, что, только следуя за Западом, Россия может приблизиться к цивилизованному состоянию.
Западники, как и славянофилы, признавали, что история и современность России несхожи с западной историей и современностью, однако причины этой несхожести они толковали иначе, и, что самое главное, их оценка русской самобытности была отрицательной.
Корень расхождения славянофилов и западников - вопрос о возможности рациональной философии, национальной духовности. Западники были убеждены, что есть одна философия, а историко-философский процесс разворачивается таким образом, что на разных его этапах роль лидера принимает определённая национальная философия, выражающая тенденции универсальной философии. Но говорить о специфической русской философии, которая по предмету и методам отлична от западной философии, по мнению западников, неправомерно.
Второй этап в развитии отечественной философской мысли связан с становлением русской религиозной философии, и деятельностью ее основоположника В.С.Соловьева.
Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли "философией Всеединства". Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм, позитивизм - не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее, единое, всё". В отличие от понятия "всеединства", встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии.
Всеединство - это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления. Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют - с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов. Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.
Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.
|
|
Третий этап в развитии отечественной философской мысли – это период расцвета, или, как его образно называли период философского Ренессанса.
Основные черты философского Ренессанса:
1. Символизм, то есть стремление выразить внутреннюю полноту жизни с помощью таки, присущих, прежде всего поэзии, свойств, как метафоричность, иносказательность. И религия и современное натуралистическое искусство, по мысли символистов, "убили Бога Живого". Именно символический синтез позволит, по мнению деятелей "нового религиозного сознания", религиозно осмыслить глубину человеческого бытия.
2. Антисекуляризм, проявившийся в негативном отношении к историческому, но не к первоначальному христианству.
3. Революционно-мистические настроения, выступающие в качестве движущей силы обновления. Мистический характер революционных настроений проявляется в том, что изменению подлежат не внешние формы жизни, а сознание.
4. Индивидуализм: стремление отыскать личность Бога, тайну личностного бытия.
5. Попытка подняться над борьбой политических партий, выработать некий "третий" путь в политике, искусстве, философии.
6. Апология творческого начала в человеке, утверждения о том, что только творчество может возвысить человека, реализовать потенциал его свободы.
Центральной проблемой этого периода, выражающей своеобразие русской религиозной философии, становится проблема соборности. Соборность – это мистическое единство всех верующих, как живых, так и умерших, на пути к познанию истины, каковой является любовь к Богу. Соборность отрицает мнение авторитета в вопросах веры, опирается на принцип свободы, но в тоже время, не признает религиозной анархии. Для ряда отечественных философов принцип соборности имел не только религиозное, но и социальное значение, как основы построения социальных отношений.
|
|
Четвертый этап - философия "Русского зарубежья"
Во время революции, а также после окончания Гражданской войны в России, большая часть русских философов, по своей или чужой воле, оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в эмиграции эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья", которое привлекло внимание Запада к русской философии.
Философия "русского зарубежья" не имела тематического и содержательного единства, однако всех философов объединяла одна задача: осознать произошедшие с Россией изменения, оценить их в контексте "русской идеи" и попытаться выработать отношение к Советской России.
В философии "зарубежья" выделяют три основных направления:
1. Философия антикоммунизма.
2. Христианский социализм.
3. Философия "евразийства".
Не смотря на то, что данный период называют этапом «затухания» русской философии, особенно в период становления и развитии советской философской школы. В СССР зародилось и получило дальнейшее развитие своеобразное течение философской мысли – русский космизм. Его основы были заложены в середине 19 века Федоровым.
Представители этого течения верили в возможность выхода человечества за пределы Солнечной системы, установления контактов с другими космическими цивилизациями, а, также, утверждали необходимость защиты природной среды, ради сохранения человечества.
Тестовые задания.
1. Кто, из отечественных философов, является основоположником принципа «Соборность»?
А) Соловьев;
Б) Хомяков;
В) Бердяев;
Г) Карсавин.
2. Кто, из русских философов, является основоположником философии всеединства?
А) Бердяев;
Б) Франк;
В) Соловьев;
Г) Ильин.
3. Кто, из отечественных философов, является основоположником русского космизма?
А) Вернадский;
Б) Федоров;
В) Циолковский;
Г) Франк.