Http://o-buddizme.ru/strany/kasty-v-indii
4.08.2018.
Каста и варна
Каста и варна ‒ не синонимичные понятия.
Варн всего четыре, а каст – тысячи. Каждая варна делится на множество каст, или, по-другому ‒ «джати».
Последняя перепись, которая состоялась еще в первой половине прошлого столетия, в 1931 году, насчитывала больше трех тысяч каст по всей Индии. Специалисты говорят, что с каждым годом их количество растет, но не могут назвать точной цифры.
Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» – по определенному цвету одежды, которую носят представители каждой варны. Варна – более обширный термин, который определяет положение в обществе, а каста или «джати» – это подгруппа варны, которая указывает на принадлежность к религиозной общине, роду занятий по наследству.
С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:
· брахманы – жрецы, священнослужители, высший слой;
· кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;
· вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;
· шудры – рабочие, слуги, низший слой.
Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.
Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.
Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству.
Индийцы верят в перевоплощение душ. Они убеждены, что строго соблюдая все предписания внутри своей касты, в следующем рождении они могут воплотиться в представителя более высокой касты. Брахманы же прошли уже весь жизненный цикл и непременно воплотятся на одной из божественных планет.
Характеристики каст
Все касты соблюдают определенные правила:
· одна религиозная принадлежность;
· одна профессия;
· определенное имущество, которым они могут обладать;
· регламентированный перечень прав;
· эндогамия – браки могут совершаться только внутри касты;
· наследственность – принадлежность к касте определена с рождения и наследуется от родителей, нельзя перейти в более высокую касту;
· невозможность физического контакта, совместного принятия пищи с представителями более низких каст;
· разрешенная пища: мясная или вегетарианская, сырая или подвергшаяся термической обработке;
· цвет одежды;
· цвет бинди и тилака – точки на лбу.
Исторический экскурс
Варновая система закрепилась еще в Законах Ману. Индусы считают, что все люди произошли от Ману, который спасся во время потопа благодаря богу Вишну, в то время как остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет тому назад, но ученые-скептики называют другую дату – II столетие до нашей эры.
В законах Ману с удивительной точностью и расчетливостью все правила жизни расписаны до мелочей: начиная тем, как пеленать новорожденных, заканчивая тем, как правильно обрабатывать рисовые поля. Здесь же говорится о разделении людей на 4 сословия.
Ведическая литература, в том числе «Ригведа», также рассказывает, что все жители в древней Индии были поделены еще в XV‒XII столетии до нашей эры на 4 группы, которые появились из тела бога Брахмы:
· брахманы – из губ;
· кшатрии – из ладоней;
· вайшья – из бедер;
· шудры – из ног.
В Средние века, когда на индийских просторах ослаб буддизм и повсеместно распространился индуизм, внутри каждой варны произошло еще большее дробление, и отсюда родились касты, они же джати.
Так жесткая общественная структура закрепилась в Индии еще больше. Ей не смогли помешать никакие исторические перипетии, ни набеги мусульман и вытекающая из них Могольская империя, ни английская экспансия.
Как отличить людей разных варн
Брахманы
Брахманы ‒ высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.
Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая им высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.
Сегодня брахманы занимают примерно три четверти всех государственных постов. За убийство представителя брахманства и прежде, и сейчас неизменно следует ужасная смертная казнь.
Брахманам запрещается:
· заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
· брать в жены представительниц других сословий;
· трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
· есть продукты животного происхождения.
Кшатрии
В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.
Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей.
Вайшьи
Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.
Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Также это основной пласт населения, который трудится в офисах.
Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу.
Шудры
Шудры ‒ люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле.
Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Зато шудры могут взять в жены даже разведенную девушку.
Неприкасаемые
Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн, – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.
Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.
Число неприкасаемых достигает 15‒17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.
Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.
К неприкасаемым применяется термин «далит», что значит «угнетение».
В современной Индии на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых. Сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.
Еще ниже неприкасаемых находятся парии. Они навсегда вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов. Но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.
Современность
Количество каст все возрастает.
Примеры разнообразия каст:
· джинвар носят воду;
· бхатра – брахманы, которые живут подаянием;
· бханги убирают мусор на улицах;
· дарзи шьют одежду.
Разделение на касты постепенно теряет свое значение для людей в качестве граждан государства, но до сих пор играет значительную роль в межличностных и религиозных отношениях, например, в вопросах брака или сотрудничества в бизнесе.
Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.
Конституция Индии предписывает, что государственные учреждения не имеют права интересоваться, к какой касте человек принадлежит, если он сам не желает об этом говорить.