Как отличить людей разных варн

Http://o-buddizme.ru/strany/kasty-v-indii

4.08.2018.

Каста и варна

Каста и варна ‒ не синонимичные понятия.

Варн всего четыре, а каст – тысячи. Каждая варна делится на множество каст, или, по-другому ‒ «джати».

Последняя перепись, которая состоялась еще в первой половине прошлого столетия, в 1931 году, насчитывала больше трех тысяч каст по всей Индии. Специалисты говорят, что с каждым годом их количество растет, но не могут назвать точной цифры.

Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» – по определенному цвету одежды, которую носят представители каждой варны. Варна – более обширный термин, который определяет положение в обществе, а каста или «джати» – это подгруппа варны, которая указывает на принадлежность к религиозной общине, роду занятий по наследству.

С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:

· брахманы – жрецы, священнослужители, высший слой;

· кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;

· вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;

· шудры – рабочие, слуги, низший слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.

Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.

Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству.

Индийцы верят в перевоплощение душ. Они убеждены, что строго соблюдая все предписания внутри своей касты, в следующем рождении они могут воплотиться в представителя более высокой касты. Брахманы же прошли уже весь жизненный цикл и непременно воплотятся на одной из божественных планет.

Характеристики каст

Все касты соблюдают определенные правила:

· одна религиозная принадлежность;

· одна профессия;

· определенное имущество, которым они могут обладать;

· регламентированный перечень прав;

· эндогамия – браки могут совершаться только внутри касты;

· наследственность – принадлежность к касте определена с рождения и наследуется от родителей, нельзя перейти в более высокую касту;

· невозможность физического контакта, совместного принятия пищи с представителями более низких каст;

· разрешенная пища: мясная или вегетарианская, сырая или подвергшаяся термической обработке;

· цвет одежды;

· цвет бинди и тилака – точки на лбу.

Исторический экскурс

Варновая система закрепилась еще в Законах Ману. Индусы считают, что все люди произошли от Ману, который спасся во время потопа благодаря богу Вишну, в то время как остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет тому назад, но ученые-скептики называют другую дату – II столетие до нашей эры.

В законах Ману с удивительной точностью и расчетливостью все правила жизни расписаны до мелочей: начиная тем, как пеленать новорожденных, заканчивая тем, как правильно обрабатывать рисовые поля. Здесь же говорится о разделении людей на 4 сословия.

Ведическая литература, в том числе «Ригведа», также рассказывает, что все жители в древней Индии были поделены еще в XV‒XII столетии до нашей эры на 4 группы, которые появились из тела бога Брахмы:

· брахманы – из губ;

· кшатрии – из ладоней;

· вайшья – из бедер;

· шудры – из ног.

В Средние века, когда на индийских просторах ослаб буддизм и повсеместно распространился индуизм, внутри каждой варны произошло еще большее дробление, и отсюда родились касты, они же джати.

Так жесткая общественная структура закрепилась в Индии еще больше. Ей не смогли помешать никакие исторические перипетии, ни набеги мусульман и вытекающая из них Могольская империя, ни английская экспансия.

Как отличить людей разных варн

Брахманы

Брахманы ‒ высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая им высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Сегодня брахманы занимают примерно три четверти всех государственных постов. За убийство представителя брахманства и прежде, и сейчас неизменно следует ужасная смертная казнь.

Брахманам запрещается:

· заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);

· брать в жены представительниц других сословий;

· трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;

· есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей.

Вайшьи

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Также это основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу.

Шудры

Шудры ‒ люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Зато шудры могут взять в жены даже разведенную девушку.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн, – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

Число неприкасаемых достигает 15‒17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К неприкасаемым применяется термин «далит», что значит «угнетение».

В современной Индии на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых. Сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Еще ниже неприкасаемых находятся парии. Они навсегда вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов. Но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Современность

Количество каст все возрастает.

Примеры разнообразия каст:

· джинвар носят воду;

· бхатра – брахманы, которые живут подаянием;

· бханги убирают мусор на улицах;

· дарзи шьют одежду. 

Разделение на касты постепенно теряет свое значение для людей в качестве граждан государства, но до сих пор играет значительную роль в межличностных и религиозных отношениях, например, в вопросах брака или сотрудничества в бизнесе.

Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.

Конституция Индии предписывает, что государственные учреждения не имеют права интересоваться, к какой касте человек принадлежит, если он сам не желает об этом говорить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: