В чем были противоречия духовной жизни СССР в 1950-е-1960-е гг.?

Литература:

Новейшая отечественная история. XX — начало XXI века. В 2-х кн. Кн. 2.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020700 «История» и 032600 «История» / под ред. Э.М. Щагина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС

Периодом «оттепели» называется политика Н.С.Хрущева в СССР с 1953 по 1964 гг. Эти 11 лет были очень противоречивыми в сфере культуры, образования, науки, искусства и общественной жизни.

С одной стороны, в 1953–1964 гг. в СССР шла десталинизация, в культуре и искусстве появлялись произведения, разоблачавшие сталинскую эпоху. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина и Жданова.  

Только после множества усилий и личного вмешательства Н.С. Хрущева А.И. Солженицын смог опубликовать роман «Один день Ивана Денисовича», рассказывающий о лагере ГУЛАГ. «Белые одежды» В.Д. Дудинцева а также другие работы подвергались критике, а какие-то вообще не увидели свет издательства.

Интенсивность и противоречивость обновленческого процесса в культуре и идеологии получили свое выражение в работе I съезда художников и II съезда композиторов (1957), III съезда писателей (1959), совещания историков (1962), на встречах руководителей партии с творческой интеллигенцией (1957,1962,1963), в расширении экспозиционной деятельности музеев и выставочных залов. Открытием целой эпохи стала художественная выставка 1962 г., где впервые были экспонированы полотна 1920-1930-х годов, не укладывающиеся в рамки «социалистического реализма» и находившиеся в запасниках музеев.

Что касается политической жизни, то в Советском Союзе при Н.С. Хрущеве не было многопартийности. Ведущей оставалась КПСС. Высказываться за демократизацию общества и политики было можно, но до определенного предела. Именно в эпоху «оттепели» появлялись стихотворения поэтов о политике, телевизионный сатирический журнал «Фитиль», в котором критиковались недостатки советской политической системы. Среди художественных фильмов в таком направлении мысли были «Карнавальная ночь», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». В этих фильмах говорилось о неэффективности и глупости местных чиновников или руководителей и об умных начальниках, стоящих над ними, которые решали проблемы. То есть существовал определенный порог в политической жизни, дальше которого критиковать было нельзя.

Потепление общественной атмосферы отразилось и на культурных связях с внешним миром. Проведенный летом 1957 г. в Москве фестиваль молодежи и студентов положил начало послевоенным контактам советской и иностранной молодежи. В 1958 г. в столице прошел первый Международный музыкальный конкурс им. П. Чайковского, ставший триумфом советской исполнительской школы. Победа на конкурсе молодого американского пианиста В. Клиберна сделала его в ту пору любимцем советских меломанов. В 1959 г. был проведен первый Московский Международный кинофестиваль. Ведущие режиссеры того времени мечтали, чтобы их пригласили на него. В конце 1950-х годов проводятся выставки западного искусства — картин из собрания Дрезденской галереи, выставлявшихся перед передачей их правительству ГДР, полотен П. Пикассо и др. Все это стало вехами на пути к установлению нормальных отношений с зарубежным миром.

За время правления Н.С. Хрущева, по сравнению с эпохой И.В. Сталина, репрессий было значительно меньше, но за статьи по антисоветской агитации и пропаганде, клевете на советский строй и т. д. было предусмотрено строгое наказание. Неугодных государству людей сажали в тюрьмы. 

В 1953–1964 гг. происходила не только реабилитация прошлой политической жизни, но и реабилитация искусства прошлого. Например, была восстановлена в правах опера «Великая дружба» В.И. Мурадели, начали издаваться произведения ранее не известных авторов. Но очень многие произведения советских и зарубежных писателей оставались под запретом (например, произведения М.А. Булгакова и А.А. Ахматовой).

Что касается науки, то она тоже была частично реабилитирована. Определенные дискуссии и споры разрешались среди историков, биологов, врачей и так далее. Генетике был возвращен научный статус, так как руководство страны осознало, насколько важна эта наука для человека. В истории и политике «культ личности» был заменен на т. н. «культ народных масс», от историков требовали вставлять в свои научные работы идеи и рассуждения о решающей роли народных масс в мировой истории. Выдающиеся достижения были сделаны в области физики.

В области образования тоже были проведены различные изменения. Вводилось всеобщее десятилетнее образование и профессиональная подготовка школьников к различным техническим специальностям (например, механика, токаря, фрезеровщика, крановщика и т. д.).

В обществе создавалась уникальная атмосфера популярности поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей и т. д.

Именно в эпоху «оттепели» в Советском Союзе появился такой музыкально-литературный жанр, как бардовская песня. Поэты писали стихотворения, подбирали музыку на гитарах и сами исполняли свои песни. Среди исполнителей-бардов были наиболее популярны В.В. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава.

Также популярной в СССР в период с 1953 по 1964 гг. стала научная фантастика. Выдающимся деятелем этого литературного направления был И.А. Ефремов.

Расклад сил, сложившийся в литературной среде, был нарушен XXII съездом КПСС, на котором прозвучала резкая критика в адрес Сталина, усилившая процесс десталинизации и либеральные настроения в обществе. В то же время стремительно возрос политический вес главного покровителя консерваторов А. Шелепина (секретарь ЦК и одновременно председатель Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР, зампред Совмина). Председателем КГБ СССР, традиционно уделявшим пристальное внимание настроениям в литературной среде, с ноября 1961 г. был его ближайший сподвижник В. Семичастный. С усилением этого тандема большую возможность для самостоятельной деятельности получил первый секретарь ЦК комсомола С. Павлов, которому подчинялось издательство «Молодая гвардия».

Возвышение Шелепина и Павлова усиливало позиции «консерваторов» в литературе. Одним из результатов нового расклада сил и стала публикация романа И. Шевцова «Тля» издательством «Советская Россия». Шелепин и секретарь ЦК по идеологии JI. Ильичев сумели спровоцировать Хрущева на борьбу с современным искусством, которое было символом либеральных надежд. Результатом стали скандальные выступления Хрущева на выставке в Манеже 1 декабря 1962 г., на встречах с интеллигенцией 17 декабря 1962 г. и 7-8 марта 1963 г., создание Идеологической комиссии ЦК. В качестве разумной альтернативы прозападным настроениям «либералов» Шелепин и Ильичев предлагали не сталинизм, а возвращение к традиционным ценностям. Именно эту идею, с подачи Ильичева, высказал на заседании Идеологической комиссии художник И. Глазунов. В его выступлении призывы к сохранению памятников русской истории перемежались с осуждением современного искусства.

Русские «консерваторы» стали гораздо откровеннее обсуждать интересующие их проблемы в печати, в частности, журнале «Молодая гвардия». Это привело к активизации литературной группировки, формировавшейся вокруг журнала и одноименного издательства. Публикуя начинающих авторов, издательство могло вовлекать в литературную среду, «делать имя», взращивать новых русских «консерваторов».

Руководители комсомола были недовольны растущим влиянием наиболее радикального направления либеральной литературы — «исповедальной прозы» (А. Кузнецов, В. Аксенов, А. Гладилин, В. Розов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Окуджава). В 1961 г. Павлов протестовал против публикаций «жалкой группки морально уродливых авторов» на страницах молодежного журнала «Юность». Либерализму как таковому и либеральному пониманию «жизненной правды» противопоставлялся исторический оптимизм и советский патриотизм в трактовке журнала «Молодая гвардия». Этот патриотизм был связан с традициями военно-патриотического воспитания на материалах не только Гражданской войны, но и дореволюционной истории. Видный «молодогвардеец» Русская идея без каких-либо противоречий сочеталась в их понимании с идеей социализма.

Еще одной сферой, где руководители комсомола помогали «консерваторам» в писательской среде популяризовать русские национальные идеи, была редакционно-издательская деятельность. Большую роль в этом играло издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» и его руководители Ю. Мелентьев, В. Осипов, В. Ганичев. Главным творческим приобретением русских «консерваторов» в 1960-е годы стали авторы «деревенской прозы». Ее родоначальниками были В. Солоухин с его книгой «Владимирские проселки» (1958), и В. Шукшин, опубликовавший в издательстве «Молодая гвардия» в 1962 г. одну из наиболее ярких книг «деревенского» направления — «Сельские жители».

Таким образом, в эпоху «оттепели» была определенная свобода в культуре, творчестве работников искусства, а с другой стороны, власти эту свободу ограничивали, если деятельность каких-то людей сильно противоречила государственной идеологии или мешала руководству СССР.

Примеры:

1. Первым проявлением диссидентства, обратившим на себя внимание властей и общества, стало «дело» Б. Пастернака, удостоенного в 1957 г. Нобелевской премии за роман «Доктор Ж иваго», опубликованный итальянским издательством Д. Фельтринелли (первый случай «тамиздата»). Публикация стала поводом для шумной кампании по дискредитации писателя. Угрожая высылкой из страны, его вынудили отказаться от премии, а в октябре 1958 г. исключили из Союза писателей.

2. Деятельность в 1956-1957 гг. ленинградского кружка математика Р. Пименова-пять его участников осуждены в сентябре 1957 г. за то, что «создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем», а фактически — за распространение листовки против безальтернативных выборов.

3. Деятельность кружка под руководством студента Ленинградского педагогического института В. Трофимова-восемь его участников осуждены 19 сентября 1957 г. за объединение в организацию, стоящую на позициях революционно-марксистской теории, и распространение листовок с призывом к студентам требовать демократических свобод.

4. С 1956 г. действовал кружок под руководством аспиранта исторического факультета МГУ JI. Краснопевцева. Его участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против «сталинского социализма», за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за «антисоветскую» деятельность на 6-10 лет заключения.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: