Тема. «Маленький человек» советского времени в прозе Л.Петрушевской, В.Пьецуха, В.Нарбиковой

Литература 11 класс

1.Петрушевская Людмила Стефановна

 Родилась 26 мая 1938 года в Москве. Окончила факультет журналистки МГУ. Работала редактором на телевидении. Пишет рассказы с середины 1960-х годов. С середины 1970-х годов выступает и как драматург: «Два окошка» (1975), «Любовь» (1979), «Стакан воды» (1983), «Уроки музыки» (1983), «Квартира Коломбины» (1985). В ее ранних пьесах была показана советская реальная и неприкрашенная жизнь. Эти пьесы ставились на любительских сценах и вскоре запрещались. Первый сборник прозы Л. Петрушевской вышел только в 1988г. на гребне объявленной гласности. Творческое кредо писательницы: «Литература – не прокуратура».                                                                                                                                             Женская проза Петрушевской — это собрание всевозможных болезней, немыслимых страданий, вопиющих несправедливостей и прочих горестей. Она не боится называть вещи своими именами. Но в тоже время Петрушевская не отождествляет себя с персонажами. Она держится на расстоянии, сохраняя дистанцию неизменно большой. Ее персонажи — духовные инвалиды, неспособные к нормальным человеческим чувствам. В женской прозе Петрушевской даже любовь нещадно убивается бытом и нищенскими условиями существования персонажей.                                                                                        Петрушевская - жесткий, не традиционный в своих ракурсах и оценках художник. Проявление доброты ее героинь носит подчас парадоксальный характер. Не каждому читателю понятны, например, поступки героини повести «Свой круг». На глазах своих вероломных друзей она за ничтожную провинность избивает в кровь маленького сынишку. Женщина (повествование ведется от ее лица и имя ее не упоминается) знает, что неизлечимо больна. Отец ребенка ушел из семьи к ее лучшей «подруге». Он не любит и стыдится мальчика. На что обречен малыш? Мать устраивает «кровавый фарс» с избиением «младенца», чтобы пробудить жалость в отце и его «дружках». Спектакль удался. Мальчика берут на воспитание «друзья» дома. Они потрясены жестокостью матери и готовы проявить милосердие. Читатели замечают добрую реакцию чужих людей, но для Петрушевской важен поступок самой героини. Она сделала для своего сына все, что было в ее силах и может «спокойно умереть». Надежда на прощение и понимание мальчика ее невиновности перед ним в будущем. В один из пасхальных дней показывает ему дорожку к могилкам бабушки и дедушки. Может, любовь приведет его когда-нибудь и к ней, похороненной рядом с ними?                                                                       Людмила Петрушевская вскрывает различные источники молчания своих героев: бессилие, гордость. В рассказе «Надька» героиня — опустившаяся алкоголичка с нетрадиционной «ориентацией», «ботинки... поистоптались Гордыня не позволяет ей принять судьбу женщины, заниматься бабским, рабским, по ее мнению, трудом. Из гордости она молчит о своих бедах и никогда не просит денег. Петрушевская исследует и более глубокие причины молчания маленького человека. Она обращается к детству своих героев: «Дети все-таки воплощенная совесть. Как ангелы, они тревожно задают свои вопросики, потом перестают и становятся взрослыми. Заткнутся и живут. Понимают, что без сил» (роман «Время ночь»). Родители, оберегая своих детей, открывают им «правду» — грубую сторону.У Петрушевской «жестокая правда жизни» подтверждает свою истинность, однако, прежде всего, именно в отношении слабых людей: «Жизнь оборачивается своей грубой, бесстыдной, беспощадной изнанкой, когда дело касается беспомощных людей, это так» («Глазки»). Характерный для ее творчества сюжетный мотив порочного круга, повторения несчастливой судьбы матери дочерью рождается не из-за отказа прислушаться к предупреждениям, а как раз является следствием воспитания «в правде». Надламывает ребенка в рассказах Петрушевской не грубость жизни, а слишком резкое столкновение с реальностью, бестактность родителей. Семья часто предстает у Петрушевской как место, где не уважают личные границы, вторгаются в них грубыми словами. В ее рассказах дети вырываются из отношений ценой сумасшествия («Пляска смерти»), покончив с собой («Круги по воде»). Детей пытают правдой жизни, взваливают на них тяжесть своих страданий: «Родители... всегда оперировали четкими, ясными фактами, не врали, не преувеличивали и терзали свою дочь правдой как железными крючьями» («Пляска смерти»). Маленький человек защищается от родителей, от мира молчанием. Творчество Петрушевской тесно связано с гуманистической традицией трактовки образа маленького человека. Несмотря на то, что таких героев она часто наделяет отталкивающей внешностью, сложным характером, за иронией, даже жесткостью писательницы проступает трагический подтекст рассказов, сочувствие автора.В прозе Петрушевской робкого, маленького человека «массовки» не ждут волшебные превращения. Интерес сосредоточен на болезненном сломе, на границе, отделяющей детскую и взрослую жизнь.

2.Вячеслав Алексеевич Пьецух – советский и российский писатель.

 Родился 18 ноября 1946 в Москве. В 1970 году Вячеслав Пьецух окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института. Около десяти лет работал учителем в школе, также трудился корреспондентом радио, литературным консультантом в журнале «Сельская молодёжь». С января 1993 года по июль 1995 года был главным редактором журнала «Дружба народов». Начал заниматься литературным творчеством с 1973 года. Первая публикация – рассказ «Обманщик», который был напечатан в журнале «Литературная учёба» (1978).
Само творчество Вячеслава Пьецуха в целом с трудом укладывается в некие определённые рамки. Из долгих, но безуспешных попыток критиков причислить его к какому-нибудь из новомодных литературных течений выкристаллизовалось определение «иронический реализм», также допускающее различное толкование.                                                             1. Какие впечатления у вас вызвал этот рассказ?                                                                                   2. Каково ваше отношению к герою-учителю?                                                                                                                                                                           3. С какой целью Пьецух связывает свой рассказ с текстом Чехова? Пьецух обращается к той же проблеме, но переносит ее на современную ему действительность. Проблема маленького человека во все времена остается актуальной, меняется лишь антураж. И Беликов, и Серпеев хотели «замуроваться в футляр», но каждый из своих побуждений, инспирированных эпохой.                                                                                                                                     4. Как вы считаете, в чем виделось личное и общественное спасение в глазах Беликова и Серпеева? Беликов, окружая себя физической безопасностью и изолированностью, стремился нравоучать свое окружение через наставления и чтение моралей, считая определенные порядки непристойными и неуместными социальному положению тех или иных людей. Серпеев же стремился к духовной изоляции, будучи несогласным с социально-политической обстановкой в стране, школьной системой, находя себя лишним, единственно здоровым в нездоровой модели, заботясь о молодежи через преподавание «светлой литературы прошлого столетия».                                                            5. Каково различие в общественном отношении к Беликову в конце 19 века и к Серпееву в конце 20-го?          Беликова считали неудобным обществу и с радостью его похоронили как источник своего дискомфорта. Серпеева же, напротив, жалели.                6. Почему Серпеев, добившись собственного увольнения из школы, желал продолжить преподавать литературу на дому для заинтересованных учеников? Серпеева волновало нравственное здоровье молодых людей, он заботился о том, чтобы учить молодежь светлым и настоящим вещам, противоположным системе, с которой был не согласен и от которой хотел спрятаться в футляр.                                                                           7. Кто, на ваш взгляд, боится больше, Беликов или Серпеев? Почему?                                                      В.А. Пьецух уже в самом начале рассказа показывает, что учитель русской литературы Серпеев, в отличие от Беликова, боялся почти всего. Причем во всей богатой палитре страхов Серпеева есть как биологические (боязнь насилия, воды, высоты, неизлечимых болезней, собак и др.) и экзистенциальные (боязнь смерти), так и социально-политические страхи (боязнь милиционеров, повесток в почтовом ящике, анонимных доносов, народного суда). Особенность пьецуховского героя в том, что он страдает от всех возможных человеческих страхов разом. Различие кроется в историческом контексте, причина боязни всего лежит в репрессиях и агрессивной политике советских властей в недавнем прошлом.                                                                                                            8. В чем заключается роль повторения фразы «вот только детей было жаль» на протяжении рассказа?                                                                                                                                      Фразой писатель иронизирует над всей системой советского образования, указывая, что «злые шалопаи» убивают и калечат души детей, заставляя их всех жить по единым правилам, учить только то, что предусмотрено. И, как замечает писатель, «на беду» таких учителей большинство, а таких, как Серпеев, считают «чуточку не в себе». Поэтому, исходя из общепринятой логики, пьяный учитель рисования «с настоящей алебардой и слепым голубем на плече» нормален, а ранимый, закрытый, непонятый, несущий светлый мир литературы Серпеев – ненормален.                                                                                                                                         9. Почему Пьецух к чеховскому названию рассказа добавил местоимение «наш»?     «Наш» потому, что свой для всего общества. В образе Серпеева писатель показывает все советское общество, общественно-социальное устройство СССР перед эпохой перестройки. И «футляр» Серпеева – это «футляр» всего Советского Союза. Страхи Серпеева – это страхи всего советского народа. И некий маленький протест нашего героя: нежелание подчиняться тупой программе. Организация внешкольного курса словесности у себя дома – это протест, который рождался в недрах всей страны. Внешний «футляр», своеобразная отгороженность от всего враждебного мира, был практически у каждого мыслящего интеллигентного человека в СССР.                                                10. Как вы считаете, всегда ли, в любом ли обществе будут свои «маленькие люди»? Почему? Конечно, «маленькие люди» будут в любом обществе, потому что не каждый человек стремится к славе и вниманию; не каждый будет согласен с подавляющим большинством общества/системы, поэтому предпочтет тихо заниматься своим делом, исходя из собственных взглядов и интересов.

3.Валерия Спартаковна Нарбикова- российская поэтесса, писательница и художник.

 Автор 10 романов, изданных во Франции, Германии, Голландии, Италии, Чехословакии. Валерия Нарбикова окончила Литературный институт им. Горького. В 1978 году дебютировала стихами, но до 1998 года ее проза в России не публиковались из-за эстетического неприятия издателями "другой литературы". Она является одним из самых необычных авторов, пишущих по-русски. После публикации романа «Равновесие света…» в 1988 году имя Нарбиковой стало символизировать новую русскую литературу, точнее, самые ее раздражающие и возмущающие аспекты. Проза писательницы, изысканная и наполненная языковыми экспериментами                                                                                           Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/202205-valeriya-narbikova

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: