Психологическое консультирование

Основные отрасли психологии.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Отрасли психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или общие базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология». Общая психология изучает общие закономерности возникновения и функционирования психики.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Психология личности включает в себя эмоции, способности, темперамент, характер, волю.

Прикладными или специальными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Эти отрасли занимаются вопросами, представляющими интерес для познания одной или нескольких групп явлений.

Выделим виды специальных отраслей психологии:

возрастная психология изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения людей разного возраста;

социальная психология изучает закономерности функционирования психики и поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий;

дифференциальная психология изучает особенности, отличающие людей друг от друга;

психофизиология изучает связь психических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;

педагогическая психология исследует формирование и изменение психологии людей в условиях обучения;

медицинская психология изучает особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

Существуют и другие отрасли психологии: политическая, экономическая, военная, психология рекламы и т.д.

Методы исследования в психологии.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследований, от того как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Психология использует методы философии и социологии, математики и физики, информатики, физиологии, биологии, истории.…При проведении экспериментов психологии используют механические устройства радио-, видео-, электронную технику.

Ещё в 18 веке психические явления изучали методом интроспекции, т.е. самонаблюдения. Мы всё время анализируем свои действия и чувства, оцениваем своё отношение к другим людям и их отношение к себе. Однако этот метод оказался весьма ненадёжным. Мы не всё знаем о себе, не всегда способны что-то рассказать о себе, что-то скрываем и т.д.

Используются традиционные методы сбора различной информации:

1)наблюдение: внешние (со стороны), внутренние (за собой), свободное (нет рамок), стандартизированное (ведётся по чёткой программе), включенное (психолог лично участвует в исследовании, превращается в бомжа, фаната, наркомана и т.д.), скрытое (за человеком наблюдают незаметно, н-р, с помощью видеокамеры и т.п.)

2)опрос (устный, письменный…)

3)тесты (опросники, задания, рисуночные…)

4)эксперимент (естественный, лабораторный)

5)социометрия (метод исследования взаимоотношений в группе)

6)анализ продуктов деятельности (почерка, одежды и т.п.)

 

Психологическое консультирование.

Психологические научные дисциплины условно можно разделить на теоретические и практические. Психологи-теоретики заняты поиском новых знаний, они наблюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют полученные результаты, создают схемы, объясняют поведение. Психологов-практиков больше - это школьные психологи, медицинские психологи, социальные психологи, психологи-консультанты в организациях и т.д. Профессиональные психологии проводят научные исследования в области психологии, преподают психологию, оказывают психологическую помощь. Одни психологи занимаются проблемами отдельных людей в случаях их эмоциональных и социальных кризисов. Другие психологи создают программы для привлечения людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях. Психолог-консультант обычно помогает людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить свои проблемы. Психологи-консультанты участвуют в работе различных центров по предупреждению самоубийств и разного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Роль такого психолога в том, чтобы помочь обществу осознать возникшие проблемы, нацелиться на них и постараться решить. Психологи-консультанты оказывают психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.

 

 4.Экспериментальный метод.

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создаёт морально-этические проблемы. Во-первых, над людьми можно экспериментировать только с их согласия. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вообще нельзя ставить. В третьих, ход и результаты эксперимента зависят от того, как понята цель участниками, где, когда и кем проводится эксперимент...

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко. В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Различают два основных вида экспериментального метода:

1) лабораторный метод

2) естественный метод

Лабораторный метод проводиться в особых условиях с помощью психологической аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Действия участников определяются инструкцией. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, памяти и т.д.

Естественный эксперимент проходит без напряжения в естественных условиях, например, на уроке, при беседе, в игре и т.д. Психологические эксперименты очень важны при изучении познавательных возможностей учащихся различных возрастов.

Экспериментальные методы в психологии начал применять А.Ф. Лазурский (1874-1917). Затем этот метод широко использовали Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Запорожец и др.

А.Р. Лурия создал экспериментально-патологический метод. С его помощью исследуют изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга.

Метод опроса.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса – выявить мнения, установки, представление человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Различают три вида инструментального обеспечения метода опроса:

а) интервью

б) опросники-анкеты

в) личностные опросники

Интервью - представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т.д. Различают 2 вида интервью:

  свободное, т.е. не регламентированное формой (а иногда и темой) в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно

2) структурированное (или стандартизированное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме..

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т.п. Интервью применяют и для установки тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д. Психологи используют биографические опросники для различных целей, например для формирования однородных групп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т.п. Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора.

Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Например, личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта.

 




double arrow
Сейчас читают про: