Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

На основании теоретического анализа литературы по проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста были поставлены цель и задачи опытно-практической работы.

Цель опытно-практической работы: выявить возможность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе апробации серии мероприятий, организуемых в повседневной деятельности с использованием выявленных методов и приемов.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-практическая работа по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 88 «Дубравушка» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан под руководством заведующего детского сада Галимовой Натальи Ивановны.

 

 

Деятельность МАДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством республики Башкортостан в области образования и его Уставом. Организация имеет полный набор групповых, спальных и вспомогательных помещений по площади, планировке, отделке, оснащению, расстановке оборудования соответствующий санитарным требованиям.

Во всех группах и методических кабинетах создана соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальное воспитание». В ДОО имеется возможность распечатки методических и информационных материалов на цветном принтере дает возможность эстетично оформлять портфолио педагогов, методические выставки, материалы для обогащения опыта педагогов, информацию для родителей и многое другое. Воспитательно-образовательный процесс обеспечен информационными ресурсами, специализированным оборудованием.

В группе №5 в наличии имеются альбомы с фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (металлофон, синтезатор), игрушечные музыкальные инструменты (бубны, ложки, колокольчики, пианино, шумовые инструменты), игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, звуковые книжки, открытки); аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). Организация осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «Основной общеобразовательной программой МАДОУ Детский сад № 88 «Дубравушка», которая в качестве апробации используется программа Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

В исследовании принимали дети старшей группы «Детского сада № 88» в количестве 10 человек: Ульяна Б., Влада С., Самира М., Виктория Р.,

Ксения О., Дамир Д., Мирон А., Семён Н., Дмитрий Р., Михаил П.

Опытно-практическая работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Контрольный.

На констатирующем этапе опытно-практической работы была проведена диагностика уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста был использован адаптированный вариант методики (по материалам О. П. Радыновой) [33, с. 153].

Для характеристики уровней развития музыкальных способностей были разработаны критерии и показатели, представленные в таблице №1.

Таблица №1

Уровни и показатели развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Уровни Критерии                Показатели

Высокий

Интонирование Точно передает высоту музыкальных звуков, правильно берет дыхание, чувствует начало и конец фразы.
Чувство ритма Точно повторяет ритмический рисунок.
Ладовое чувство Понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения в музыке, легко различает настроение музыки, реагирует на мажор и минор, эмоционально отзывается.

Средний

Интонирование Не очень чисто интонирует, но всегда вовремя берет дыхание, четко произносит текст.
Чувство ритма Повторяет ритмический рисунок с помощью воспитателя.
Ладовое чувство Проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда может различить настроение музыкального произведения.

Низкий

 

Интонирование Фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание.
Чувство ритма Не может воспроизвести ритмический рисунок.
Ладовое чувство Нет заинтересованности, отсутствует реакция на музыку, не определяет настроение музыкального произведения: грустное или весёлое.

 

1. Методика по определению уровня интонирования у детей старшего дошкольного возраста (Приложение №1).

Методика применялась с целью определения уровня чистоты интонирования.

Задание №1.

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, точно проинтонировать, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Оценка результатов проводилась в соответствии со следующими критериями.

Точное интонирование мелодии с динамическим изменением и способом звукоизвлечения после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития интонирования; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне интонирования; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне интонирования.

Выводы об уровне интонирования:

5 баллов – высокий уровень.

3-4 балла – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

С использованием методики был определён уровень интонирования у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики по методике определения уровня интонирования представлены в таблице №2.

Таблица №2

Уровень развития интонирования у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 5 Высокий
2.  Влада С. 5 Высокий
3. Самира М. 4 Средний
4. Виктория Р. 5 Высокий
5. Ксения О. 3 Средний
6. Дамир Д. 5 Высокий
7. Мирон А. 4 Средний
8. Семён Н. 4 Средний
9. Дмитрий Р. 2 Низкий
10. Михаил П. 3 Средний

Из таблицы №2 видим, что высокий уровень развития интонирования имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 1 ребенка – (10%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития интонирования проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р., Дамира Д. Эти дети точно передают высоту музыкальных звуков, правильно берут дыхание, чувствуют начало и конец фразы. Самостоятельно поют знакомые мелодии без сопровождения, правильно и внятно пропевают слоги. Хорошо открывают рот, активно работают губами и языком в соединении с правильным звукообразованием и дыханием.

Дети, у которых был выявлен средний уровень развития интонирования Самиры М., Ксении О., Мирона А., Семёна Н., Михаила П. Эти дети вовремя берут дыхание, чувствуют начала и конец фразы, четко произносят текст, но не очень чисто интонируют. Выполняют задание с помощью воспитателя. Отсутствует напевность, выразительность звука.

Низкий уровень развития интонирования проявился у Дмитрия Р. Ребенок фальшивит, не попадает в ноты, не чувствует конец фразы, неправильно использует дыхание. Чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, присутствует крикливость в звуке, не умеет петь в коллективе.

2. Методика по определению чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста (Приложение № 2).

Методика применялась с целью определения чувства ритма.

Задание №2.

Воспитатель играет попевку на металлофоне или фортепиано. Ребенку предлагается воспроизвести ритмический рисунок попевки на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков, в хлопках, притопах или на ударных инструментах.

Музыкальный репертуар: «Тук-тук, молотком», «Кап – кап» или «Тик-тик-так».

Точное воспроизведение ритмического рисунка после первого показа воспитателя свидетельствует о высоком уровне развития чувства ритма; после первого/второго показа воспитателя свидетельствует о среднем уровне чувства ритма; после третьего показа воспитателя или не выполнение задания свидетельствует о низком уровне чувства ритма.

Оценка результатов проводилась по количеству правильных ритмических рисунков.

 3 балла – высокий уровень.

 2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.

Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.

С использованием методики был определён уровень развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики представлены в таблице №3.

Таблица №3

Уровень развития чувства ритма у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 3 Высокий
2.  Влада С. 3 Высокий
3. Самира М. 2 Средний
4. Виктория Р. 3 Высокий
5. Ксения О. 2 Средний
6. Дамир Д. 2 Средний
7. Мирон А. 2 Средний
8. Семён Н. 2 Средний
9. Дмитрий Р. 1 Низкий
10. Михаил П. 1 Низкий

 

Из таблицы №3 видим, что высокий уровень развития чувства ритма имеется у 3 детей – (30%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 2 детей – (20%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития чувства ритма проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р. Эти дети точно повторяют ритмический рисунок. Выделяют увиденные и услышанные ритмы самостоятельно, различают и создают ритмические варианты, эмоционально, выразительно и свободно исполняют предложенные ритмы, ритмичны при исполнении заданий, быстро переключаются с одного ритма на другой.

Дети, у которых был выявлен средний уровень развития чувства ритма Самиры М., Ксении О., Дамира Д., Мирона А., Семёна Н. Эти дети повторяют ритмический рисунок с помощью воспитателя. При выполнении задания возникают затруднения, не могут свободно повторить ритмический рисунок без предварительной работы.

Низкий уровень развития чувства ритма проявился у Дмитрия Р., Михаила П. Эти дети не могут воспроизвести ритмический рисунок. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.

3. Методика по определению уровня развития ладового чувства (Приложение №3).

Методика применялась с целью определения уровня развития ладового чувства.

Задание №3.

Ребенку предлагается прослушать три разнохарактерных произведения (веселое, грустное, спокойное). На первой карточке будет изображено грустное лицо, на второй карточке – веселое, на третьей – обычное. Задача ребенка поднять то настроение карточки, которое он чувствует в произведении.

Если ребенок понимает настроение музыкального произведения, чувствует смену настроения, правильно поднимает карточку с эмоцией, это свидетельствует о высоком уровне развития чувства ладового чувства; если ребенок проявляет эмоциональную реакцию, но не всегда правильно различает настроение музыкального произведения, это свидетельствует о среднем уровне ладового чувства; если ребенок не может определить настроение музыкального произведения и не выполняет задание, это свидетельствует о низком уровне ладового чувства.

3 балла – высокий уровень.

 2 балла – средний уровень.

1 балл – низкий уровень.

Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике 3 балла.

Минимально возможная оценка 1 балл. Соответствует тому случаю, если ребенок не смог справиться с заданием.

С использованием методики был определён уровень развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики представлены в таблице №4.

 

Таблица №4

Уровень развития ладового чувства у детей исследуемой группы

Имя. Ф. ребенка

Баллы Уровни
1. Ульяна Б. 3 Высокий
2.  Влада С. 3 Высокий
3. Самира М. 2 Средний
4. Виктория Р. 3 Высокий
5. Ксения О. 2 Средний
6. Дамир Д. 3 Высокий
7. Мирон А. 2 Средний
8. Семён Н. 2 Средний
9. Дмитрий Р. 1 Низкий
10. Михаил П. 2 Средний

Из таблицы № 4 видим, что высокий уровень развития ладового чувства имеется у 4 детей – (40%), средний уровень у 5 детей – (50%), низкий уровень у 1 ребенка – (10%).

Качественный анализ результатов показал, что высокий уровень развития ладового чувства проявился у Ульяны Б., Влады С., Виктории Р., Дамира Д. Эти дети понимают настроение музыкального произведения, чувствуют смену настроения в музыке, реагируют на мажор и минор, точно ощущают устойчивость и неустойчивость звуков при окончании на них мелодии, эмоционально отзываются.

Дети, у которых был выявлен средний уровень развития ладового чувства Самиры М., Ксении О., Мирона А., Семёна Н., Михаила П. Эти дети проявляют эмоциональную реакцию, но не всегда могут различить настроение музыкального произведения. Имеют любимые произведения, просят повторить их.

Низкий уровень развития ладового чувства проявился у Дмитрия Р. У него нет заинтересованности, отсутствует реакция на музыку, не может определить настроение музыкального произведения.

Рассмотрим полученные результаты по всем методикам в общей таблице №5.

Таблица №5

Результаты первичной диагностики по изучению уровня развития музыкальных способностей в старшей группе

Имя ребенка Методика №1 Методика №2 Методика №3 Итог Уровень
Ульяна Б. 5 3 3 11 Высокий
Влада С. 5 3 3 11 Высокий
Самира М. 4 2 2 8 Средний
Виктория Р. 5 3 3 11 Высокий
Ксения О. 3 2 2 7 Средний
Дамир Д. 5 2 3 10 Высокий
Мирон А. 4 2 2 8 Средний
Семён Н. 4 2 2 8 Средний
Дмитрий Р. 2 1 1 4 Низкий
Михаил П. 3 1 2 6 Низкий

 

По итогам результатов диагностики, уровень развития музыкальных способностей определяются следующим образом:

10-11 баллов – высокий уровень развития музыкальных способностей.

7-9 баллов – средний уровень развития музыкальных способностей.

4-6 баллов – низкий уровень развития музыкальных способностей.

Исходя из полученных результатов по вышеперечисленным методикам, наблюдаем, что они позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний уровень развития музыкальных способностей.

Наиболее низкие результаты выявлены у Дмитрия Р. и Михаила П. Выявленный средний и низкий уровень развития по данным методикам у обследуемых детей показывает, что в целом музыкальные способности развиты недостаточно.

Следовательно, полученные результаты диагностики позволяют нам сделать вывод о необходимости целенаправленной и систематической работе по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: