Формы воспитательной работы
Воспитательное мероприятие – это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью.
(А.Г. Кирпичник)
Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название. На сегодняшний день существует несколько десятков форм работы с детьми, а все многообразие мероприятий есть лишь результат наполнения этих форм новым содержанием с последующим придумыванием «старым формам с новым содержанием» привлекательных названий.
Для успешного проведения мероприятий нужно:
1) знать существующие формы;
2) уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
3) уметь придумать полученному результату название.
Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий. Все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму (определенная последовательность действий). Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» - это все, что потребуется от педагога, вожатого для проведения воспитательных мероприятий.
Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма – содержание – название) форма является наиболее устойчиво – консервативной частью.
Формы проведения воспитательных мероприятий.
Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Главное в игре – ощущение радости. Радость делится на многие составные: наслаждение, блаженство, веселье, услада, утеха, удовольствие, душевное удовлетворение и др.
Сама Игра делится на игровые принципы:
| Игра | Потеха | состязание | песня |
| Конкурс | Забава | фант | игро- песня |
| Аттракцион | Розыгрыш | хороводные игры | занятие |
| Аукцион | Затея | игры в кругу | |
| Викторина | Прикол | игро - танцы | |
| Лотерея | комикс – игра (игровое представление) | танцевальные игры |
Сам игровой принцип Игры делится на две основные – и самостоятельные и взаимосвязанные – части: дворовые игры, посиделочные игры.
Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки–пятнашки-горелки»), прыгательные («прыгалки–скакалки–классики») и т.п.
Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п.
Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга – конкурсные программы.
Конкурс – соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы. В игре лучшего выявлять не нужно, а в конкурсе лучший должен выявляться, в этом основное отличие конкурса от игры.
Как и игра, конкурс делится на свои составные части.
Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют все гости праздника, с выделением и поощрением самых активных, оригинальных участников.
И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зала, или каким – то другим признакам.
Главное, чтобы проигравшие не уходили со сцены ущемленными, обиженными, злыми. А это зависит и от мастерства ведущего и от подбора игр.
Аттракцион – устройство для развлечения в местах общественного отдыха.
Аттракционный принцип игры – это, фактически игровое оформление игрового пространства. Он делится на четыре направления:
Межпространственное – игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх.
Напольное – игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле.
Потолочное – игры, которые свисают от потолка вниз.
Настенное – игры, которые располагаются на стенах игрового пространства мероприятия – в фойе, коридорах и т.п.
Аттракционный принцип – это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, серсо и т.п.
Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Фактически – это некое театрализованное представление, в котором участвуют товары, деньги, покупатели, зрители и ведущий аттракциона.
Задача аукционного игрового принципа – создать праздничный, веселый здоровый азарт.
- аукцион в чистом виде
- юморной, прикольный «Черный ящик»
- словесный аукцион
- аукцион в стиле игры «горячо – холодно»
- аукцион – синоним и т.п.
Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой. Викторина требует полного или достаточно объемного раскрытия темы. Здесь ведущий должен быть, что называется, в «материале».
Кроссворд - игра – задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. Кроссворд может быть настенным, индивидуальным (на отдельных листочках) и зримый (когда персонажи держат кроссворд в руках).
Чайнворд – игра – задача, в которой фигуру из последовательно расположенных квадратов (клеток) нужно заполнить буквами, составляющими слова, расположенные так, что последняя буква первого слова является начальной буквой второго слова. Работа с «чайнвордом» строится по принципу «кроссворда»
Тест – вопросник на какую – либо тему, с имеющимися вариантами (правильными и неправильными) ответа. Хорошо, если и в кроссворде и в тесте будет присутствовать юмор.
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке или истолковании.
В викторинном принципе «загадка» стоит особняком, поскольку она самодостаточна, как игровая форма. В нее при желании могут входить и ребус, и шарада, и т.п., которые по сути своей являются загадками. Но, в отличие от них, «загадка» - очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освоение мира, и познание его секретов, и особый (не скучный) взгляд на быт, и развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления.
Все загадки делятся не две части: старинные загадки (создаваемые многими и накопленные многими поколениями), современные загадки (создаваемые сегодня и в народной среде, и писателями, и ведущими – игровиками)
Старинные и современные загадки также подразделяются на загадки познавательные и загадки развлекательные. Развлекательные загадки тоже делятся на шутливые, прикольные, обманные на «детские» и на «взрослые».
Лотерея – розыгрыш вещей, денежных сумм по билетам. Бывают лотереи: беспроигрышные, в виде тира (что «выбил», то и получи), театрализованные и другие.
Лотерейный игровой принцип хорош, как встречальная или провожальная форма на празднике. Она имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любого праздника.
Потеха и забава.
Потеха – как игровой принцип, несомненно, несет основу мужскую. По определению В.И. Даля понятие «потеха» - «ристанье», «охота», «конский бег», «потешный бой», «ристалище».
Забава – развлечение, игра. Несет женскую основу.
Розыгрыш и прикол
Разыграть – подшучивая над кем-нибудь, поднять на смех, одурачить.
Розыгрыш – это самый первоапрельский игровой принцип. В отличие от прикола розыгрыш не мгновенного действия. Он требует определенного времени, в течение которого кого – то разыгрывают. То есть, чтобы розыгрыш состоялся, нужны время, «кто разыгрывает» и «кого разыгрывают». Все остальное: «где», «когда», «как» - уже вторично.
Прикол – это игровой принцип мгновенного действия, цель которого: без раскачки «встряхнуть» и втянуть человека (или людей) в праздник. Прикол очень хорош, как встречальный прием гостей на празднике. Здесь важны деликатный (но с юмором) «подход» перед приколом (некое обозначение, что сейчас «что – то будет», и развенчание прикола, которое должно быть таким же мгновенным, как сам прикол и реакция на него.
Затея – задуманное дело, замысел, занятие для развлечения, забава.
Даже самый долгожданный праздник имеет свойство приедаться. Тут и появляется затея. Затея как игровой принцип – необходима для толчка (порыва), чтобы у праздника открылось «второе дыхание», чтобы вновь все проснулось и завертелось. Затеи делятся на подготовленные и спонтанные.
Состязания -соревнование в чем-нибудь. Состязание отличается от конкурса тем, что в нем выявляется не лучший, а победитель. И от «соревнования» «состязание» имеет свое кардинальное отличие: «соревнование» - это удел спорта, а «состязание» связало себя с игрой.
Состязания как игровой принцип имеют локальный характер. Состязания нежелательно проводить с главной сцены (эстрады) праздника. Если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях – команды. Основная разница здесь в том, что «группа» - это случайный набор людей, а «команда» - уже отобранные люди. Если в конкурсе фигурируют призы, то в состязаниях – награды.
Задание для выполнения:
- найти в сети интернет или в материалах группы и прислать мне любым удобным для вас способом разработку одной из форм воспитательного мероприятия с указанием возраста участников.
Форма «Конкурсная программа»: учащиеся с первой буквой в фамилии от «А» до «О».
Форма «Викторина»: учащиеся с первой буквой в фамилии от «П» до «Я».






