Методика исследования звукопроизношения свистящих Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф.)
Структура методики
1. Исследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих)
2. Исследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции
3. Исследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
4. Исследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
5. Исследование возможности произнесения звука в предложении
Содержание методики
Исследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих)
Инструкция: «Повтори за мной звуки».
[с] -
[с'] -
[з] -
[з'] -
[ц] -
Критерии оценки:
4 балла - правильно произносятся все звуки;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все звуки.
Исследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции
|
|
Инструкция: «Повтори за мной».
Примечания: условные обозначения
С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц].
1. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы
2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$
3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
4. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками
5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков
6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б
7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$
8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы
Критерии оценки:
4 балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно;
3 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$
2 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г;
1 балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог);
0 баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей).
Исследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).
сани | сено |
оса | осень |
нос | неси |
зубы | Зина |
коза | вези |
цепь | конец |
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове.
Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).
|
|
коса | коза | яйцо |
оса | зонт | овца |
сад | заяц | птица |
сова | язык | цветы |
сок | замок | боец |
песок | зубы | певец |
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове.
Исследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
Примечание: учитывая возраст ребенка и его произносительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А.К. Марковой).
13 классов слов по А.К. Марковой
1 кл. - двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)
2 кл. - трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)
3 кл. - односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)
4 кл. - двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)
5 кл. - двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)
6 кл. - двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)
7 кл. - трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)
8 кл. - трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)
9 кл. - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)
10 кл. - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКОВКА)
11 кл. - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)
12 кл. - двусложные слова с двумя стечениями согласных (КЛЕТКА)
13 кл. - четырехсложные слова из открытых слогов (ЧЕРЕПАХА)
Инструкция 1: «Повтори за мной слова».
Инструкция 2: «Назови эти картинки»,
снеговик гвозди пуговица
гости мозаика кузнецы
пастух Мимоза цветы
уксус незабудка птенцы '
спутник заноза цветник
мосты гнездо ученица
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки во всех типах (классах) слоговых структур.
Исследование возможности произнесения звука в предложении
Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».
На суку спит сова.
У Сони новый самокат.
В саду сухой песок.
Сегодня дома вся семья.
На скамейке сидит Саня.
Зина запускает змея.
Зоя ест изюм.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Цапля - это птица.
У всех птиц есть птенцы.
Птицы едят гусениц.
В саду цветет акация.
Примечания:
1. Слова, сложные по семантике, включают в лексический материал для обследования после уточнения их значения и наличия этих слов в пассивном и активном словаре ребенка.
2. Ошибки при отраженном повторении, связанные со слабой слухоречевой памятью, в данном обследовании не учитывают.
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.
Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».
Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем (в нашем примере это группа свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]).
В саду цветут цветы.
Собака сидит на цепи.
Сова сидит в гнезде.
На скамейке сидит заяц.
Собака ест из миски.
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;
3 балла - нарушается произношение одного звука;
|
|
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.
Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным ответом».
Кто сидит в будке? (собака)
Что делает певица? (поет песню)
На чем катаются дети зимой? (на санках)
Как назвать детенышей птиц? (птенцы)
Что стоит в вазе? (цветы)
Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт)
Что такое незабудка? (цветок)
Критерии оценки:
4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях:
3 балла - нарушается произношение одного звука;
2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков;
1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков;
0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.