С курсом гигиенических дисциплин МПФ от 31 августа 2016 г

Федеральное государственное образовательное учреждение

 высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации     

 

Кафедра общей гигиены с экологией с курсом

Гигиенических дисциплин МПФ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему

 «Пищевые отравления микробной природы и их профилактика»

 

 

 

Дисциплина           Гигиена

Специальность      31.05.02 – Педиатрия

Курс                        3

Семестр                  5

Количество часов 4

 

 

Уфа 

2016

 

Тема: «Пищевые отравления микробной природы и их профилактика»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Общая гигиена», утвержденной 1 июля 2013 года, актуализированной 31 августа 2016 года.

 

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой общей гигиены с курсом радиационной гигиены ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Галлямов А.Б.

 

2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

Автор: д.м.н., профессор Зулькарнаев Т.Р.

      

 

Актуализировано на заседании №1 кафедры общей гигиены с экологией

с курсом гигиенических дисциплин МПФ от 31 августа 2016 г.

 

 

1. Актуальность темы.  По международной классификации болезней пищевые отравления выделены в отдельную группу заболеваний. Подавляющее их большинство приходится на долю микробных пищевых отравлений (до 95-97% всех случаев). В настоящее время массовые вспышки пищевых отравлений встречаются относительно редко, гораздо чаще они носят семейный характер. В связи с этим, врачи лечебного профиля являются первыми, кому приходиться в своей практической деятельности решать вопрос о возможной связи заболевания с употреблением недоброкачественной пищи. Характер медицинской помощи, тактика врача в очаге пищевого отравления зависит от уровня его знаний об этиологии, эпидемиологии, клинике, диагностике и мерах профилактики пищевых отравлений.

2. Учебные цели:  Усвоить современную классификацию пищевых отравлений. Усвоить этиологию, клинику, диагностику отравлений микробной природы и основные меры по их профилактике. Овладеть методикой расследования случаев пищевых отравлений. 

 Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:  

· пищевые отравления микробной природы, их характеристику и профилактику;

· методику экспертизы случаев пищевых отравлений различной этиологии;

· методику отбора проб пищевых продуктов и материалов от больного для лабораторного исследования для подтверждения диагноза;

· нормативную и инструктивно-методическую документацию.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· определять характер пищевого отравления;

· собирать пищевой анамнез;

· заполнять экстренное извещение на пищевое отравление;

· отбирать пробы пищевых продуктов и материалов от больного для лабораторного исследования для подтверждения диагноза;

· проводить расследование случаев пищевых отравлений и организовывать мероприятия по их профилактике;

· проводить санитарно-просветительскую работу среди населения по вопросам профилактики пищевых отравлений;

· пользоваться нормативной и инструктивно-методической документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен в ладеть:

· методикой расследования случаев пищевых отравлений;

· основными мероприятиями по профилактике пищевых отравлений микробной природы;

· навыками применения нормативной и инструктивно-методической документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Понятие «пищевое отравление».

2. Классификация пищевых отравлений.

3. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

4. Пищевые интоксикации (ботулизм, стафилококковая интоксикация)и их профилактика.

5. Микотоксикозы (эрготизм, фузариотоксикозы, афлатоксикоз) и их профилактика.

6. Роль врача-педиатра в расследовании пищевых отравлений.

7. Методика экспертизы случаев пищевых отравлений.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

1. методические указания для студентов, нормативная документация;

2. мультимедийное сопровождение;

3. таблицы.

 

Содержание занятия

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля (примеры тестов):

I. Пищевые токсикоинфекции чаще связаны с употреблением

1. злаковых культур

2. изделий из мяса и субпродуктов

3. овощные блюд

4. грибов

5. рыбных продуктов

II. Для возникновения ботулизма необходимы следующие условия

1. загрязнение продукта землёй, содержимым кишечника животных и рыб

2. несоблюдение персоналом правил личной гигиены  

3. наличие в продуктах плесневых грибов

4. длительное хранение продуктов при комнатной температуре

5. анаэробные условия

III. Для афлатоксинов доказано

1. канцерогенное действие

2. гепатотоксическое действие

3. мутагенная активность

4. влияние на нервную систему

5. влияние на репродуктивную функцию

 Эталоны ответов к тестам.

  I – 2,3,5

  II – 1, 4, 5

  III – 1,2, 3,4,5

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.                                                                                            

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

  Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):

Задача I.

В спортлагере спустя 2-3 часа после ужина, во время которого спортсмены ели кремовый торт с чаем, возникли массовые заболевания, сопровождающиеся болями в эпигастральной области, тошнотой, рвотой, слабостью, потливостью, слабым пульсом. Температура тела у заболев­ших была в пределах 37-37,8°С. При расследовании установлено, что торт был приготовлен поваром, у которого впоследствии была обнару­жена фолликулярная ангина. Он хранился в кладовой пищеблока в отсутствии холода 20 часов.

Какое заболевание возникло у спортсменов? Какие лаборатор­ные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Какие обстоятельства обусловили возникновение заболевания? Ука­жите меры его профилактики.

Задача II.

В различные больницы города М. в один и тот же день поступило 16 человек в тяжелом состоянии. Заболевание началась через 7-10 часов после последнего приема пищи и выражалось в появлении кратковременной рвоты неприятных ощущений в желудке (2 человека), головокружения и резкой слабости, двоения и тумана в глазах, расширения зрачков, опуще­ние век, осиплости голоса, пареза мягкого неба и языка. Наблюдалась задержка стула. Температура тела - 36,8-37,1°. Все пострадавшие связывали заболевание с употреблением блюд, съеденных накануне у сослуживца на юбилее: овощные и мясные салаты, маринованные грибы, кета домашнего посола, отварные куры, антрекот с гарниром, торты.

Какое заболевание можно заподозрить? Какие исследования необхо­димо провести для уточнения диагноза? Какие продукты могли вызвать заболевание? Какой метод лечения является наиболее эффективным? Ука­жите меры профилактики данного заболевания.

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Задача I.

Клинические проявления у пострадавших дают основание за­подозрить отравление ботулиническим токсином. Для уточнения диаг­ноза необходимо провести бактериологические и серологические исследования, поставить биологическую пробу с материалами от больных, а также остатками подозреваемых блюд и продуктов (соленые грибы, лосось домашнего посола, салаты).

Наиболее эффективное лечение может быть достигнуто при срочном введении пострадавшим поливалентной, а затем, после уточнения типа токсина, моновалентной антиботулинической сыворотки. С целью профилактики данного заболевания необходимо строго выдерживать технологию приготовления продуктов, сроки и условия их хранения.

Задача II.

Судя по клиническим проявлениям заболевания, возникшего у отдыхающих после употребления в пищу кремового изделия, а также наличию у повара, готовившего его, панариция, мож­но заподозрить стафилококковый токсикоз. Окончательно диагноз может быть подтвержден результатами бактериологических, серологических исследований и биологической пробы на животных.

Профилактика стафилококковых токсикозов включает комплекс мероприятий, направленных на: 1. выявление источников инфекции среди работников пищевых предприятий и отстранение их от работы; 2. обеспечение высокого уровня санитарного благоустройства пищевых предприятий, исклю­чающего опасность бактериального обсеменения продуктов, готовой пищи; 3. обеспечение таких температурных условий изготовления, хранения и реализации пищевых продуктов, при которых невозможно размножение микробов и образование энтеротоксина.

Литература

Основная:

1.  «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И.   – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607с.    

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: у чебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

5. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

6. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002. – 576 с.

7. Гигиена питания: руководство к практическим занятиям для студентов,  обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 060101(65). – Уфа: БГМУ, 2010.

8. Гигиена питания [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело"- 06.01.01.(65) / Башк. гос. мед. ун-т; сост. Т. Р. Зулькарнаев [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 51 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

 

 

 

Примеры ситуационных задач.

Задача I.

В различные больницы города С. в один и тот же день поступило 13 человек в тяжелом состоянии. Заболевание началось через 8-9 часов после последнего приема пищи и выражалось в появлении кратковре­менной рвоты, слабой боли в желудке, головокружения, двоения и "тумана" в глазах, расширения зрачков, опущения век, осиплости голоса, затруднения речи, резкой слабости. Отмечалась задержка стула. Температура тела была в пределах 36,2-36,7°С.

Все пострадавшие употребляли одни и те же блюда накануне на юбилее сослуживца: соленые грибы, овощные и мясные салаты, лосось домашнего посола, отварные куры, бифштекс с картофелем фри и кондитерские изделия.

Какое заболевание можно заподозрить? Какие исследования сле­дует провести для уточнения диагноза? Какой метод лечения является наиболее эффективным? Назовите меры профилактики данного заболевания.

 

Задача II.

В доме отдыха спустя 2-3 часа после ужина появились массовые заболевания, сопровождающиеся резкими болями в эпигастральной области, тошно­той, слабостью, пульсом слабого наполнения. Температура тела – 37,1-37,9°С. Во время ужина отдыхающие ели отварную рыбу с рисом, салат из моркови и пирожное с кремом.

Установлено, что пирожные с кремом готовились по­варом, у которого в результате расследования был обнаружен панариций второго пальца правой кисти. Пирожные хра­нились в кондитерском цехе в отсутствии холода 12 часов.

Какое заболевание возникло у отдыхающих? Какие лабораторные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Укажите меры его профилактики.

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Задача I.

Клинические проявления у пострадавших дают основание за­подозрить отравление ботулиническим токсином. Для уточнения диаг­ноза необходимо провести бактериологические и серологические исследования, поставить биологическую пробу с материалами от больных, а также остатками подозреваемых блюд и продуктов (соленые грибы, лосось домашнего посола, салаты).

Наиболее эффективное лечение может быть достигнуто при срочном введении пострадавшим поливалентной, а затем, после уточнения типа токсина, моновалентной антиботулинической сыворотки. С целью профилактики данного заболевания необходимо строго выдерживать технологию приготовления продуктов, сроки и условия их хранения.

 

Задача II.

Судя по клиническим проявлениям заболевания, возникшего у отдыхающих после употребления в пищу кремового изделия, а также наличию у повара, готовившего его, панариция, мож­но заподозрить стафилококковый токсикоз. Окончательно диагноз может быть подтвержден результатами бактериологических, серологических исследований и биологической пробы на животных.

Профилактика стафилококковых токсикозов включает комплекс мероприятий, направленных на: 1. выявление источников инфекции среди работников пищевых предприятий и отстранение их от работы; 2. обеспечение высокого уровня санитарного благоустройства пищевых предприятий, исклю­чающего опасность бактериального обсеменения продуктов, готовой пищи; 3. обеспечение таких температурных условий изготовления, хранения и реализации пищевых продуктов, при которых невозможно размножение микробов и образование энтеротоксина.

 

Краткие указания к работе студентов на практическом занятии.

Преподаватель осуществляет мотивационное введение в занятие, проводит контроль и корректировку исходного уровня знаний и умений.

Затем студенты приступают к решению ситуационных задач.

Преподаватель проводит контроль конечного уровня знаний студентов –принимает ответ на ситуационную задачу, вносит кор­рективы.

Литература

Основная:

1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И.   – М.: Гэотар-Медиа, 2011.

2. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010.

3. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

Дополнительная:

1. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002.

3. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2000. – 607с.    

4. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

5. Архангельский, В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: у чебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

6. Кича, Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html    

7. Гигиена питания: руководство к практическим занятиям для студентов,  обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 060101(65). – Уфа: БГМУ, 2010.

8. Гигиена питания [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело"- 06.01.01.(65) / Башк. гос. мед. ун-т; сост. Т. Р. Зулькарнаев [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 51 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

9. Словарь гигиенических терминов и понятий/Под ред. Мурысевой Е.Н. – Уфа, 2000.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: