Конспект на тему «Мир камней»

Конспект на тему «Горные породы Крыма»

Выполнила: Антипова Е.Б.

Объединение «Природа и фантазия»

«СРЦДПОВ» группа №1, №2, №3, №4

Дата: 15.05.2020г

Программные задачи:

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (коллекционер, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем»;

П. Бажов «Серебряное копытце», русско-народная сказка «Три поросенка»;

О.В.Горева «Волшебство преображения камня».

Материал:

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения;

- емкость с водой, коробка ощущений;

- салфетки, створки речных устриц - беззубок, альбомный лист, уксус, пластилин, камешки для сувениров.

Обогащение словаря: природный, искусственный, гранит, янтарь, бирюза, жемчуг, мрамор, оникс, известняк, фотографии в метро, фотографии рядом с памятниками.

Ход занятия:

Программные задачи:

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (коллекционер, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем»;

П. Бажов «Серебряное копытце», русско-народная сказка «Три поросенка»;

О.В.Горева «Волшебство преображения камня».

Материал:

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения;

- емкость с водой, коробка ощущений;

- салфетки, створки речных устриц - беззубок, альбомный лист, уксус, пластилин, камешки для сувениров.

Обогащение словаря: природный, искусственный, гранит, янтарь, бирюза, жемчуг, мрамор, оникс, известняк, фотографии в метро, фотографии рядом с памятниками.

Ход занятия:

: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

( Камень)

: Правильно, ребята! А сейчас давайте заглянем в коробку. Что это? (камни)

: Верно, это – камни. Когда-то люди считали, что под землей спрятано много различных камней, в том числе и драгоценных, что на Урале подземные сокровища охраняла Хозяйка Медной горы.
- Вспомните и назовите сказки, в которых говорится о камнях («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.).
- Объясните смысл выражений: «твердый как камень», «стоит как каменный».

Давайте подумаем, где в нашей жизни мы встречаемся с камнями, где в природе мы можем увидеть камни? (В земле, воде). А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (Морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

Предлагаю поиграть с камнями (работа с ящиком ощущений). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: «Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?» (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Из камней состоят не только огромные горы, галька на пляже, щебень на дороге, но и вся поверхность нашей планеты. В ее состав входит великое множество разнообразных камней.

В Египте давным-давно из камня были созданы огромные величественные пирамиды, а о.Пасхи украшен высеченными из камня человекообразными фигурами.

Большинство встречающихся в природе камней имеет не очень привлекательный для человеческого глаза серый или коричневый цвет. А яркие камни – синие, зеленые, пестрые – встречаются нечасто.



Опыты с камнями

Опыт № 1

: Предлагаю каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Опыт № 2

: Что будет, если мы опустим камень в воду? (Предположения детей). Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым).

Опыт № 3

: Если капнуть на известняк несколько капель уксуса, что произойдет?

: В природе камней существует великое множество, есть природные: пемза, каменный уголь, гранит, мрамор, мел, гипс и многие другие. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

: Большое распространение имеет искусственный камень. Человек создает его своими руками. Кирпич, бетонные блоки – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы.

Игра

Педагог  называет слова, а дети, подумав, изображают их. Если это «живая» природа – дети хлопают в ладоши. Если «неживая» - прячут руки за спину. Если предмет сделан руками человека – показывают руки. (Дерево, гора, игрушки, телевизор, солнце, кошка …)

I

: А сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Кто знает, что это за камень? Это камень- ГРАНИТ.

: Гранит-это горная порода. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат). Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий (рассматривание иллюстраций).

II

: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

( гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. -Как вы думаете, где его используют?

Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции, а также фасады домов, придавая им еще большую прочность и красоту.(показ фото в метро)

: А сейчас я вас познакомлю с драгоценными камнями, которые часто называют самоцветами. Почему только некоторые камни считаются драгоценными?

(К ним относятся самые редкие, красивые, как правило блестящие, сверкающие, прочные камни.)

Дети рассматривают камешки - яшму, малахит, горный хрусталь, оникс и др. Какого они цвета, есть ли на них узоры? Какие камешки им нравятся больше всего? Дети трогают камни и выясняют, какие они (гладкие или шершавые, теплые или холодные).

Предлагаю рассмотреть украшения, фигурки из камня и рассказываю из чего они сделаны, обращаю внимание детей на цвет и форму камней.

: Это особые драгоценные камни. В древние времена они различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости и прозрачности. Какой существует в природе самый твердый камень? (Алмаз) В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты.

: Из камня делают какие-либо изделия? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня).

III

: После шторма волны оставляют на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся. Кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе.

-Что вы можете сказать? Какой он?

(золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

: Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета, которое мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Для вас приготовлены янтарные сокровища. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень «древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет они имеют? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

(Показ кораблика)

ОПЫТЫ:

: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

5. Янтарь горючий камень. В давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Как вы думаете, янтарь может плавать?

: Ребята, еще раз повторяю, что янтарь – это окаменевшая смола. Некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

-Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет, т.к. смола- липкая, вязкая.) Но чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку.

Если взять лупу и рассмотреть внимательно, что находится внутри янтаря, то можно увидеть отпечатки животных, растений, кузнечиков, муравьев, бабочек, комаров, дождевых червей, семена, листья, цветки растений и даже пузырьки воздуха или капли дождя. Как бабочка или жучок остались в смоле. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в смоле, да так остались в ней). За счет пузырьков воздуха в янтаре такой камешек обычно бывает непрозрачным и плавает в воде.

: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

- Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость.

- В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его.

- В старину люди считали, что подарить янтарь – значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

Также янтарь используют для изготовления различных картин. (рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

IV

Декоративный жемчуг.

Воспитатель просит одного из детей описать предмет на ощупь. Воспитатель подчеркивает, что в руках у ребят необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они округлые, небольшие, гладкие, блестящие. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины.

ь: Показывает детям створки наших речных устриц-беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются цветами радуги их стенки изнутри. Иногда их так и называют «перламутровыми».

Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. Однако, из-за того, что моллюсков вылавливали слишком много, они стали редкими.

Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды.

: В древности люди верили, что некоторые камешки обладают почти волшебными свойствами и делали из таких камней фигурки и другие предметы, которые должны были защитить их от разных бед.

: Иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Теперь немного вспомним о камнях.

1. А что вы узнали о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

2. Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? (Высказывания детей.) Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок, а драгоценные камни используются для украшения ювелирных изделий и для изготовления различных картин.

3. Может ли человек обойтись без использования камня? Конечно, нет. Без щебня не замостить дороги, без мраморных или гранитных плит не украсить стены зданий и станций метро, придав или еще большую прочность и красоту.

4. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

5. Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

- Какие минералы и камни вы запомнили? (Ответы детей)

: Итак, камней на свете существует великое множество, и по своему назначению они бывают разными: строительными, поделочными, ювелирными.

: Вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней.

Программные задачи:

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (коллекционер, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем»;

П. Бажов «Серебряное копытце», русско-народная сказка «Три поросенка»;

О.В.Горева «Волшебство преображения камня».

Материал:

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения;

- емкость с водой, коробка ощущений;

- салфетки, створки речных устриц - беззубок, альбомный лист, уксус, пластилин, камешки для сувениров.

Обогащение словаря: природный, искусственный, гранит, янтарь, бирюза, жемчуг, мрамор, оникс, известняк, фотографии в метро, фотографии рядом с памятниками.

Ход занятия:

: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

( Камень)

: Правильно, ребята! А сейчас давайте заглянем в коробку. Что это? (камни)

: Верно, это – камни. Когда-то люди считали, что под землей спрятано много различных камней, в том числе и драгоценных, что на Урале подземные сокровища охраняла Хозяйка Медной горы.
- Вспомните и назовите сказки, в которых говорится о камнях («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.).
- Объясните смысл выражений: «твердый как камень», «стоит как каменный».

Давайте подумаем, где в нашей жизни мы встречаемся с камнями, где в природе мы можем увидеть камни? (В земле, воде). А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (Морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

Предлагаю поиграть с камнями (работа с ящиком ощущений). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: «Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?» (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Из камней состоят не только огромные горы, галька на пляже, щебень на дороге, но и вся поверхность нашей планеты. В ее состав входит великое множество разнообразных камней.

В Египте давным-давно из камня были созданы огромные величественные пирамиды, а о.Пасхи украшен высеченными из камня человекообразными фигурами.

Большинство встречающихся в природе камней имеет не очень привлекательный для человеческого глаза серый или коричневый цвет. А яркие камни – синие, зеленые, пестрые – встречаются нечасто.



Опыты с камнями

Опыт № 1

: Предлагаю каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Опыт № 2

: Что будет, если мы опустим камень в воду? (Предположения детей). Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым).

Опыт № 3

: Если капнуть на известняк несколько капель уксуса, что произойдет?

: В природе камней существует великое множество, есть природные: пемза, каменный уголь, гранит, мрамор, мел, гипс и многие другие. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

: Большое распространение имеет искусственный камень. Человек создает его своими руками. Кирпич, бетонные блоки – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы.

Игра

Воспитатель называет слова, а дети, подумав, изображают их. Если это «живая» природа – дети хлопают в ладоши. Если «неживая» - прячут руки за спину. Если предмет сделан руками человека – показывают руки. (Дерево, гора, игрушки, телевизор, солнце, кошка …)

I

: А сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Кто знает, что это за камень? Это камень- ГРАНИТ.

: Гранит-это горная порода. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат). Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий (рассматривание иллюстраций).

II

: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

( гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. -Как вы думаете, где его используют?

Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции, а также фасады домов, придавая им еще большую прочность и красоту.(показ фото в метро)

: А сейчас я вас познакомлю с драгоценными камнями, которые часто называют самоцветами. Почему только некоторые камни считаются драгоценными?

(К ним относятся самые редкие, красивые, как правило блестящие, сверкающие, прочные камни.)

Дети рассматривают камешки - яшму, малахит, горный хрусталь, оникс и др. Какого они цвета, есть ли на них узоры? Какие камешки им нравятся больше всего? Дети трогают камни и выясняют, какие они (гладкие или шершавые, теплые или холодные).

Предлагаю рассмотреть украшения, фигурки из камня и рассказываю из чего они сделаны, обращаю внимание детей на цвет и форму камней.

: Это особые драгоценные камни. В древние времена они различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости и прозрачности. Какой существует в природе самый твердый камень? (Алмаз) В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты.

: Из камня делают какие-либо изделия? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня).

III

: После шторма волны оставляют на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся. Кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе.

-Что вы можете сказать? Какой он?

(золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

: Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета, которое мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Для вас приготовлены янтарные сокровища. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень «древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет они имеют? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

(Показ кораблика)

ОПЫТЫ:

: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

5. Янтарь горючий камень. В давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Как вы думаете, янтарь может плавать?

: Ребята, еще раз повторяю, что янтарь – это окаменевшая смола. Некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

-Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет, т.к. смола- липкая, вязкая.) Но чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку.

Если взять лупу и рассмотреть внимательно, что находится внутри янтаря, то можно увидеть отпечатки животных, растений, кузнечиков, муравьев, бабочек, комаров, дождевых червей, семена, листья, цветки растений и даже пузырьки воздуха или капли дождя. Как бабочка или жучок остались в смоле. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в смоле, да так остались в ней). За счет пузырьков воздуха в янтаре такой камешек обычно бывает непрозрачным и плавает в воде.

: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

- Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость.

- В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его.

- В старину люди считали, что подарить янтарь – значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

Также янтарь используют для изготовления различных картин. (рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

IV

Декоративный жемчуг.

Воспитатель просит одного из детей описать предмет на ощупь. Воспитатель подчеркивает, что в руках у ребят необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они округлые, небольшие, гладкие, блестящие. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины.

: Показывает детям створки наших речных устриц-беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются цветами радуги их стенки изнутри. Иногда их так и называют «перламутровыми».

Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. Однако, из-за того, что моллюсков вылавливали слишком много, они стали редкими.

Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды.

: В древности люди верили, что некоторые камешки обладают почти волшебными свойствами и делали из таких камней фигурки и другие предметы, которые должны были защитить их от разных бед.

: Иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Теперь немного вспомним о камнях.

1. А что вы узнали о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

2. Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? (Высказывания детей.) Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок, а драгоценные камни используются для украшения ювелирных изделий и для изготовления различных картин.

3. Может ли человек обойтись без использования камня? Конечно, нет. Без щебня не замостить дороги, без мраморных или гранитных плит не украсить стены зданий и станций метро, придав или еще большую прочность и красоту.

4. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

5. Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

- Какие минералы и камни вы запомнили? (Ответы детей)

: Итак, камней на свете существует великое множество, и по своему назначению они бывают разными: строительными, поделочными, ювелирными.

: Вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней.

: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

( Камень)

Педагог: Правильно, ребята! А сейчас давайте заглянем в коробку. Что это? (камни)

Педагог: Верно, это – камни. Когда-то люди считали, что под землей спрятано много различных камней, в том числе и драгоценных, что на Урале подземные сокровища охраняла Хозяйка Медной горы.
- Вспомните и назовите сказки, в которых говорится о камнях («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.).
- Объясните смысл выражений: «твердый как камень», «стоит как каменный».

Давайте подумаем, где в нашей жизни мы встречаемся с камнями, где в природе мы можем увидеть камни? (В земле, воде). А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (Морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

Предлагаю поиграть с камнями (работа с ящиком ощущений). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: «Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?» (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Из камней состоят не только огромные горы, галька на пляже, щебень на дороге, но и вся поверхность нашей планеты. В ее состав входит великое множество разнообразных камней.

В Египте давным-давно из камня были созданы огромные величественные пирамиды, а о.Пасхи украшен высеченными из камня человекообразными фигурами.

Большинство встречающихся в природе камней имеет не очень привлекательный для человеческого глаза серый или коричневый цвет. А яркие камни – синие, зеленые, пестрые – встречаются нечасто.



Опыты с камнями

Опыт № 1

Педагог: Предлагаю каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Опыт № 2

Конспект на тему «Мир камней»

Выполнила: Климова Л.Г.

Программные задачи:

- продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности;

- развивать у детей представления о самоценности природы;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней;

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (коллекционер, каменщик).

Художественная литература:

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», популярные энциклопедии для детей «Все обо всем»;

П. Бажов «Серебряное копытце», русско-народная сказка «Три поросенка»;

О.В.Горева «Волшебство преображения камня».

Материал:

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные украшения;

- емкость с водой, коробка ощущений;

- салфетки, створки речных устриц - беззубок, альбомный лист, уксус, пластилин, камешки для сувениров.

Обогащение словаря: природный, искусственный, гранит, янтарь, бирюза, жемчуг, мрамор, оникс, известняк, фотографии в метро, фотографии рядом с памятниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

( Камень)

Воспитатель: Правильно, ребята! А сейчас давайте заглянем в коробку. Что это? (камни)

Воспитатель: Верно, это – камни. Когда-то люди считали, что под землей спрятано много различных камней, в том числе и драгоценных, что на Урале подземные сокровища охраняла Хозяйка Медной горы.
- Вспомните и назовите сказки, в которых говорится о камнях («Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Три поросенка» и др.).
- Объясните смысл выражений: «твердый как камень», «стоит как каменный».

Давайте подумаем, где в нашей жизни мы встречаемся с камнями, где в природе мы можем увидеть камни? (В земле, воде). А как узнать, что этот камень речной, а этот – морской? (Морские камни – гладкие, такими их сделали морские волны, а речные – неровные, с острыми углами).

Предлагаю поиграть с камнями (работа с ящиком ощущений). В ящике лежат несколько предметов и 2-3 камня, нужно достать только камни. Воспитатель задает играющему вопросы: «Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?» (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, тяжелый, легкий, крепкий и др.)

Из камней состоят не только огромные горы, галька на пляже, щебень на дороге, но и вся поверхность нашей планеты. В ее состав входит великое множество разнообразных камней.

В Египте давным-давно из камня были созданы огромные величественные пирамиды, а о.Пасхи украшен высеченными из камня человекообразными фигурами.

Большинство встречающихся в природе камней имеет не очень привлекательный для человеческого глаза серый или коричневый цвет. А яркие камни – синие, зеленые, пестрые – встречаются нечасто.

Опыты с камнями

Опыт № 1

Воспитатель: Предлагаю каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?

Опыт № 2

Воспитатель: Что будет, если мы опустим камень в воду? (Предположения детей). Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым).

Опыт № 3

Воспитатель: Если капнуть на известняк несколько капель уксуса, что произойдет?

Воспитатель: В природе камней существует великое множество, есть природные: пемза, каменный уголь, гранит, мрамор, мел, гипс и многие другие. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

Воспитатель: Большое распространение имеет искусственный камень. Человек создает его своими руками. Кирпич, бетонные блоки – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы.

Игра

Воспитатель называет слова, а дети, подумав, изображают их. Если это «живая» природа – дети хлопают в ладоши. Если «неживая» - прячут руки за спину. Если предмет сделан руками человека – показывают руки. (Дерево, гора, игрушки, телевизор, солнце, кошка …)

I

Воспитатель: А сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Кто знает, что это за камень? Это камень- ГРАНИТ.

Воспитатель: Гранит-это горная порода. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат). Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий (рассматривание иллюстраций).

II

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

( гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. -Как вы думаете, где его используют?

Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции, а также фасады домов, придавая им еще большую прочность и красоту.(показ фото в метро)

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с драгоценными камнями, которые часто называют самоцветами. Почему только некоторые камни считаются драгоценными?

(К ним относятся самые редкие, красивые, как правило блестящие, сверкающие, прочные камни.)

Дети рассматривают камешки - яшму, малахит, горный хрусталь, оникс и др. Какого они цвета, есть ли на них узоры? Какие камешки им нравятся больше всего? Дети трогают камни и выясняют, какие они (гладкие или шершавые, теплые или холодные).

Предлагаю рассмотреть украшения, фигурки из камня и рассказываю из чего они сделаны, обращаю внимание детей на цвет и форму камней.

Воспитатель: Это особые драгоценные камни. В древние времена они различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости и прозрачности. Какой существует в природе самый твердый камень? (Алмаз) В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты.

Воспитатель: Из камня делают какие-либо изделия? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня).

III

Воспитатель: После шторма волны оставляют на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся. Кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе.

-Что вы можете сказать? Какой он?

(золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

Воспитатель: Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета, которое мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Для вас приготовлены янтарные сокровища. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень «древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет они имеют? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

(Показ кораблика)

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

5. Янтарь горючий камень. В давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, еще раз повторяю, что янтарь – это окаменевшая смола. Некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

-Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет, т.к. смола- липкая, вязкая.) Но чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку.

Если взять лупу и рассмотреть внимательно, что находится внутри янтаря, то можно увидеть отпечатки животных, растений, кузнечиков, муравьев, бабочек, комаров, дождевых червей, семена, листья, цветки растений и даже пузырьки воздуха или капли дождя. Как бабочка или жучок остались в смоле. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в смоле, да так остались в ней). За счет пузырьков воздуха в янтаре такой камешек обычно бывает непрозрачным и плавает в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

- Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость.

- В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его.

- В старину люди считали, что подарить янтарь – значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

Также янтарь используют для изготовления различных картин. (рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

IV

Декоративный жемчуг.

Воспитатель просит одного из детей описать предмет на ощупь. Воспитатель подчеркивает, что в руках у ребят необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они округлые, небольшие, гладкие, блестящие. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины.

Воспитатель: Показывает детям створки наших речных устриц-беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются цветами радуги их стенки изнутри. Иногда их так и называют «перламутровыми».

Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. Однако, из-за того, что моллюсков вылавливали слишком много, они стали редкими.

Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды.

Воспитатель: В древности люди верили, что некоторые камешки обладают почти волшебными свойствами и делали из таких камней фигурки и другие предметы, которые должны были защитить их от разных бед.

Воспитатель: Иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Теперь немного вспомним о камнях.

1. А что вы узнали о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

2. Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? (Высказывания детей.) Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок, а драгоценные камни используются для украшения ювелирных изделий и для изготовления различных картин.

3. Может ли человек обойтись без использования камня? Конечно, нет. Без щебня не замостить дороги, без мраморных или гранитных плит не украсить стены зданий и станций метро, придав или еще большую прочность и красоту.

4. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

5. Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

- Какие минералы и камни вы запомнили? (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, камней на свете существует великое множество, и по своему назначению они бывают разными: строительными, поделочными, ювелирными.

Воспитатель: Вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней.

: Что будет, если мы опустим камень в воду? (Предположения детей). Давайте это проверим. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым).

Опыт № 3

Воспитатель: Если капнуть на известняк несколько капель уксуса, что произойдет?

Воспитатель: В природе камней существует великое множество, есть природные: пемза, каменный уголь, гранит, мрамор, мел, гипс и многие другие. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы, его достаточно помыть и очистить.

Воспитатель: Большое распространение имеет искусственный камень. Человек создает его своими руками. Кирпич, бетонные блоки – из них строят дома, здания.

Вопрос: Как называют рабочих, которые работают с камнем на стройке? (Каменщик).

- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о наших камнях, а сейчас пришло время немного поиграть, выходите на середину группы.

Игра

Воспитатель называет слова, а дети, подумав, изображают их. Если это «живая» природа – дети хлопают в ладоши. Если «неживая» - прячут руки за спину. Если предмет сделан руками человека – показывают руки. (Дерево, гора, игрушки, телевизор, солнце, кошка …)

I

Воспитатель: А сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Кто знает, что это за камень? Это камень- ГРАНИТ.

Воспитатель: Гранит-это горная порода. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат). Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, памятников, могильных плит и надгробий (рассматривание иллюстраций).

II

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

( гладкий, блестящий, красивый)

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. -Как вы думаете, где его используют?

Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции, а также фасады домов, придавая им еще большую прочность и красоту.(показ фото в метро)

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с драгоценными камнями, которые часто называют самоцветами. Почему только некоторые камни считаются драгоценными?

(К ним относятся самые редкие, красивые, как правило блестящие, сверкающие, прочные камни.)

Дети рассматривают камешки - яшму, малахит, горный хрусталь, оникс и др. Какого они цвета, есть ли на них узоры? Какие камешки им нравятся больше всего? Дети трогают камни и выясняют, какие они (гладкие или шершавые, теплые или холодные).

Предлагаю рассмотреть украшения, фигурки из камня и рассказываю из чего они сделаны, обращаю внимание детей на цвет и форму камней.

Воспитатель: Это особые драгоценные камни. В древние времена они различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости и прозрачности. Какой существует в природе самый твердый камень? (Алмаз) В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты.

Воспитатель: Из камня делают какие-либо изделия? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня).

III

Воспитатель: После шторма волны оставляют на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся. Кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе.

-Что вы можете сказать? Какой он?

(золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

Воспитатель: Янтарь – это хрупкое прозрачное вещество желтого цвета, которое мы сейчас встречаем в основном в ювелирных украшениях. Для вас приготовлены янтарные сокровища. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное то, что эти камни рождены деревом. Янтарь-окаменевшая смола, но не современной сосны, а ее очень «древней бабушки», которая жила на Земле 50 миллионов лет тому назад.

- Посмотрите внимательно на янтарные камни и скажите, какие они? Какой цвет они имеют? (Разнообразный: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых, до красноватых тонов; есть красный, бурый и черный янтарь).

(Показ кораблика)

ОПЫТЫ:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыты и лучше узнать свойства камня и янтаря.

1. Сравните обыкновенный камешек и янтарь. Янтарь - он какой? (Блестящий или матовый, гладкий или шершавый).

2. Приложите камешки к щекам и отметьте их теплоту. Как можно согреть камешек? (Подержать на солнышке, зажать в руке).

3. Этот янтарь обработан человеком, а вот этот настоящий, природный. Сравните их. (Необработанный янтарь мутный, шершавый, тусклый. Не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета).

4. Янтарь твердый, как гранит? (Нет, он мягкий камень и крошится.)

5. Янтарь горючий камень. В давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

6. Янтарь - «электрический камень». Натрите кусочки обработанного янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло? (Бумага прилипает к янтарю)

7. Как вы думаете, янтарь может плавать?

Воспитатель: Ребята, еще раз повторяю, что янтарь – это окаменевшая смола. Некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

-Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет, т.к. смола- липкая, вязкая.) Но чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку.

Если взять лупу и рассмотреть внимательно, что находится внутри янтаря, то можно увидеть отпечатки животных, растений, кузнечиков, муравьев, бабочек, комаров, дождевых червей, семена, листья, цветки растений и даже пузырьки воздуха или капли дождя. Как бабочка или жучок остались в смоле. (Например, смола блестела на солнце, и это привлекло насекомых, которые прилетели на этот блеск, а затем увязли в смоле, да так остались в ней). За счет пузырьков воздуха в янтаре такой камешек обычно бывает непрозрачным и плавает в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы использовать янтарь в медицине?

- Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появится радость.

- В древние времена считалось, что янтарь обладает магической силой, люди верили, что этот камень может защитить их от болезни и поэтому носили его.

- В старину люди считали, что подарить янтарь – значит пожелать силы, здоровья, долголетия, красоты и счастья.

Также янтарь используют для изготовления различных картин. (рассмотреть с ними ювелирные изделия и картины).

IV

Декоративный жемчуг.

Воспитатель просит одного из детей описать предмет на ощупь. Воспитатель подчеркивает, что в руках у ребят необычные драгоценные камни. Чем они отличаются от других? Они округлые, небольшие, гладкие, блестящие. Есть розовые, голубые, золотисто-желтые, черные жемчужины.

Воспитатель: Показывает детям створки наших речных устриц-беззубок, обратив внимание на то, как блестят, переливаются цветами радуги их стенки изнутри. Иногда их так и называют «перламутровыми».

Во многих странах есть специальные пловцы, которые умеют нырять на большую глубину и добывать устриц с жемчугом. Однако, из-за того, что моллюсков вылавливали слишком много, они стали редкими.

Жемчуг издавна ценился людьми, о нем слагали легенды.

Воспитатель: В древности люди верили, что некоторые камешки обладают почти волшебными свойствами и делали из таких камней фигурки и другие предметы, которые должны были защитить их от разных бед.

Воспитатель: Иностранные послы и купцы, посещавшие Россию в давние времена, поражались неслыханным богатством нашей земли. Недра России действительно хранят огромные богатства, к которым относятся, в том числе удивительные камни. Теперь немного вспомним о камнях.

1. А что вы узнали о камнях? Камни, какие они?(Одноцветные, многоцветные, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие).

2. Кто из вас может сказать, для чего нужны камни, где они могут использоваться? (Высказывания детей.) Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок, а драгоценные камни используются для украшения ювелирных изделий и для изготовления различных картин.

3. Может ли человек обойтись без использования камня? Конечно, нет. Без щебня не замостить дороги, без мраморных или гранитных плит не украсить стены зданий и станций метро, придав или еще большую прочность и красоту.

4. Что вы чувствуете, наступив на камень? Приходилось ли вам сидеть или лежать на камнях? Какими они были? (Твердые и мягкие, теплые и холодные).

5. Что он мог бы рассказать, если бы умел говорить? (Что видел, где побывал, чем хотел бы стать?)

Воспитатель: Ребята, почему мы говорим о камнях как о богатстве? (Ответы детей)

- Какие минералы и камни вы запомнили? (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, камней на свете существует великое множество, и по своему назначению они бывают разными: строительными, поделочными, ювелирными.

Воспитатель: Вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: