Учебно-методическое обеспечение

План практического занятия № 6

Тема 7: Психология общения

Учебная цель: формировать у обучающихся коммуникативную компетентность; определить, какое значение имеет умение точно кодировать передаваемую коммуникатором и декодировать получаемую реципиентом информацию; продемонстрировать участникам, что собой представляет барьер – «ярлык» и его влияние на эффективность в общении.

Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, вербальное и невербальное общение, язык, коммуникатор, реципиент, барьеры общения, каузальная атрибуция, стереотип, эффект «ореола», эффект «первичности», стереотип, обратная связь, коммуникативная компетентность.

Время: 1,5 часа

Инструментарий: карточки («ярлыки») с написанными на них установками, как вести себя с носителем «ярлыка»

Просмотр видеофильмов «Эффекты межличностного восприятия», «Навешивание «ярлыков» на людей», «Конгруэнтность»

Тренинг – Барьеры общения – «ярлыки»

Ход занятия:

Требования

- добровольное включение в тренинг каждого участника на основе знаний о структуре и особенностях его личности;

- конфиденциальность: все, что происходит и говорится на занятии, не выносится на обсуждение за пределы группы;

- обеспечение физической и психической безопасности участников группы: отсутствие агрессии и насилия в процессе тренинга и после него;

- рефлексивность: в конце занятия подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями, чувствами.

При подготовке к занятию обучающимся необходимо учесть, что часто эффективному общению мешает неконгруэнтность (несовпадение) в передаче информации вербальным и невербальным способом, неумение или нежелание демонстрировать совпадение. Также к факторам, препятствующим эффективному общению относятся «барьеры» – социальные и психологические.

Социальные барьеры:

· Принадлежность к разным социальным группам

· Расовая и этническая неприязнь

· Религиозная неприязнь

· Разные культурные, политические, ценностные установки

Психологические барьеры:

· Страх, стыд, неуверенность в себе

· Нежелание общаться

· Стереотипы

· Каузальная атрибуция

· Эффекты: «ореола», «первичности» и так далее

· «Ярлыки»

Из психологических барьеров лучше всего исследованы: эффект «ореола» и эффект стереотипизации; эффект «проецирования», эффект «остаточной информации», эффект «первичности», каузальная атрибуция.

Эффект «ореола» заключается в том, что информация, полученная о каком-либо человеке, накладывается на ранее созданный образ. Данный образ выполняет роль «ореола», который затрудняет возможность увидеть истинные черты партнера по взаимодействию.

В межличностных отношениях люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

Следующее явление, которое часто имеет место в восприятии и понимании людьми друг друга - это явление стереотипизации.

Стереотип – это некий стойкий образ какого-нибудь явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, на который накладываются сведения, полученные из книг, кинофильмов т. д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и совсем ошибочными.

Общение, как было показано, не может быть возведено к простой передаче информации. Для того, чтобы быть успешным, оно обязательно допускает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом и вообще, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения с ним. Роль обратной связи в общении особенно выразительно осознается, если сама его возможность оказывается по каким-то причинам блокированной. Если невозможно воспринимать собеседника зрительно, обедняется жестикуляция, возникает скованность движения.

Отдельные черты физического вида человека позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи является лицо собеседника или слушателя. Впрочем, достаточно полное представление о восприятии субъекта общения другими людьми дает весь комплекс сигналов, которые поступают от воспринимаемого, и прежде всего, анализ его поступков.

  Упражнение: испытуемым предлагается выбрать, лежащие на столе вниз надписями, карточки – «ярлыки», которые ведущий прикрепляет им сзади на одежду. Карточки находятся таким образом, что испытуемые не видят надписи.

На карточках даны установки, как необходимо вести себя с носителем этого «ярлыка» или же установка – выразить ему конкретную эмоцию.

Задача: невербально продемонстрировать испытуемому значение «ярлыка», носителем которого он является. Испытуемому необходимо декодировать информацию, которую он получил невербально.

Рефлексия занятия:

1. Что произвело на вас наибольшее впечатление? 

2. Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

3. Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

4. Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

5. Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

6. Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

7. Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Необходимое оборудование и материалы:

Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций и видеофильмов».

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1. Гуревич, П. С. Психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c. — 5-238-00905-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71045.html

2. Козловская, Т. Н. Общая психология (сборник практических заданий) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Н. Козловская, А. А. Кириенко, Е. В. Назаренко. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 344 c. — 978-5-7410-1688-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71294.html

Дополнительная литература:

  1. Беляева, М. А. Азы имиджелогии. Имидж личности, организации, территории [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / М. А. Беляева, В. А. Самкова. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. — 228 c. — 978-5-7584-0140-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75000.html
  2. Виговская, М. Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ М. Е. Виговская, А. В. Лисевич, В. О. Корионова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016. — 73 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44184.html
  3. Колесникова, Г. И. Позитивное общение без манипуляции [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. И. Колесникова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 198 c. — 978-5-4486-0274-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73622.html
  4. Лиллиан, Гласс Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам [Электронный ресурс]/ Гласс Лиллиан; пер. М. Кульневапод ред. Н. Никитина. — Электрон. текстовые данные. — М.: Альпина Паблишер, Альпина нон-фикшн, 2016. — 236 c. — 978-5-91671-344-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49299.html
  5. Мальцева, Ю. А. Психология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 92 c. — 978-5-7996-1777-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68461.html
  6. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов, М. Г. Гераськина, А. М. Лафуткин, А. В. Чечкова; под ред. А. Н. Сухов. — 7-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 615 c. — 978-5-238-02192-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71051.html

 




double arrow
Сейчас читают про: