Поэзия 60-х годов (обзор)

 

 «Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и — главное — интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей. Появляются такие журналы, как «Иностранная литература», «Вопросы литературы», «Москва», «Нева» и, конечно, «Юность» — журнал молодых, талантливых авторов.

Это было уникальное, необыкновенное время, когда продолжают творить поэты, чьи имена связаны с Серебряным веком, — Анна Ахматова и Николай Асеев; возвращается к читателю поэзия Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама; становятся известными Николай Заболоцкий, Леонид Мартынов, Арсений Тарковский; входит в литературу целое поколение поэтов, прошедших Великую Отечественную войну: Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Юлия Друнина, Юрий Левитанский и другие.

«Достаточно заглянуть в толстые журналы, в альманахи, чтобы увидеть, как ожила наша поэзия... Настало время стихов», — пишет Илья Эренбург в 1956 году. В 1954 году в Москве прошёл первый День русской поэзии. 29 июля 1958 был открыт памятник В. Маяковскому. Площадь Маяковского с тех пор стала излюбленным местом встреч московской интеллигенции. По субботам у памятника поэту встречались молодые литераторы, философы, историки. Встречались и читали стихи. Финский писатель Мартти Ларни, побывав в Москве в 1962 году, восторженно писал о спонтанных поэтических чтениях, когда любой желающий мог прочесть там свои стихи. Но больше всего его поразило то внимание, с которым эти стихи слушали люди.

В начале шестидесятых власти запретили собрания, но было уже поздно: новое поколение обрело своё место в литературе, заставило прислушаться к своему голосу. После запрета публичных уличных выступлений начал активно развиваться самиздат.

Самиздат — от словосочетания «самостоятельно издавать» — перепечатанные на пишущей машинке копии литературных произведений, по каким-либо причинам не издающихся в официальной печати.
Эти копии передавали из рук в руки хорошим знакомым, которые, в свою очередь, также делали нелегальные копии и распространяли их. Обычным делом было получить на одну ночь почитать, к примеру, отпечатанный экземпляр романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

В 1959-1960 годах молодым поэтом Аликом Гинзбургом был основан первый самиздатовский журнал «Синтаксис», в котором были опубликованы ранее запрещённые стихи Б. Ахмадулиной, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, В. Некрасова, В. Шаламова.

Однако особенно был велик интерес к звучащему, живому слову — в Политехническом институте регулярно проводятся поэтические вечера, пусть уже несколько «облагороженные», находящиеся под присмотром власти, но всё же необходимые читателям и слушателям: практически всю аудиторию составляли молодые люди. Они определяли для себя смысл жизни, внимая предельно искренним, полным внутренней энергии строкам Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной. Слово было наделено особой силой, поэзия — особой властью: лирика определяла идеалы, лирика внушала желание переустроить мир, сделать его светлее и лучше.

Тогда как в Москве в Политехническом регулярно проводятся литературные вечера, в Ленинграде открывается «Кафе поэтов», аналог знаменитой «Бродячей собаки» акмеистов. Там впервые со своими стихами выступает юный Иосиф Бродский.

Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Люди стремились не в театр или в кино, не на футбол, а на публичное чтение стихов. Пожалуй, нигде в мире и никогда ранее не возникало подобного феномена.

Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками».

«Объединяло их одно — время. Империя как-то в одночасье одряхлела, всюду в мире подняла головы молодёжь... Эти поэты собирали полные залы клубов, театров. Целые стадионы. Причём во многих городах... Как во времена Маяковского и Есенина, поэтическое слово зазвучало громко и стало всем: политикой, философией, свободой и непререкаемой истиной — для миллионов», — вспоминал Г. Сапгир в книге «Поэты-шестидесятники».

«Эстрадная» лирика

«Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены Политехнического, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Кроме того, пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой — геройпреобразователь.

А первый День поэзии —

он был

в том перевальном —

пятьдесят четвёртом,
когда на смену словесам затёртым
слова живые встали из могил,
а новые великие слова
ходить учились,

но едва-едва...

...Кто временем рождён —

рождает время.

Цветы,

летя,

хлестали по лицу,
и магазины книжные ревели:

«На у-ли-цу!»...

А что у меня было, кроме глотки?

Но молодость не ставилась в вину,
и я тычком луконинского локтя
был вброшен и в эпоху,
и в страну...

Карандаши ломались о листочки —
студенты,

вчетвером ловя слова,
записывали с голоса по строчке,
и по России шла гулять строфа.

Происходило чудо оживанья
доверия,

рождённого строкой.

Поэзию рождает ожиданье
поэзии —

народом

и страной.

Е. Евтушенко.

«Первый День поэзии»

Основная тема новой поэзии — конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». «Эстрадники» способствовали дальнейшей демократизации русского стиха, который откликается на все запросы современности. В их лирике отрицаются косность, мещанство, консерватизм; воспеваются свобода, научно-техническая революция, прогресс, вера в будущее. В будущем все помыслы «эстрадной» поэзии: сегодняшний день — лишь начало новой замечательной эпохи. А чтобы это будущее было прекрасным, нужно требовательнее относиться к себе и другим.

Ситуация ошарашивает.

И уже

невозможно молчать!

Надо нам научиться

спрашивать.

А тем более —

отвечать!

Научиться —

и нощно, и денно,

будто в самом последнем бою,
отвечать

за конкретное дело,
отвечать
за работу свою!

Отвечать,

на любое мгновенье

Ставя

собственную печать,
за порученное,

доверенное
и обещанное
отвечать!

Р. Рождественский.

«Отвечать!»

Молодые поэты не отрицали традиции — они утверждали пафос новаторства, обновления, коренного переустройства мира. Преобразование жизни — вот основная цель поэтического творчества, а сам поэт — не пророк, не учитель, он такой же, как все, может быть, чуть талантливее: только ему дано озвучить то, о чём думает каждый.

Какой безумец празднество затеял
и щедро Днём поэзии нарёк?

По той дороге, где мой след затерян,
стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны.

И на себя их смелость не беру.

Ты для меня — торжественные будни.

Не пировать мне на твоём пиру.

А в публике — доверье и смущенье.

Как добрая душа её проста.

Великого и малого смешенье
не различает эта доброта.

Пока дурачит слух её невежда,
пока никто не видит в этом зла,
мне остаётся смутная надежда,
что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Б. Ахмадулина.

 

 

«День поэзии»

«Эстрадники» и себя называли великими, необыкновенными людьми и всячески подчёркивали величие и неординарность каждого отдельного человека. Между сценой и зрительным залом не было непреодолимого пространства. Молодые поэты были ровесниками зрителей, им было что сказать людям. Словом «мы», как когда-то футуристы, они объединяли себя с аудиторией. Поэт представал оратором, выразителем настроения, идей и желаний масс, а в лирическом герое каждый из слушателей узнавал себя.

 

 

Да разве святость — влезть при жизни в святцы?

В себя не верить — всё-таки святей.

Талантлив, кто не трусит ужасаться
мучительной бездарности своей.

Неверие в себя необходимо,
необходимы нам тиски тоски,
чтоб тёмной ночью небо к нам входило
и обдирало звёздами виски,
чтоб вваливались в комнату трамваи,
колёсами проехав по лицу,
чтобы верёвка страшная, живая,
в окно влетев, плясала на лету.

Необходимо бредить неулёжно,
проваливаться, прыгать в пустоту.

Наверно, лишь отчаявшись, возможно
с эпохой говорить начистоту.

Какая низость — самоуваженье...

Создатель поднимает до высот

лишь тех, кого при крошечном движеньи

ознобом неуверенность трясёт.

Уж лучше вскрыть ножом консервным вены,
лечь забулдыгой в сквере на скамью,
чем докатиться до комфорта веры
в особую значительность свою.

Е. Евтушенко.

«Неверие в себя необходимо»

«Тихая лирика»

Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».

Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».

Как-то стыдно сплошной заслезнённости, сострадательства с видом бойца. Как-то стыдно одной заземлённости, если всё-таки есть небеса. Как-то хочется слова нескушного, чтоб лилось оно звонко, легко, И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину, ну, а он — высоко-высоко... Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»   Всего-то — чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, И старомодность вековая Так станет в памяти свежа. И поспешит твоё перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой, И ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях Всё чище, способом старинным, И сталактитом стеаринным Займёшься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит, И ночь прошла, и гаснут свечи И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит.   Б. Ахмадулина. «Свеча»

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Н. Рубцов. «В минуты музыки»

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, — и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.




























































ВЛЭ

«Лианозовская школа» — неофициальная литературно-художественная группа 60-х годов XX века. Названа по месту встреч художников (В. Кропивницкая, Л. Кропивницкий, О. Рабин, Н. Вечтомов, В. Немухин, Л. Мастеркова) и поэтов (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, Я. Сатуновский) в барачном посёлке Лианозово (ныне район Москвы). Сперва на квартире художника и поэта Е. Кропивницкого в посёлке Долгопрудный, а позднее — у его дочери В. Кропивницкой и её мужа О. Рабина проходили неофициальные выставки живописи, на которых также читались стихи. Термин «лианозовская группа» впервые прозвучал в 1963 году в официальном обвинении Е. Кропивницкому при исключении его из Союза художников СССР.

Задание:

1. Прочитайте лекционный материал.

2. Ответьте на вопросы письменно в тетради:

1. Как вы думаете, что послужило причиной «литературной свободы» в 60-е годы? Что вы знаете об эпохе «оттепели»?

2. Чем вызвано разделение поэзии 1960-х на «тихую» и «эстрадную» лирику? Связано ли это, на ваш взгляд, только с манерой исполнения произведений?

3. Как вы понимаете определение «тихая лирика»? Познакомьтесь с «тихой лирикой» по поэтическим сборникам и ресурсам электронных библиотек. Какие стихотворения произвели на вас наибольшее впечатление и почему? (укажите не менее 3-х стихотворений)

4. Как проявляется в стихотворении Н. Рубцова «В минуты музыки» мотив лирического раздумья? Как бы вы определили основную интонацию стихотворения? С помощью каких художественных приёмов создаётся его напевность, музыкальность?

 

Примечание.

Фото выполненных заданий высылаются преподавателю на личную почту в ВК или на адрес эл. почты  liter-rustieva@yandex.ru  в срок не позднее 30.04.2020 г. Обязательно указываете фамилию, имя, группу!

Ссылки на интернет-ресурсы:

 

https://infopedia.su/14x1e69.html

 

http://kursak.net/literatura-60-x-godov-xx-veka-znachenie-ottepeli-dlya-istorii-russkoj-literatury/

 

https://pandia.ru/text/78/007/84468.php


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: