Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтический синтаксис». Почитайте определения основных терминов

Поэтический синтаксис

 

Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.

Антитеза – противопоставление образов и понятий:

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой... (А. С. Пушкин)

Градация – это последовательное усиление или ослабление смысловой окраски слов, входящих в группу однородных членов.

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)

Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.

День – как трава расстилаюся.

Ночь – слезами умываюся.

(Н. А. Некрасов)

Многосоюзие (полисиндетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры.

«И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин)

Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей.

Над вороным утесом –

Белой зари рукав.

Ногу – уже с заносом

Бега – с трудом вкопав

В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце –

Макс! мне было – так верно

Ждать на твоем крыльце!

(М. И. Цветаева)

Риторический вопрос – фигура, в которой вформе вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос нетребует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность,выразительность речи.

Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь)

Риторическое обращение – фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.

Татьяна! Милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью...

(А. С. Пушкин)

Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи.

«...я так люблю

Татьяну милую мою!»

(А. С. Пушкин)

Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах.

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины...

(Ф. И. Тютчев)

Эпифора - фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Степям и дорогам

Не кончен счет;

Камням и порогам

Не найден счет...

(Э. Багрицкий)

Анадиплосис – это такое построение текста, при котором окончание одной фразы повторяется в начале следующей фразы. Прием помогает добиться большей связанности и плавности текста.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К. Бальмонт)

 

5. Определите тип восклицания в следующих стихотворениях. Обоснуйте свой выбор:

А. А. ФЕТ «КАК НЕЖИШЬ ТЫ, СЕРЕБРЯНАЯ НОЧЬ…»

Как нежишь ты, серебряная ночь,

В душе расцвет немой и тайной силы!

О! окрыли и дай мне превозмочь

Весь этот тлен, бездушный и унылый.

Какая ночь! алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре.

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля и теплится, как море.

Мой дух, о ночь! как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной,

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

Данное стихотворение можно отнести к типу риторического восклицания, ведь А.А. Фет здесь ставит восклицательный знак, чтобы донести до читателя свой восторг и радость. Восклицательные предложения являются эмфатическими. В стихотворении происходят резкие изменения интонации, когда мы при прочтении, доходим до восклицательных выражений.

 

А. А. ФЕТ. «КАКАЯ НОЧЬ! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ...»

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

В этом стихотворении восклицательные выражения носят лирический характер. Все стихотворение является эмоционально-лирическим и поэтому восклицания в стихотворении, практически никак не влияют на интонационные изменения.

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное…Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!».

 (Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Данные восклицательные высказывания также являются лирическими, так как нет значительного усиления и подчеркивания отдельных необычных явлений.

 

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога!.. А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..».

(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Восклицательные предложения здесь носят риторический характер, так как в них ясно подчеркнуты эмоции, которые выражает автор. Удивление, радость, счастье. При прочтении меняется интонация.

 

6. Определите функцию вопросительных предложений в следующих стихотворениях:

А. А. ФЕТ «В ЛУННОМ СИЯНИИ»

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании?

Пруд, как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

В стихотворении, автор, с помощью своих вопросительных предложений, подчеркивает нужную мысль. Будто он спрашивает для того, чтобы позвать кого-то «тихонько бродить в лунном сиянии!».

 

В. А. ЖУКОВСКИЙ «ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО»

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

Иль опять от вышины

Весть знакомая несется?

Или снова раздается

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

В данном стихотворении автор, с помощью вопросов, выражает свои предположения. Он будто бы спрашивает о том, о чем сам не раз задумывался, и что предполагал.

 

«Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»).

Данный отрывок, имеющий вопросительные предложения выражает эмоциональный отклик на ситуацию. Ведь автор, будто пораженный загадочностью Руси, спрашивает у нее, под воздействием своих эмоций.

 

Найдите примеры использования синтаксических фигур в произведениях, включенных в учебные хрестоматии по литературному чтению для начальной школы (УМК — на выбор). Определите функцию этих фигур в тексте.

 

Учебник литературного чтения. Ефросинина Л.А. 1 класс. ФГОС – 2013 г.

И. Мазнин

ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птица — с небом,

Как поле — с плугом,

Как ветер — с морем,

Трава — с дождями,

Как кружит солнце

Со всеми нами!..

 

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!..

Данное стихотворение является риторическим обращением, так как оно не содержит указания на конкретного адресата. Автор побуждает неизвестного ему адресата на определенные действия.

 

Кубасова О.В. Литературное чтение 1 класс. ФГОС – 2014 г.

 

В. Берестов

ГОЛОЛЕДИЦА

Не идется

И не едится,

Потому что гололедица.

Но зато

Прекрасно падается,

Почему ж никто

Не радуется?

В данном стихотворении присутствует риторический вопрос, то есть тот вопрос, на который автор не ждет ответа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: