Тема 6. Административное право

Цель лекции: Ознакомить студентов со сферой регулирования административного права, особенностями его предмета и метода.

Задачи лекции: дать понятие административного права как отрасли российского, особенностей его воздействия на общественную жизнь и места в правовой действительности.

 


 

Государственные организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, поручен­ные им государством;

2) базируются на государственной собственности;

3) управляются государством.

Негосударственные организации не выполняют задач и

функций государства, хотя и могут способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления (проф­союзы, политические партии, спортивные общества, твор­ческие союзы, религиозные организации и т. д., а также коммерческие организации).

Граждане как субъекты административного права. Глав­ная особенность, характеризующая граждан как участни­ков административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или не­государственных организаций или их должностных лиц.

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Этот вопрос мы подробно рассмотрели в теме «Основы кон­ституционного права России».

Чтобы быть участником административных правоотно­шений, гражданин, как и другие субъекты административ­ного права, должен обладать административной правоспо­собностью. Под ней понимается фактическая, обеспечен­ная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно­правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность является необхо­димым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими лич­ными действиями приобретать субъективные права и вы­полнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административ­ная дееспособность означает способность гражданина реа­лизовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило, воз­никает по достижении гражданином 18-летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.

Граждане, как правило, обладают равной администра­тивной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспо­собными. Например, в соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности лицо, кото­рое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.

Дееспособные граждане могут осуществлять субъектив­ные права и обязанности, вступив в конкретные админист­ративные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнитель­ной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возника­ют как по собственной инициативе граждан, так и в поряд­ке одностороннего волеизъявления другой стороны, наде­ленной конкретными полномочиями.

Органы исполнительной власти как субъекты адми­нистративного права. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов ис­полнительной власти, отнесено Конституцией РФ к веде­нию Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и конституционного закона о его деятельности.

Статья 1 Конституционного закона «О Правительстве Рос­сийской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти, является коллективным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. (О Правительстве РФ говорилось в теме «Основы конституционного права России».)

Подведомственные Правительству РФ федеральные орга­ны исполнительной власти весьма разнообразны. Это — ми­нистерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими фун­кции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в установленной сфере дея­тельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Координируя и контролируя деятельность находящихся в ведении мини­стерства федеральных служб и федеральных агентств, фе­деральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их испол­нении; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности мини­стерства; дает поручения федеральным службам и агент­ствам и контролирует их исполнение и т. д.

Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет пра­вовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осу­ществляется исключительно федеральными законами, акта­ми Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по кон­тролю и надзору в установленной сфере деятельности, а так­же специальные функции в области обороны, государствен­ной безопасности, защиты и охраны государственной грани­цы, борьбы с преступностью и т. п. При этом понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполне­нием органами госвласти, местного самоуправления, их дол­жностными лицами, гражданами установленных общеобя­зательных правил поведения; выдачи разрешений (лицен­зий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими лицами и граж­данами; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные агентства являются федеральными орга­нами исполнительной власти, осуществляющими в уста­новленной сфере деятельности функции по оказанию го­сударственных услуг, по управлению государственным имуществом. При этом под функциями по оказанию госу­дарственных услуг понимается представление непосред­ственно или через подведомственные агентствам учреж­дения услуг гражданам и организациям в области образо­вания, здравоохранения, социальной защиты населения и т. д.; под функциями по управлению госимуществом по­нимается осуществление полномочий собственника в от­ношении федерального имущества, в том числе передан­ного государственным унитарным предприятиям, феде­ральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполни­тельной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относится, например, Управление ФСБ по Ростовс­кой области) осуществляют свою деятельность под руко­водством соответствующих центральных органов исполни­тельных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответству­ющими органами исполнительной власти этих субъектов.

Кроме федеральных органов государственного управле­ния, в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов Федера­ции во главе с высшим исполнительным органом госвлас­ти субъекта РФ. Структура таких органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ.

Общественные объединения граждан как субъекты административного права. Право граждан на объедине­ние предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Под обществен­ным объединением понимается добровольное, самоуправ­ляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уста­ве общественного объединения, что способствует реализа­ции прав и законных интересов граждан.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изме­нения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов дея­тельности. Их деятельность должна быть гласной, а ин­формация об их учредительных и программных докумен­тах — общедоступной.

Запрещается создание и деятельность общественных объе­динений, цели или действия которых направлены на на­сильственное изменение основ конституционного строя и на­рушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или рели­гиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность обществен­ных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и за­конных интересов, оказывает им поддержку, законодатель­но регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается создан­ным: осуществляет свою уставную деятельность, приобре­тает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Право­способность общественного объединения как юридическо­го лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции.

Существуют общероссийские, межрегиональные, реги­ональные и местные общественные объединения.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего со­брания, либо в судебном порядке. Ликвидация обществен­ного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной ре­гистрации.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зареги­стрировавший его орган для исключения из единого госу­дарственного реестра юридических лиц.

Предприятия и учреждения как субъекты админист­ративного права. К числу субъектов (участников) адми­нистративных правоотношений относятся коммерческие и некоммерческие организации. Их органом управления является администрация (руководитель, его заместители, совет организации, правление или другой орган, которо­му делегированы права по управлению организацией), осу­ществляющая управленческие полномочия внутри орга­низации, а также вступающая во внешние администра­тивные правоотношения с организациями исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Разновидностями коммерческих и некоммерческих орга­низаций являются предприятия и учреждения.

Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в ус­тановленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворе­ния общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия могут создаваться в таких организацион­но-правовых формах, как: полное товарищество, товарище­ство на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие.

Учреждением признается организация, созданная соб­ственником (учредителем) для осуществления управленчес­ких, социально-культурных или иных функций некоммер­ческого характера и финансируемая им полностью или ча­стично. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, куль­туры, здравоохранения и др.

Формы управленческой деятельности

Изучение форм и методов осуществления исполнитель­ной власти представляет для студентов определенную труд­ность, так как личный жизненный опыт лиц, не работаю­щих в сфере госуправления, оказывается для этого явно недостаточным.

Органы госуправления осуществляют свои функции и полномочия, используя в комплексе систему разнообраз­ных форм.

Под формами управленческой деятельности в общем смысле обычно понимают способы выражения ее содержа­ния, систему внутренне взаимосвязанных способов осуще­ствления функций управления.

По своему характеру и содержанию формы организаци­онно-управленческих действий могут быть: организацион­но-технические — организация разработки и реализации различного рода технических правил, нормативов и техни­ческих регламентов машин, механизмов, сооружений; орга­низационно-экономические — организация разработки и ре­ализации экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономичес­ких регламентов; организационно-социальные — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (ми­нимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пен­сионного обеспечения, минимальный и максимальный уров­ни административных штрафов и т. д.).

Можно назвать также другие виды форм управленчес­кой деятельности: общественно-организационные меропри­ятия (конференции, «круглые столы», презентации и т. д.) являются сейчас весьма распространенными неформальны­ми формами управленческой деятельности; администра­тивно-организационные мероприятия (всевозможные сове­щания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.) также весьма распространены, но уже официальные фор­мы управленческой деятельности; организационно-техни­ческие действия (табельный учет явки на работу, журналь­ный или компьютерный учет движения товарно-матери­альных ценностей, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документа­ции, архивное хранение документов, письменные и графи­ческие работы, обслуживающие те или иные управленчес­кие функции, прием и отправление служебной корреспон­денции и т. д.); рассмотрение протестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следствен­ных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной вла­сти и их должностных лиц обычно относят к особой — спе­цифической форме служебной управленческой деятельнос­ти соответствующих органов и должностных лиц исполни­тельной власти.

Методы управленческой деятельности

Понятие методов управления. Работа органов испол­нительной власти по своему содержанию — это выполне­ние общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятель­ность. Наличие власти означает, что ее субъект может од­носторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него людей.

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти до­стигается различными методами, под которыми понимают­ся способы воздействия на людей, средства, приемы дости­жения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.

Совокупность методов, используемых в процессе осу­ществления власти, их сочетание является одним из важ­нейших ее качественных показателей, так как свидетель­ствует об искусности субъекта.

Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта влас­ти на коллектив, группу или одного человека. Такое воз­действие производится не только на волю, но и на созна­ние, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет и о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, вырабо­танных другими.

Государственная администрация (органы исполнитель­ной власти) в своей практике использует большой арсенал методов воздействия. Их можно разделить на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и об­щественные. Необходимо различать методы внутриаппарат­ные и методы воздействия на граждан, организации.

Методы прямого и косвенного воздействия. В зависи­мости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции, различают методы прямого и косвенного воздействия.

Для методов прямого воздействия характерны следу­ющие признаки:

■ директивность, приказной характер;

■ однозначность команд, которые, как правило, не остав­ляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать, как приказано;

■ широкое использование ведомственных, а также пра­вительственных актов и сужение роли законов;

■ наличие большого административного аппарата, конт­ролирующего выполнение команд и применяющего при­нудительные меры за их нарушение;

■ стимулирование осуществляется по усмотрению руководи­теля за выполнение команд, а то и просто за послушание;

■ широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быс­тро добиться результатов. Часто без него невозможно обой­тись (например в армии, на транспорте). Но возможность быстро получить тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа — серьезная причина необоснованно широкого администрирования.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

■ руководящее воздействие на волю осуществляется кос­венно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интере­сы, потребности исполнителей;

■ у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;

■ юридическими нормами и обычаями закреплен автома­тически действующий механизм стимулирования (по­лучение прибыли, льгот и т. п.);

■ наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процеду­ры разрешения противоречий.

Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполните­лей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны.

Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обес­печивает устойчивость и развитие системы, достижение стра­тегических успехов.

С учетом обстановки, кадрового потенциала необходимо разумно использовать и прямое, и косвенное воздействие на граждан и организации, рационально сочетать эти методы.

Убеждение как метод деятельности государственной администрации. В юридической литературе широко рас­пространено мнение, что существует два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей — убежде­ние и принуждение. Названные методы используются не только государственной властью, но и муниципальными, частными и иными негосударственными организациями.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразова­ния. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами ис­полняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, ко­торое является необходимым условием единства действий.

Часть граждан исполняет правовые предписания в силу своей собственной дисциплинированности, другая часть — потому, что знает об отрицательных последствиях, кото­рые могут наступить для нее в случае неисполнения. Угро­за принуждения, устрашение могут способствовать воспи­танию привычки соблюдать предписания.

В демократическом обществе убеждение — главный ме­тод воздействия. Во-первых, оно используется системати­чески и в отношении всех граждан. Во-вторых, оно обес­печивает добровольное выполнение норм, команд, а в ко­нечном итоге воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию. В-третьих, цели демократического об­щественного устройства требуют, чтобы высшее регули­рование поведения людей постепенно уступало место са­морегулированию. И решающее значение здесь должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею значения их целей и последствий. В-четвертых, система СМИ позволяет госап­парату быстро оповестить граждан о проводимых мероп­риятиях, разъяснить их смысл, инструктировать, убеж­дать. Пресса, радио, телевидение, Интернет значительно увеличили возможности воздействия на граждан, и их ис­пользование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества. В-пятых, убеждение обхо­дится государству намного дешевле, чем принуждение.

Административное принуждение означает организаци­онное, физическое и психологическое воздействие органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое или юридическое) с целью заставить, побудить силой вы­полнить предписанные законом действия, а в случае совер­шения правонарушения наложить на него одно из админи­стративных взысканий.

Административное принуждение — это особый вид госу­дарственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнитель­ной власти, круг которых точно определяется в Кодексе об административных правонарушениях (например, полицией). Административное принуждение — не бесконтрольное на­силие, а основанная на законе деятельность органов испол­нительной власти, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.

Административное законодательство выделяет пять видов административного принуждения:

1) административно-принудительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях: пре­кращение движения транспорта и пешеходов при воз­никновении угрозы безопасности движения (например, при обрыве электропроводов); введение карантина в оп­ределенной местности; таможенный досмотр; реквизи­ция; обсервация (т. е. наблюдение) и т. п.

2) административные меры контрольно-предупредительного характера: обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т. д.); лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности; досмотры транспортных средств, руч­ной клади и багажа пассажиров авиационного транс­порта и др.

3) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном поряд­ке прекратить, т. е. пресечь противоправные действия, предотвратить их вредные последствия и не допустить новых правонарушений. В систему таких мер входят: краткосрочное задержание полицией граждан для со­ставления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения тех­ники безопасности; принудительное лечение лиц, стра­дающих некоторыми заразными болезнями, опасны­ми для окружающих; отстранение от управления транс­портными средствами; применение огнестрельного оружия работником полиции для защиты граждан от нападения;

4) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, воз­мещения причиненного ущерба. К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений; адми­нистративное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений; возмещение родителями ущерба, причиненного их несовершеннолетними детьми и т. п.;

5) административные наказания, исчерпывающий пере­чень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиаль­но отличаются от всех рассмотренных выше групп (ви­дов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкция за совершение конкрет­ного административного проступка. Они рассматрива­ются отдельно в следующем разделе.

Итак, методы осуществления исполнительной власти — это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органа управления, долж­ностных лиц на волю и сознание управляемых.

Административные правонарушения и административная ответственность

Понятие и основные признаки административного правонарушения. Фактическим основанием для наступле­ния административной ответственности является админис­тративное правонарушение.

Главные признаки и юридическая характеристика ад­министративного правонарушения содержатся в КоАП РФ. В ст. 2.1. сформулировано официальное определение такого правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правона­рушениях установлена административная ответственность».

При этом административная ответственность за адми­нистративные правонарушения наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующем законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного правонарушения охваты­вает собой ряд признаков:

■ деяние, т. е. действие или бездействие;

■ общественно опасное;

■ противоправное;

■ виновное;

■ наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние пред­ставляет собой единство физического и психического, т. е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, вы­раженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориента­ции, психологическое отношение к содеянному.

Действие — это активное нарушение установленной обя­занности или законного требования; нарушение конкрет­ного запрета, правила, нормы. Бездействие — пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех дей­ствий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью. Отсутствие данного призна­ка свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Лю­бой административный проступок, посягая на установлен­ный порядок, причиняет ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться как в реаль­ном вреде, так и в создании условий для его наступления.

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Противоправность деяния заключает­ся в нарушении или невыполнении субъектом установлен­ных правил, норм, требований. Необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, трудового и т. д. Главное состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

Административным правонарушением является винов­ное действие или бездействие, т. е. деяние, представляю­щее собой проявление воли и разума действующего (без­действующего) лица. Вина — это сознательно-волевое пси­хическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий и желании их на­ступления (прямой) либо сознательном их допущении (без­различном к ним отношении — косвенный). Неосторожность состоит в предвидении предусмотренных в законе послед­ствий, соединенном с легкомысленным расчетом на их пре­дотвращение (самонадеянность), либо лицо не предвидело наступления таких последствий, хотя оно могло и должно было их предвидеть (небрежность). Если лицо не предвиде­ло и не могло предвидеть общественно вредные последствия своих действий, то имеет место случай, или казус, что ис­ключает его квалификацию как правонарушение.

Важный признак административного правонаруше­ния — это административная наказуемость. Конкретное действие или бездействие может быть признано админист­ративным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена админи­стративная ответственность.

Условиями привлечения к административной ответствен­ности (или исключающими ее) является наличие (или отсут­ствие), кроме названных, следующих обстоятельств: возраст, по достижении которого наступает административная ответ­ственность, — 16 лет (ст. 2.3. КоАП РФ); соблюдение давнос­ти сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ); состояние крайней необходимости (ст. 2.7.КоАП РФ); невменяемость правонарушителя (ст. 2.8. КоАП РФ); смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2.; 4.3. КоАП РФ).

Принципиально важным является вопрос отличия ад­министративного правонарушения от преступления. Вызва­но это тем, что на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, переходят в них. Эти отличия легко проследить в сравнении (табл. 2).

Таблица 2

Преступление Административное правонарушение
1 2
1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК) 1. Представляет собой виновное деяние, запрещаемое не только КоАП, но и законами субъектов РФ (ст. 2.1 КоАП)
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК) 2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физи­ческие, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП)
3. Различают особо тяжкие, сред­ней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК) 3. Административные правонаруше­ния не делятся на категории по степе­ни тяжести
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК) 4. По общему правилу неоднократ­ность административного правона­рушения не учитывается
5. Учитываются совокупность и рецидив преступления (ст. 16, ПУК) 5. Для административного правона­рушения не характерны ни рецидив, ни совокупность
6. В ряде случаев субъектом пре­ступления признаются физиче­ские лица и в возрасте 14 лет 6. Минимальный возраст физического лица — субъекта административного правонарушения, составляет 16 лет
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК) 7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или неоконченное. Это объясняется тем, что состав административного пра­вонарушения чаше всего «формаль­ный» (т.е. не обязательно наступле­ние вредных последствий).
8. Влечет уголовное наказание 8. Влечет административное наказание

 


 

9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, край­няя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд дру­гих обстоятельств (ст. 37-42 УК) 9. Административное правонару­шение отсутствует лишь при край­ней необходимости (ст. 2.7. КоАП)

 


 

Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышлен­ное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.

Виды административных правонарушений. Часть Осо­бенная Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает следующие их виды.

Административные правонарушения:

■ посягающие на права граждан (например: нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; отказ в предоставлении гражданину информации; от­каз в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме);

■ посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологичес­кое благополучие населения и общественную нравствен­ность (например: занятие проституцией; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);

■ в области охраны собственности (например: самоволь­ное занятие земельного участка; уничтожение или по­вреждение чужого имущества; мелкое хищение);

■ в области охраны окружающей природной среды и при­родопользования (например: нарушение правил обра­щения с пестицидами и агрохимикатами; порча земель; нарушение правил охраны атмосферного воздуха);

■ в промышленности, строительстве и энергетике (напри­мер: нарушение норм и правил безопасности гидротех­нических сооружений; повреждение электрических се­тей; непроизводительное расходование энергетических ресурсов);

■ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например: проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта; нарушение норм и правил ведения пле­менного животноводства; нарушение правил ведения до­кументации на семена сельскохозяйственных растений);

■ на транспорте (например: действия, угрожающие безо­пасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд);

■ в области дорожного движения (например: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил пере­возки людей);

■ в области связи и информации (например: нарушение правил охраны линий или сооружений связи; наруше­ние правил защиты информации; повреждение телефо­нов-автоматов);

■ в области предпринимательской деятельности (напри­мер: нарушение порядка ценообразования; ограничение свободы торговли; ненадлежащее управление юридичес­ким лицом);

■ в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг);

■ в области таможенного дела (например: нарушение ре­жима зоны таможенного контроля; нарушение сроков представления таможенной декларации; предоставление недействительных документов при таможенном оформ­лении);

■ посягающие на институты государственной власти (на­пример: неисполнение распоряжения судьи или судеб­ного пристава; воспрепятствование законной деятель­ности судебного пристава-исполнителя; незаконные дей­ствия по отношению к государственным символам Российской Федерации);

■ в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностран­ных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (например: нарушение пограничного режима в по­граничной зоне; нарушение иммиграционных правил;

незаконный провоз лиц через государственную границу Российской Федерации);

■ против порядка управления (например: самоуправство; непредставление сведений (информации); неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей); посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например: мелкое хулиганство; наруше­ние требований пожарной безопасности; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах);

■ в области воинского учета (например: неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклоне­ние от медицинского обследования; умышленные пор­ча или утрата документов воинского учета);

Понятие и признаки административной ответственно­сти. Административная ответственность представляет собой одну из мер административного принуждения и в то же вре­мя является одним из видов юридической ответственности.

В своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юриди­ческой ответственности.

Во-первых, эта ответственность за действие (бездей­ствие), которое уже имело место, произошло, т. е. админи­стративная ответственность всегда оценивает прошлое.

Во-вторых, она представляет собой государственное при­нуждение, поскольку реализация властных полномочий осу­ществляется через органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления. Также это правовое принуж­дение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокуп­ности представляют собой самостоятельный институт ад­министративного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоп­риятных последствий для правонарушителя, предусмотрен­ных санкцией правовой нормы. Такие последствия могут выступать в виде лишений или ограничений морального, материального или физического характера.

В-четвертых, административная ответственность всегда рассматривается в качестве результата правонарушения, т. е. ретроспективная, или негативная ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, когда она совпадает с понятием право­вой обязанности или долга.

Можно назвать такие специфические признаки адми­нистративной ответственности:

■ основанием административной ответственности являют­ся административные правонарушения, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще;

■ поскольку административные правонарушения менее вредны, чем уголовные, административная ответствен­ность не характеризуется строгостью и тяжестью санк­ций, не создает тяжелых правовых последствий, не вле­чет судимости;

■ субъектный состав: субъектами этого вида ответственно­сти являются как физические, так и юридические лица;

■ существует особый порядок привлечения к администра­тивной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности;

■ она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень админист­ративного нарушения, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально ре­гулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной от­ветственности;

■ административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии со ст. 72 (п. «к») Консти­туции Российской Федерации административное и ад­министративно-процессуальное законодательство отно­сятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что административная от­ветственность характеризуется множественностью ор­ганов государственной власти, полномочных ее устанав­ливать (ст. 1.1. КоАП РФ);

■ меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не под­чиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями, что отличает ее от дисциплинарной ответственности.

Таким образом, административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан, долж­ностных и юридических лиц за совершенное ими админист­ративное правонарушение, реализация административно­правовых санкций, применение уполномоченными органа­ми или должностным лицом административных наказаний к таким лицам.

Принципы и задачи административной ответственно­сти. Для более полного понимания сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которые она опирается. В числе основных принципов чаще всего называют следующие:

1. Принцип законности юридической ответственности оз­начает, что деятельность государственных органов и должно­стных лиц по применению юридической ответственности ве­дется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административ­ному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основа­ниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6. КоАП РФ).

2. Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обсто­ятельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

■ собранные по делу обстоятельства соответствуют дей­ствительности;

■ противоправное деяние и связанные с ним обстоятель­ства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

■ по делу выявлены обстоятельства, как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности вы­ступает положение, согласно которому запрещается исполь­зование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50, п. 2 Конституции РФ).

3. Справедливость юридической ответственности озна­чает одобрение и поддержку населением, иными институ­тами гражданского общества меры, примененной государ­ственными органами к правонарушителю. Если мера от­ветственности была применена с нарушением закона или без выяснения всех обстоятельств дела, установления ис­тины то она не может признаваться справедливой, потому что нарушены ее основы в процессе правоприменительной деятельности.

4. Принцип равенства перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму­щественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств. Юри­дические лица подлежат административной ответственнос­ти независимо от места нахождения, организационно-пра­вовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

5. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от своего служебного или материаль­ного положения, иных обстоятельств подлежит заслуженно­му наказанию за совершенное им правонарушение. Если со­вершено правонарушение, а ответственность не наступила, это наносит моральный урон авторитету закона, подрывает идею законности в сознании граждан и должностных лиц.

6. Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном право­нарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об адми­нистративных правонарушениях, и установлена вступив­шим в законную силу постановлением судьи, органа, дол­жностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5. КоАП РФ).

7. Важнейшим принципом юридической ответственно­сти, призванным обеспечивать действие презумпции неви­новности, является право на защиту и квалифицирован­ную юридическую помощь. Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственнос­ти: знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правопри­менителя в вышестоящие органы или в суд. Привлечен­ный к ответственности может также пользоваться квали­фицированной юридической помощью. Каждый задержан­ный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении правонарушения имеет право пользоваться услугами адво­ката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кро­ме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользоваться услугами адвоката, то такая по­мощь ему предоставляется бесплатно.

8. Недопустимость удвоения ответственности — это не­допустимость сочетания двух и более видов администра­тивной ответственности за одно правонарушение. «Никто не может нести административную ответственность дваж­ды за одно и то же административное правонарушение» (ст. 4.1., п. 5 КоАП РФ). Но может быть назначено основ­ное и дополнительное административное наказание, пере­чень, которых предусмотрен ст. 3.3. КоАП РФ.

Итак, основными принципами являются законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость юридичес­кой ответственности, презумпция невиновности, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопус­тимость удвоения ответственности.

Задачами же законодательства об административных правонарушениях являются:

■ защита личности;

■ охрана прав и свобод человека и гражданина;

■ охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия населения;

■ защита общественной нравственности;

■ охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

■ защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от админи­стративных правонарушений; а также предупреждение административных правонарушений.

Если раньше в задачи административного кодекса вхо­дила, в первую очередь, защита интересов государства, его собственности, то теперь приоритет поменялся — на пер­вом месте стоит «защита личных прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан», защита же инте­ресов государства находится в буквальном смысле на пос­леднем месте (ст. 1.2. КоАП РФ).

Обстоятельства, влияющие на административную от­ветственность. В соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ обстоя­тельствами, смягчающими административную ответствен­ность, признаются:

■ раскаяние лица, совершившего административное пра­вонарушение;

■ предотвращение лицом, совершившим административ­ное правонарушение, вредных последствий администра­тивного правонарушения, добровольное возмещение при­чиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

■ совершение административного правонарушения в состо­янии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

■ совершение административного правонарушения несо­вершеннолетним;

■ совершение административного правонарушения бере­менной женщиной или женщиной, имеющей малолет­него ребенка.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за админист­ративное правонарушение. Орган (должностное лицо), рас­сматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не ука­занные в законодательстве (ст. 4.2 п. 2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ отягчающими об­стоятельствами признаются:

■ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

■ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого админист­ративного правонарушения лицо уже подвергалось ад­министративному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;

■ вовлечение несовершеннолетнего в совершение адми­нистративного правонарушения;

■ совершение административного правонарушения груп­пой лиц;

■ совершение административного правонарушения в ус­ловиях стихийного бедствия или при других чрезвы­чайных обстоятельствах;

■ совершение административного правонарушения в со­стоянии опьянения.

Перечисленные обстоятельства могут быть и не призна­ны отягчающими по усмотрению судьи, органа, должност­ного лица, назначающего административное наказание.

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягча­ющие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифи­цирующего признака административного правонарушения.

Обстоятельства, исключающие административную от­ветственность. КоАП РФ устанавливает основания, усло­вия и последствия освобождения от административной от­ветственности при крайней необходимости, невменяемости и малозначительности правонарушения. Освобождение от административной ответственности может также проявлять­ся и в замене ее другим видом ответственности. Своеобраз­ным освобождением от административной ответственности является пропуск юридическим органом давности срока назначения административного наказания. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня соверше­ния административного правонарушения, а в некоторых случаях по истечении одного года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Крайняя необходимость — это вид противоправного деяния в случаях устранения опасности, угрожающей ин­тересам государства, общественным интересам личности или правам данного лица или других граждан, если эта опас­ность не могла быть устранена другими средствами, а при­чиненный вред является менее значительным, чем предот­вращенный. Источниками опасности могут быть стихий­ные силы природы, животные, различного рода механизмы, человек и др. Причинение вреда можно считать оправдан­ным только тогда, когда у человека не было другого выхо­да, и он мог спасти более ценное благо лишь путем причи­нения вреда правоохраняемому интересу.

Невменяемость — обусловленная болезненным состоя­нием психики или слабоумием неспособность лица отда­вать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выде­ляет два критерия невменяемости: медицинский (биологи­ческий) и юридический (психологический). Не подлежит также наказанию лицо, совершившее правонарушение в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможно­сти отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

Малозначительность правонарушения, не представля­ющего общественной опасности. Вопрос о признании дея­ния малозначительным решается на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного дела. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, от­сутствие существенных вредных последствий, незначитель­ность причиненного ущерба и т. д. Кроме того, действие или бездействие признается малозначительным только в том случае, если совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дела об административных правонарушениях, могут ограничиться замечанием.

Казус (случай). В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рам­ками лишь те из них, которые на сегодняшний день явля­ются наиболее важными и актуальными, т. е. требуют пра­вового разрешения.

Обобщая сказанное, можно выделить такие обстоятель­ства, исключающие административную ответственности, как невменяемость, крайняя необходимость, малозначитель­ность правонарушения, казус.

Презумпция невиновности. О презумпции невиновнос­ти мы упоминали выше, когда говорили о принципах ад­министративной ответственности.

Презумпция невиновности гражданина — это предпо­ложение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Презумпция невиновности есть проявление общей доб­ропорядочности гражданина. Смысл и назначение презумп­ции невиновности состоит в требовании полной и несомнен­ной доказанности твердо установленными фактами обвине­ния как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приго­воре. Из презумпции невиновности вытекает также прави­ло, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.

Еще в 1789 г., во времена Французской буржуазной революции, был провозглашен принцип презумпции неви­новности. В данное время он зафиксирован в различных международных актах. Так, ст. 14 (п. 2) Международного пакта о гражданских и политических правах устанавлива­ет, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Статья 11 (п. 1) Всеоб­щей декларации прав человека провозглашает, что каж­дый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком пу­тем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивается все возможности для защиты.

В российском законодательстве данный принцип зак­реплен в ст. 49 (п. 1) Конституции РФ, а также в ст. 1.5 КоАП РФ, где говорится:

«Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отно­шении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административ­ном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном на­стоящим Кодексом, и установлена вступившим в закон­ную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, Лицо, привлекаемое к адми­нистративной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, тол­куются в пользу этого лица».

Презумпция невиновности обвиняемого является гаран­тией установления истины по административному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения граж­данина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства.

Таким образом, презумпция невиновности — основопо­лагающий принцип любого цивилизованного процесса, без которого нельзя подойти к справедливому, гуманному пра­восудию.

Административные взыскания: цели, виды, порядок наложения. Административное наказание является уста­новленной государством мерой ответственности за совер­шение административного правонарушения и применяет­ся в целях предупреждения совершения новых правона­рушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ за совершение ад­министративных правонарушений могут устанавливаться и применяются следующие административные наказания.

Предупреждение применяется в качестве самостоятель­ной меры наказания за совершение незначительных адми­нистративных нарушений, а также по отношению к ли­цам, которые впервые совершили проступок. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания пись­менного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассмат­риваться как взыскание.

Административный штраф является денежным взыс­канием, выражается в рублях и устанавливается для граж­дан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юри­дических лиц — одного миллиона рублей, или может вы­ражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета район­ных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения админи­стративного правонарушения;

2) стоимости предмета административного правонаруше­ния на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уп­лате на момент окончания или пресечения админист­ративного правонарушения.

Размер административного штрафа не может быть ме­нее ста рублей.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения. Оно состоит в предупредительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывше­му собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации имущества, находившегося в личной соб­ственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Ад­министративно-правовая конфискация всегда является спе­циальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо назван­ных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К ли­цам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огне­стрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права (на управ­ление автотранспортом, на охоту и т. п.) устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользо­вания этим правом.

К лицам, которые пользуются транспортными средства­ми в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транс­портом в состоянии опьянения, а также в случаях оставле­ния места дорожного происшествия, уклонения от освиде­тельствования на состояние опьянения. Нельзя лишать пра­ва охоты лиц, для которых она является основным источником существования. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанав­ливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение тре­бований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест назначается в исключитель­ных случаях за отдельные виды административных право­нарушений и не может применяться к беременным жен­щинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18-летнего возраста, инвалидам I и II групп и некоторым другим категориям граждан.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом пе­ремещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, — неконтролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иност­ранцам и лицам без гражданства. Назначается судьей.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпри­нимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Это административное наказание назначается судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном (на срок до 90 суток) прекраще­нии деятельности предпринимателей (как без образования юридического лица, так и юридических лиц), а также экс­плуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений в слу­чае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпи­демий, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вре­да окружающей среде и т. д. Назначается судьей.

Что касается порядка наложения административного взыскания, здесь необходимо сказать следующее.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и админист­ративное приостановление деятельности могут устанавли­ваться и применяться только в качестве основных админи­стративных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонару­шения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного админист­ративного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное адми­нистративное наказание.

При назначении административного наказания юриди­ческому лицу учитываются характер совершенного им пра­вонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятель­ства, отягчающие ответственность.

При назначении административного наказания физи­ческому лицу учитывается, кроме указанного выше, лич­ность виновного.

Никто не может нести административную ответствен­ность дважды за одно и то же административное правона­рушение.

Постановление по делу об административном правонару­шении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения законодательства Российской Федерации, указан­ные в п. 1 ст. 4.5. КоПА РФ, — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: