Цель лекции: Ознакомить студентов со сферой регулирования административного права, особенностями его предмета и метода.
Задачи лекции: дать понятие административного права как отрасли российского, особенностей его воздействия на общественную жизнь и места в правовой действительности.
Государственные организации:
1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;
2) базируются на государственной собственности;
3) управляются государством.
Негосударственные организации не выполняют задач и
функций государства, хотя и могут способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления (профсоюзы, политические партии, спортивные общества, творческие союзы, религиозные организации и т. д., а также коммерческие организации).
Граждане как субъекты административного права. Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц.
|
|
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ и конкретизированных в законах и других правовых актах. Этот вопрос мы подробно рассмотрели в теме «Основы конституционного права России».
Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен обладать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административноправового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, в ряде случаев — раньше, в частности с 16 лет.
Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
|
|
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
Органы исполнительной власти как субъекты административного права. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (ч. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и конституционного закона о его деятельности.
Статья 1 Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти, является коллективным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. (О Правительстве РФ говорилось в теме «Основы конституционного права России».)
Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это — министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Координируя и контролируя деятельность находящихся в ведении министерства федеральных служб и федеральных агентств, федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности министерства; дает поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение и т. д.
Общее предназначение и суть деятельности федерального министерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью и т. п. При этом понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами госвласти, местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами установленных общеобязательных правил поведения; выдачи разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими лицами и гражданами; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
|
|
Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. При этом под функциями по оказанию государственных услуг понимается представление непосредственно или через подведомственные агентствам учреждения услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т. д.; под функциями по управлению госимуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству.
Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относится, например, Управление ФСБ по Ростовской области) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов исполнительных органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
Кроме федеральных органов государственного управления, в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов Федерации во главе с высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ. Структура таких органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или просто главами администрации субъекта РФ.
|
|
Общественные объединения граждан как субъекты административного права. Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции.
Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. К числу субъектов (участников) административных правоотношений относятся коммерческие и некоммерческие организации. Их органом управления является администрация (руководитель, его заместители, совет организации, правление или другой орган, которому делегированы права по управлению организацией), осуществляющая управленческие полномочия внутри организации, а также вступающая во внешние административные правоотношения с организациями исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Разновидностями коммерческих и некоммерческих организаций являются предприятия и учреждения.
Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие.
Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.
Формы управленческой деятельности
Изучение форм и методов осуществления исполнительной власти представляет для студентов определенную трудность, так как личный жизненный опыт лиц, не работающих в сфере госуправления, оказывается для этого явно недостаточным.
Органы госуправления осуществляют свои функции и полномочия, используя в комплексе систему разнообразных форм.
Под формами управленческой деятельности в общем смысле обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления.
По своему характеру и содержанию формы организационно-управленческих действий могут быть: организационно-технические — организация разработки и реализации различного рода технических правил, нормативов и технических регламентов машин, механизмов, сооружений; организационно-экономические — организация разработки и реализации экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономических регламентов; организационно-социальные — выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсионного обеспечения, минимальный и максимальный уровни административных штрафов и т. д.).
Можно назвать также другие виды форм управленческой деятельности: общественно-организационные мероприятия (конференции, «круглые столы», презентации и т. д.) являются сейчас весьма распространенными неформальными формами управленческой деятельности; административно-организационные мероприятия (всевозможные совещания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.) также весьма распространены, но уже официальные формы управленческой деятельности; организационно-технические действия (табельный учет явки на работу, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции и т. д.); рассмотрение протестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следственных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной власти и их должностных лиц обычно относят к особой — специфической форме служебной управленческой деятельности соответствующих органов и должностных лиц исполнительной власти.
Методы управленческой деятельности
Понятие методов управления. Работа органов исполнительной власти по своему содержанию — это выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него людей.
Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи.
Совокупность методов, используемых в процессе осуществления власти, их сочетание является одним из важнейших ее качественных показателей, так как свидетельствует об искусности субъекта.
Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не только на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет и о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, выработанных другими.
Государственная администрация (органы исполнительной власти) в своей практике использует большой арсенал методов воздействия. Их можно разделить на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Необходимо различать методы внутриаппаратные и методы воздействия на граждан, организации.
Методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции, различают методы прямого и косвенного воздействия.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
■ директивность, приказной характер;
■ однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать, как приказано;
■ широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
■ наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
■ стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание;
■ широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (например в армии, на транспорте). Но возможность быстро получить тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа — серьезная причина необоснованно широкого администрирования.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
■ руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности исполнителей;
■ у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
■ юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
■ наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны.
Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы, достижение стратегических успехов.
С учетом обстановки, кадрового потенциала необходимо разумно использовать и прямое, и косвенное воздействие на граждан и организации, рационально сочетать эти методы.
Убеждение как метод деятельности государственной администрации. В юридической литературе широко распространено мнение, что существует два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей — убеждение и принуждение. Названные методы используются не только государственной властью, но и муниципальными, частными и иными негосударственными организациями.
Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.
Часть граждан исполняет правовые предписания в силу своей собственной дисциплинированности, другая часть — потому, что знает об отрицательных последствиях, которые могут наступить для нее в случае неисполнения. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать предписания.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия. Во-первых, оно используется систематически и в отношении всех граждан. Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию. В-третьих, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы высшее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. И решающее значение здесь должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею значения их целей и последствий. В-четвертых, система СМИ позволяет госаппарату быстро оповестить граждан о проводимых мероприятиях, разъяснить их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, телевидение, Интернет значительно увеличили возможности воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества. В-пятых, убеждение обходится государству намного дешевле, чем принуждение.
Административное принуждение означает организационное, физическое и психологическое воздействие органов исполнительной власти на определенное лицо (физическое или юридическое) с целью заставить, побудить силой выполнить предписанные законом действия, а в случае совершения правонарушения наложить на него одно из административных взысканий.
Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения. Будучи монополией государства, оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, круг которых точно определяется в Кодексе об административных правонарушениях (например, полицией). Административное принуждение — не бесконтрольное насилие, а основанная на законе деятельность органов исполнительной власти, направленная на охрану общественного порядка, безопасности граждан, их прав и интересов.
Административное законодательство выделяет пять видов административного принуждения:
1) административно-принудительные меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений при несчастных случаях, стихийных бедствиях: прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, при обрыве электропроводов); введение карантина в определенной местности; таможенный досмотр; реквизиция; обсервация (т. е. наблюдение) и т. п.
2) административные меры контрольно-предупредительного характера: обязательная государственная регистрация (оружия, транспортных средств, уставов общественных объединений и т. д.); лицензирование различных видов производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности; досмотры транспортных средств, ручной клади и багажа пассажиров авиационного транспорта и др.
3) меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить, т. е. пресечь противоправные действия, предотвратить их вредные последствия и не допустить новых правонарушений. В систему таких мер входят: краткосрочное задержание полицией граждан для составления протокола о правонарушении; запрещение эксплуатации предприятия в случае нарушения техники безопасности; принудительное лечение лиц, страдающих некоторыми заразными болезнями, опасными для окружающих; отстранение от управления транспортными средствами; применение огнестрельного оружия работником полиции для защиты граждан от нападения;
4) административно-восстановительные меры применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба. К ним относятся: снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение лиц из самовольно занятых жилых помещений; возмещение родителями ущерба, причиненного их несовершеннолетними детьми и т. п.;
5) административные наказания, исчерпывающий перечень которых дается в ст. 3.2 КоАП РФ, принципиально отличаются от всех рассмотренных выше групп (видов) мер административного принуждения тем, что применяются они как санкция за совершение конкретного административного проступка. Они рассматриваются отдельно в следующем разделе.
Итак, методы осуществления исполнительной власти — это разнообразные способы, приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органа управления, должностных лиц на волю и сознание управляемых.
Административные правонарушения и административная ответственность
Понятие и основные признаки административного правонарушения. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение.
Главные признаки и юридическая характеристика административного правонарушения содержатся в КоАП РФ. В ст. 2.1. сформулировано официальное определение такого правонарушения: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
При этом административная ответственность за административные правонарушения наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующем законодательством уголовной ответственности.
Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков:
■ деяние, т. е. действие или бездействие;
■ общественно опасное;
■ противоправное;
■ виновное;
■ наказуемое деяние.
Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т. е. это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженный в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы. Бездействие — пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Сущность административного проступка определяется его общественной опасностью. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для его наступления.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении субъектом установленных правил, норм, требований. Необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, трудового и т. д. Главное состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Административным правонарушением является виновное действие или бездействие, т. е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица. Вина — это сознательно-волевое психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий и желании их наступления (прямой) либо сознательном их допущении (безразличном к ним отношении — косвенный). Неосторожность состоит в предвидении предусмотренных в законе последствий, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение (самонадеянность), либо лицо не предвидело наступления таких последствий, хотя оно могло и должно было их предвидеть (небрежность). Если лицо не предвидело и не могло предвидеть общественно вредные последствия своих действий, то имеет место случай, или казус, что исключает его квалификацию как правонарушение.
Важный признак административного правонарушения — это административная наказуемость. Конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие (или отсутствие), кроме названных, следующих обстоятельств: возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет (ст. 2.3. КоАП РФ); соблюдение давности сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ); состояние крайней необходимости (ст. 2.7.КоАП РФ); невменяемость правонарушителя (ст. 2.8. КоАП РФ); смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2.; 4.3. КоАП РФ).
Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения от преступления. Вызвано это тем, что на практике некоторые административные правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях, например повторности, переходят в них. Эти отличия легко проследить в сравнении (табл. 2).
Таблица 2
|
|
9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обстоятельств (ст. 37-42 УК) | 9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7. КоАП) |
|
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание.
Виды административных правонарушений. Часть Особенная Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает следующие их виды.
Административные правонарушения:
■ посягающие на права граждан (например: нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости; отказ в предоставлении гражданину информации; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме);
■ посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например: занятие проституцией; пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения);
■ в области охраны собственности (например: самовольное занятие земельного участка; уничтожение или повреждение чужого имущества; мелкое хищение);
■ в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; порча земель; нарушение правил охраны атмосферного воздуха);
■ в промышленности, строительстве и энергетике (например: нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; повреждение электрических сетей; непроизводительное расходование энергетических ресурсов);
■ в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта; нарушение норм и правил ведения племенного животноводства; нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений);
■ на транспорте (например: действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд);
■ в области дорожного движения (например: нарушение правил применения ремней безопасности; нарушение правил проезда перекрестков; нарушение правил перевозки людей);
■ в области связи и информации (например: нарушение правил охраны линий или сооружений связи; нарушение правил защиты информации; повреждение телефонов-автоматов);
■ в области предпринимательской деятельности (например: нарушение порядка ценообразования; ограничение свободы торговли; ненадлежащее управление юридическим лицом);
■ в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг);
■ в области таможенного дела (например: нарушение режима зоны таможенного контроля; нарушение сроков представления таможенной декларации; предоставление недействительных документов при таможенном оформлении);
■ посягающие на институты государственной власти (например: неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации);
■ в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (например: нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение иммиграционных правил;
незаконный провоз лиц через государственную границу Российской Федерации);
■ против порядка управления (например: самоуправство; непредставление сведений (информации); неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей); посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например: мелкое хулиганство; нарушение требований пожарной безопасности; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах);
■ в области воинского учета (например: неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета);
Понятие и признаки административной ответственности. Административная ответственность представляет собой одну из мер административного принуждения и в то же время является одним из видов юридической ответственности.
В своем качестве административная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятия юридической ответственности.
Во-первых, эта ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло, т. е. административная ответственность всегда оценивает прошлое.
Во-вторых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.
В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы. Такие последствия могут выступать в виде лишений или ограничений морального, материального или физического характера.
В-четвертых, административная ответственность всегда рассматривается в качестве результата правонарушения, т. е. ретроспективная, или негативная ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
Можно назвать такие специфические признаки административной ответственности:
■ основанием административной ответственности являются административные правонарушения, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще;
■ поскольку административные правонарушения менее вредны, чем уголовные, административная ответственность не характеризуется строгостью и тяжестью санкций, не создает тяжелых правовых последствий, не влечет судимости;
■ субъектный состав: субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица;
■ существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности;
■ она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административного нарушения, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
■ административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии со ст. 72 (п. «к») Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать (ст. 1.1. КоАП РФ);
■ меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями, что отличает ее от дисциплинарной ответственности.
Таким образом, административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенное ими административное правонарушение, реализация административноправовых санкций, применение уполномоченными органами или должностным лицом административных наказаний к таким лицам.
Принципы и задачи административной ответственности. Для более полного понимания сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которые она опирается. В числе основных принципов чаще всего называют следующие:
1. Принцип законности юридической ответственности означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6. КоАП РФ).
2. Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств дела. Реализация данного принципа означает, что:
■ собранные по делу обстоятельства соответствуют действительности;
■ противоправное деяние и связанные с ним обстоятельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;
■ по делу выявлены обстоятельства, как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.
Важной гарантией обоснованности ответственности выступает положение, согласно которому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50, п. 2 Конституции РФ).
3. Справедливость юридической ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами гражданского общества меры, примененной государственными органами к правонарушителю. Если мера ответственности была применена с нарушением закона или без выяснения всех обстоятельств дела, установления истины то она не может признаваться справедливой, потому что нарушены ее основы в процессе правоприменительной деятельности.
4. Принцип равенства перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
5. Принцип неотвратимости ответственности означает, что любое лицо независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному наказанию за совершенное им правонарушение. Если совершено правонарушение, а ответственность не наступила, это наносит моральный урон авторитету закона, подрывает идею законности в сознании граждан и должностных лиц.
6. Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5. КоАП РФ).
7. Важнейшим принципом юридической ответственности, призванным обеспечивать действие презумпции невиновности, является право на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности: знать суть обвинения, приводить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприменителя в вышестоящие органы или в суд. Привлеченный к ответственности может также пользоваться квалифицированной юридической помощью. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении правонарушения имеет право пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользоваться услугами адвоката, то такая помощь ему предоставляется бесплатно.
8. Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания двух и более видов административной ответственности за одно правонарушение. «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение» (ст. 4.1., п. 5 КоАП РФ). Но может быть назначено основное и дополнительное административное наказание, перечень, которых предусмотрен ст. 3.3. КоАП РФ.
Итак, основными принципами являются законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость юридической ответственности, презумпция невиновности, право на защиту лица, привлеченного к ответственности, недопустимость удвоения ответственности.
Задачами же законодательства об административных правонарушениях являются:
■ защита личности;
■ охрана прав и свобод человека и гражданина;
■ охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
■ защита общественной нравственности;
■ охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
■ защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; а также предупреждение административных правонарушений.
Если раньше в задачи административного кодекса входила, в первую очередь, защита интересов государства, его собственности, то теперь приоритет поменялся — на первом месте стоит «защита личных прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан», защита же интересов государства находится в буквальном смысле на последнем месте (ст. 1.2. КоАП РФ).
Обстоятельства, влияющие на административную ответственность. В соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
■ раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
■ предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
■ совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
■ совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
■ совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве (ст. 4.2 п. 2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 4.3. КоАП РФ отягчающими обстоятельствами признаются:
■ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
■ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
■ вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
■ совершение административного правонарушения группой лиц;
■ совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
■ совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Перечисленные обстоятельства могут быть и не признаны отягчающими по усмотрению судьи, органа, должностного лица, назначающего административное наказание.
Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность. КоАП РФ устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности при крайней необходимости, невменяемости и малозначительности правонарушения. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности. Своеобразным освобождением от административной ответственности является пропуск юридическим органом давности срока назначения административного наказания. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а в некоторых случаях по истечении одного года (ст. 4.5 КоАП РФ).
Крайняя необходимость — это вид противоправного деяния в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Источниками опасности могут быть стихийные силы природы, животные, различного рода механизмы, человек и др. Причинение вреда можно считать оправданным только тогда, когда у человека не было другого выхода, и он мог спасти более ценное благо лишь путем причинения вреда правоохраняемому интересу.
Невменяемость — обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический). Не подлежит также наказанию лицо, совершившее правонарушение в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.
Малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности. Вопрос о признании деяния малозначительным решается на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного дела. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба и т. д. Кроме того, действие или бездействие признается малозначительным только в том случае, если совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дела об административных правонарушениях, могут ограничиться замечанием.
Казус (случай). В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т. е. требуют правового разрешения.
Обобщая сказанное, можно выделить такие обстоятельства, исключающие административную ответственности, как невменяемость, крайняя необходимость, малозначительность правонарушения, казус.
Презумпция невиновности. О презумпции невиновности мы упоминали выше, когда говорили о принципах административной ответственности.
Презумпция невиновности гражданина — это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.
Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина. Смысл и назначение презумпции невиновности состоит в требовании полной и несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.
Еще в 1789 г., во времена Французской буржуазной революции, был провозглашен принцип презумпции невиновности. В данное время он зафиксирован в различных международных актах. Так, ст. 14 (п. 2) Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Статья 11 (п. 1) Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивается все возможности для защиты.
В российском законодательстве данный принцип закреплен в ст. 49 (п. 1) Конституции РФ, а также в ст. 1.5 КоАП РФ, где говорится:
«Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по административному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства.
Таким образом, презумпция невиновности — основополагающий принцип любого цивилизованного процесса, без которого нельзя подойти к справедливому, гуманному правосудию.
Административные взыскания: цели, виды, порядок наложения. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяются следующие административные наказания.
Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскание.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в предупредительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.
Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права (на управление автотранспортом, на охоту и т. п.) устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.
К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения, а также в случаях оставления места дорожного происшествия, уклонения от освидетельствования на состояние опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест назначается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18-летнего возраста, инвалидам I и II групп и некоторым другим категориям граждан.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, — неконтролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства. Назначается судьей.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Это административное наказание назначается судьей.
Административное приостановление деятельности заключается во временном (на срок до 90 суток) прекращении деятельности предпринимателей (как без образования юридического лица, так и юридических лиц), а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, сооружений в случае угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда окружающей среде и т. д. Назначается судьей.
Что касается порядка наложения административного взыскания, здесь необходимо сказать следующее.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие ответственность.
При назначении административного наказания физическому лицу учитывается, кроме указанного выше, личность виновного.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 4.5. КоПА РФ, — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.