Стандарт состоит из разделов:
1. Общие положения
2. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
-требования к психолого-педагогическим кадрам.
-требования к материально-техническим.
- финансовым условиям реализации программы.
-требования к развивающей предметно-пространственной среде.
4. Требования к результатам основной образовательной программы дошкольного образования.
Еще одно важное понятие-это Программа. Обращаясь к Ф.З. «Об образовании» и ФГОС Программа имеет свое значение. Сейчас мы более подробно остановимся на требованиях к структуре ООП и ее объему
Итак, структура программы состоит из трех разделов, что включено в каждый раздел, представлено на слайде.
Хочется отметить, что изучая основные нормативно-правовые документы, нам выделены наиболее встречающиеся понятия. Они представлены на слайде.
Разбирая каждый раздел, и входящие в них подразделы, мы попыталась определить, какими нормативно-правовыми документами и методическими источниками можно их «закрыть».
Попутно, мы будем вас знакомить с теми проблемами, с которыми столкнулись в процессе работы.
В соответствие с ФГТ существовало четыре направления. С выходом ФГОС ДО добавилась область «Речевое развитие».
Сравнительный анализ двух областей: «Социально-личностное развитие» и «Социально -коммуникативное развитие» показал, что социально-коммуникативное развитие направлено на
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта,
• эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Данные задачи являются более узкими и направлены на социализацию ребенка в обществе.
Но некоторые задачи на сегодня не закрыты, то есть не совсем понятно, какое содержание должно быть заложено для их реализации. Кроме того, некоторые из них, на пример, задача - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, требует изучения мнения психологов, что позволит определить подзадачи в соответствие с возрастом детей и подобрать необходимое содержание.
Следовательно, некоторые задачи (их большая часть) образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» требуют более тщательного анализа. Это задачи:
· усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
· формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Таким образом, «Социально-коммуникативное направление» требует серьезного дополнительного анализа. Для этого необходимо:
· Определить, каких авторов необходимо использовать для определения целей и задач по данной области.
· Определить авторов, которые занимались и занимаются вопросами:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, (изучение мнения психологов)
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
· Проанализировать и соотнести задачи, содержание работы по каждому возрасту.
· Определить ценности, нормы на сегодняшний день.
Анализируя такой раздел программы, как «Описание коррекционной работы» было выявлено, что в имеющихся программах ДОУ в основном рассматривается коррекция речевых нарушений и психолого-педагогическая коррекция. Данная работа на сегодняшний день хорошо организована в дошкольных учреждениях. Но не изучено и не представлено в различных источниках, в том числе и интернет - ресурсах содержание работы по коррекции нарушений развития детей.
Доступность дошкольного образования распространена на разные категории детей, в том числе и на детей –инвалидов. Следовательно, необходима грамотно выстроенная образовательная работа, учитывающая индивидуальные особенности такого контингента детей. Самостоятельно в учреждении невозможно выстроить такую работу: правильно определить задачи по реализации образовательных областей, определить методы, приемы, формы работы, способы поддержки детской инициативы и многое другое. Это позволяет судить о необходимости разработки общего содержания работы с детьми с нарушениями развития специальными службами, с выработкой конкретных рекомендаций для МБДОУ, имеющих данную категорию детей. Определение общих требований к коррекционной работе: планов, журналов, технологий, некого единства использования основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Заслуживает внимание описание основных технологий (форм, методов, приемов, средств реализации программы) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Имеет место быть проблема выбора конкретных методов и приемов (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов) общих для использования во всех МБДОУ. Также наблюдается разный уровень их использования. Некоторых МБДОУ активно используется проектный метод. Но есть и такие дошкольные учреждения, которые его не используют вообще.
Характерен и разный уровень материально-технической среды (наличие интерактивных досок, использование ИКТ технологий), позволяющий использовать ИКТ ресурсы, как форму подачи информации и развития сторон ребенка-дошкольника. Здесь очень важно учитывать уровень материально –технической базы учреждения, уровень педагогической компетентности педагогов, их курсовая подготовка, активное самообразование. Не исключено и обращение к тем дошкольным учреждениям, которые работали в статусе методических, стажировочных площадок и смогли бы поделиться конкретным методическим опытом по данному вопросу.
Что касается способов и направлений детской инициативы, можно отметить, что наблюдается низкая готовность педагогов к использованию проектной деятельности в МБДОУ, вызванная отсутствием знаний о ее организации, проведении. Проектная деятельность требует от педагога способность использовать новые формы, методы работы с детьми. Педагоги, получившие диплом об образовании в эпоху советских времен имеют единый подход к организации любой деятельности - использование итоговых конспектов, что не приемлемо для проектной деятельности. Кроме того, характерен низкий уровень организации проблемного обучения (создания проблемной ситуации, поиска способов ее решения и т.д.), что ведет к формированию субъект-объектного отношения, где ребенок-усваивает готовую информацию, а не стремиться самостоятельно ее узнать.
Для решения данного вопроса необходимы следующие шаги:
· Администрации ДОУ мотивировать педагогов на использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с целью развития и поддержки детской инициативы через формирование информационной компетентности.
· Обратиться к МБДОУ, имеющих положительные результаты (в рамках деятельности методических и стажировочных площадок) представить свой опыт работы, его результативность. Данными учреждениями осуществлять методическую помощь педагогам города по организации проектной деятельности с дошкольниками.
· Организовать курсы повышения квалификации педагогов по использованию в образовательном процессе развивающих методов в работе с детьми.
Описание в основной программе такого раздела, как «Особенности организации предметно-развивающей предметно-пространственной среды» так же содержит некие противоречия между имеющейся средой и требованиями, выдвинутыми ФГОС ДО. Во первых-это разный уровень материально-технической среды, зависимый от особенностей финансирования конкретного МБДОУ. Во вторых - это укомплектованность громоздкой мебелью, не позволяющей соблюдать основные требования в соответствие с ФГОС (трансформируемость и т.д.). В третьих – это проблема учета национально-культурных условий (какие условия считать доминирующими, если присутствует многонациональность). В четвертых- это отсутствие единых требований к наличию зон и их содержанию.
Следовательно, необходимо четкое определение требований к наличию зон (уголков) и определение их содержания, единство использования данных зон во всех МБДОУ, определение единых национально-культурных условий в ДОУ
Подводя итог, можно отметить, что написание программы в соответствие с ФГОС ДОУ требует серьезной, иной, нежели при написании ее при ФГТ, работы. Она заключается в более подробном, детальном анализе всех условий в ДОУ, обращении к современным методическим, психологическим источникам, к детальному изучению индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении.
Но важным моментом, на наш взгляд, является создание некой педагогической целостности по решению данного вопроса, то есть осуществление работы всех заместителей заведующих по учебно-воспитательной работе МБДОУ города. Это позволит определить пути приведения Программы в соответствие с ФГОС ДО.
Данная попытка приведения программы ФГОС ДО была осуществлена нашим МБДОУ №90 «Незабудка» (приложение№1).
Подготовила: Т.В. Дегтярева, заместитель заведующего по УВР