ДИАГНОСТИКА ПРЕРЫВАТЕЛЯ ПРИБОРОМ Э-213
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить процесс и усвоить приемы по диагностике технического состояния прерывателей, выявлению причин неисправностей и их устранению.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: проверить состояние системы зажигания внешним осмотром, проверить состояние конденсатора, контактов прерывателя, угла замкнутого состояния контактов прерывателя.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Прибор для проверки системы зажигания Э-213.
2. Набор инструментов слесаря-электрика.
3. Двигатель «ЗМЗ-53А» или «ЗИЛ-130».
МЕСТО РАБОТЫ: Лаборатория технического обслуживания.
Исправная работа приборов системы зажигания обеспечивает бесперебойную и экономичную работу двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть случаи появления отказов и неисправностей в прерывателе – окисление, ослабление или подгорание различных контактов, изменение зазора между контактами прерывателя и т.д. В результате появляются перебои в работе двигателе, падение мощности, перерасход топлива и разжижение масла топливом. Ошибки в регулировке зазоров между контактами прерывателя на 0,2 мм увеличивают расход топлива до 7-10 %. Для надежной безотказной работы системы зажигания необходима периодическая и всесторонняя проверка прерывателя в процессе технического обслуживания автомобиля.
|
|
Рисунок 1 – Прибор Э-213
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПРИБОРА Э-213
Прибор Э-213 для проверки прерывателей-распределителей предназначен для контроля и регулировки прерывателей-распределителей четырех, шести, восьмицилиндровых двигателей автомобилей с отрицательной полярностью «массы», а также для контроля качества изоляции и емкости конденсаторов системы зажигания.
Прибор состоит из панели и корпуса, скрепленных четырьмя винтами. На панели установлены измерительный прибор, кнопка «С-Rнз», переключатель вида проверок. В нижней части панели выходит наружу присоединительный шнур, состоящий из 3 проводов. Панель выполнена из 2-х пластин. К несущей пластине приварены два кронштейна, на которых установлены подстроенные резисторы и транзистор, хомут для крепления крупногабаритного конденсатора. Верхняя пластина – фальшпанель – имеет на лицевой стороне надписи. В верхней части корпуса закреплена ручка для переноски прибора, а не дне установлены четыре резиновые ножки (амортизаторы).
тахометр – 0-6000 об./мин. с ценой деления 200 об./мин., 0-1200 об./мин. с ценой деления 40 об./мин.;
емкость – 0-0,5 мкф с ценой деления 0,02 мкф.
На шкале 0-6000 об./мин. нанесена допустимая зона величины падения напряжения на контактах прерывателя (0,1 В); на шкале емкости нанесена допустимая зона величины сопротивления изоляции конденсатора (50 МОм).
|
|
Кроме того, на шкале нанесены допустимые зоны величины угла замкнутого состояния контактов прерывателя:
- для четырехцилиндрового – 46-50 о;
- для ВАЗ – 52-58 о;
- для шестицилиндрового – 38-43 о;
- для восьмицилиндрового – 28- 32 о.
Переключатель вида проверок имеет следующие положения:
«С» – проверка емкости конденсатора;
«Rизм» – проверка сопротивления изоляции конденсатора;
«Uк» – проверка падения напряжения на контактах прерывателя;
«dз» – проверка угла замкнутого состояния контактов прерывателя.
Остальные шесть положений переключателя предназначены для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в зависимости от числа цилиндров и пределы измерения (1200 или 6000).
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Проверка системы зажигания внешним осмотром.
- осмотреть и очистить изоляторы свечей зажигания, крышку распределителя и катушку зажигания;
- осмотреть и очистить провода высокого напряжения;
- проверить крепление проводов к свечам, прерывателю-распределителю, катушке зажигания;
- проверить крепление распределителя.
Результаты осмотра записать при оформлении работы.
2. Подключение прибора.
- подключить провода с зажимом «М» к массе автомобиля;
- подключить провода с зажимом «Б» к клемме «+» аккумуляторной батареи;
- подключить провода с зажимом «Пр» к конденсатору прерывателя.
3. Порядок проверки.
- проверки «С», «Rизм», «Uк» выполняются при неработающем двигателе;
- при проверках «С» и «Rизм» вывод конденсатора, надо отсоединить от распределителя.
Запрещается: нажимать кнопку «С-Rнз» при положении переключателя вида проверок в положении «С», если двигатель работает (или включено зажигание).
4. Проверка конденсатора.
а) Проверка емкости конденсатора.
- отсоединить провод низкого напряжения от прерывателя, снять крышку прерывателя, поворачивать коленчатый вал до размыкания контактов;
- поставить переключатель вида проверок в положение «С»;
- нажать кнопку «С-Rнз»;
- прочитать на шкале «С» величину емкости конденсатора.
ТУ: 0,17-0,25 мкф – для прерывателей четырех и шести кулачковых, 0,25-0,3 мкф – для прерывателей восьми кулачковых.
Данные занести в таблицу отчета.
б) Проверка состояния изоляции.
- переставить переключатель вида проверок в положение «Rизм»;
- нажать на кнопку «С-Rнз»;
- определить по шкале «С» прибора состояние изоляции конденсатора.
ТУ: стрелка прибора должна находится в зоне «Rизм» на шкале «С».
- отпустить кнопку «С-Rнз» и подсоединить провод конденсатора на место.
5. Проверка состояния контактов прерывателя.
- снять крышку прерывателя и разносную пластину;
- поставить переключатель вида проверок в положение «Uк»;
- поворачивать коленчатый вал рукояткой до замыкания контактов прерывателя;
- включить зажигание;
- контролировать состояние контактов прерывателя.
ТУ: стрелка прибора не должна выходить из пределов зоны «Uк» по шкале «V».
Если стрелка прибора выходит за пределы указанной зоны, то контакты необходимо зачистить или заменить.
- выключить зажигание.
6. Проверка угла замкнутого состояния контактов прерывателя.
- поставить переключатель вида проверок в положение «dз»;
- включить зажигание, завести двигатель автомобиля и установить частоту вращения коленчатого вала 1000 – 1500 об./мин.;
- определить угол замкнутого состояния контактов прерывателя.
ТУ: стрелка прибора должна находиться в пределах зоны «8Ц», соответствующей числу цилиндров проверяемого двигателя. При несоответствии произвести регулировку зазора между контактами прерывателя.
- увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до 3500-4000 об./мин.;
- контролировать состояние пружины подвижного контакта по изменению положения стрелки прибора.
|
|
ТУ: изменение показаний прибора не должно превышать 2 (половину зоны).
Результаты замеров занести в таблицу отчета.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 15
ДИАГНОСТИКА ПРЕРЫВАТЕЛЯ ПРИБОРОМ Э-213
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить процесс и усвоить приемы по диагностике технического состояния прерывателей, выявлению причин неисправностей и их устранению.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: проверить состояние системы зажигания внешним осмотром, проверить состояние конденсатора, контактов прерывателя, угла замкнутого состояния контактов прерывателя.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Прибор для проверки системы зажигания Э-213.
2. Набор инструментов слесаря-электрика.
3. Двигатель «ЗМЗ-53А» или «ЗИЛ-130».
МЕСТО РАБОТЫ: Лаборатория технического обслуживания.
Таблица 1 – Результаты проверка прерывателя.
№ | Показатели | Результат проверки | По норме | Работы, выполняемые по устранению неисправностей |
1 | Емкость конденсатора | 0,25-0,3 мкф | ||
2 | Состояние изоляции | «Rиз» (зона) | ||
3 | Состояние контактов прерывателя | «Uк» (зона) 0,0-0,15 | ||
4 | Угол замкнутого состояния контактов прерывателя | «8Ц» (зона) |
ВЫВОД:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. К каким последствиям приводит ухудшение технического состояния конденсатора?
2. Каким инструментом и как зачищают контакты?
3. Каков порядок регулировки зазора между контактами прерывателя?
4. Какие правила следует выполнять при работе с прибором?