Этика и культура педагогического процесса

 

Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учителями и школьниками. Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, т. к. его работа предполагает общение постоянное и длительное.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?
В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Общительность как свойство личности включает в себя:
• коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
• социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
• альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.
Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.

Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия. Культура поведения педагога не только зависит от общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Педагогический такт является необходимым качеством для учителя. Это интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Этому вопросу огромное внимание уделяли такие блестящие педагоги, как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Педагогический такт, по А.С.Макаренко, это нравственное поведение воспитателя, руководителя коллектива, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность за предпринимаемые действия. Такой такт он рассматривал не как прием в воспитании, а как стиль повседневного поведения воспитателя, на примере которого у воспитанников создается впечатление чуткого, справедливого отношения к ним. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.

Движущей силой воздействия педагогического такта Василий Александрович Сухомлинский считал подлинно человеческую любовь воспитателей, родителей к ребенку, уважение к его достоинству, духовную общность воспитателей и воспитанников.

В концепции педагогического такта, разработанной В.А.Сухомлинским, исключается всякое насилие, страх в жизни детей, молодежи. Он отмечал: основными чертами в отношении ребенка к другому человеку были сердечность, тактичность, глубокое уважение к тончайшим сферам духовного мира личности – мыслями, желаниями, чувствами. Очень важно утвердить в детском сознании ту мысль, что каждый человек имеет право на счастье. Уважать человека – это значит избегать грубого прикосновения к самому чувствительному и больному. Педагогический такт Василий Александрович признавал ведущим технологическим средством «защитного воспитания». Он понимал это прежде всего как защиту ребенка от духовного и интеллектуального одиночества.

Педагогический такт является мерой педагогического воздействия и в этой связи недопустимо неумелое использование учителем власти над учеником. Повелевание может быть тактичным, если учитель проявляет к ученику душевную щедрость, доброту, защиту слабого, не допускает крика, прямого запрета, не вызывает волнения, тревоги, не ломает силу воли своего питомца, оберегает его от снисхождения.

Тактичность в общении должна основываться на духовной общности родителей, учителей и воспитанников, на идеи принятия ребенка таким, каким он есть в жизни. Педагогический такт с необходимостью требует индивидуального подхода к ребенку, единству педагогических требований учителей, семьи, общественности.

Общение учителя с учениками, удовлетворяющее требованиям педагогического такта, характеризуется умением учителя устанавливать деловой и эмоциональный контакт, продуманно выбирать способы и приемы воздействия, проявлять при этом гибкость, тонкое «приурочивание» применяемых воспитательных влияний к психолого–педагогическим особенностям каждого случая.

В структуре педагогического такта включены разумное сочетание требовательности и доброжелательность в отношениях учителя к ученикам, «активное терпение» учителя, управление разносторонней деятельностью воспитанников, предоставление им самостоятельности, оказание помощи в преодолении трудностей. В конкретных формах проявления педагогического такта выражается профессиональное мастерство учителя, владение им педагогическими технологиями.

Своеобразными формами проявления педагогического такта являются «повышенная заботливость», особый подход к общению с красивыми девочками, поощрение детских шалостей, общение-игра.

Тактичность учителя детерминирована его высоким нравственным обликом, духовностью личности, профессиональным мастерством и выражается в его действиях, поступках в процессе учебно-воспитательной деятельности. Такт учителя представляет практическую реализацию педагогически обоснованных мер в применении воспитательных воздействий. Гармоничное сочетание педагогического такта и эффективных педагогических технологий есть одно из основных условий успеха учебной и воспитательной деятельности учителя.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость – своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель – это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.

Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога. Познавательная активность включает в себя стремление к учению (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания (в области науки, производства, культуры, общественных отношений и т.д.), глубокое проникновение в сущность явлений и их взаимосвязь, свободное оперирование знаниями, самостоятельность, напряженность и интенсивность мыслительной деятельности в решении теоретических и практических задач.

Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, друзьями, родителями, учениками других классов, даже случайными людьми.
Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся - в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: