Рекомендации педагогам-психологам и социальным педагогам

 «Как завершить учебный год в дистанционном режиме»

Уважаемые коллеги! Учебный год близится к концу, и работу по социально-психологическому сопровождению образовательного процесса пора завершать: самое время подводить итоги по всем видам работ, получать обратную связь от всех участников, готовить аналитический отчёт. Как ничего не упустить?

 

1. Подведение итогов работы – важная часть любого взаимодействия психолога или социального педагога с клиентом: это логическое завершение процесса, возможность организовать рефлексию, дать обратную связь участникам, наметить перспективы для дальнейшего сотрудничества.

 

Если вы проводили индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми, то нужно дать обратную связь и ребёнку, и семье – отметить, чего удалось достичь, какие были трудности, как с ними справились, выразить веру в успех, найти слова поддержки для каждого. Важно спросить, какие эффекты от проделанной работы увидели родители и дети, что было особенно значимо и полезно. Обсудите, будет ли продолжение работы, когда                        и в каком формате, над чем будете работать, что родители и ребёнок могут делать                                     в каникулярный период, чтобы закрепить полученные результаты и т.д. Подвести итоги важно за весь период вашего взаимодействия, как в традиционном формате, так и                                 в дистанционном, если эта работа продолжалась.

 

Если коррекционно-развивающая работа велась с группой, классом, то также важно дать им обратную связь. Вы можете подготовить общее электронное сообщение/письмо                              с подведением итогов (как проходила работа, чего достигли, отметить активность участников и др.) и/или присоединиться к онлайн-собранию родителей и рассказать о достижениях ребят (неперсонифицированно – о трудностях и с называнием имён – об успехах, достижениях). Также важно наметить дальнейшие шаги, которые могут продолжать делать родители со своими детьми, рассказать о работе в следующем учебном году (если планируется) и каким образом, при необходимости, родитель может узнать о достижениях своего ребёнка в дистанционном формате.

Консультативная работа с клиентом также требует завершения, в том числе если она была прервана в период дистанционного обучения. На этом этапе важно вспомнить, с чего работа началась, какой был запрос, чего вы уже достигли, в каком направлении стоит продолжать движение, что может сделать клиент сам, когда вы можете возобновить встречи (при необходимости) и над чем продолжите работать.

Семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, которые учатся по индивидуальному образовательному маршруту; ученики, которые выявлены в последние два месяца как вызывающие тревогу из-за их эмоционального состояния, – эти категории особенно нуждаются в вашей положительной обратной связи (что уже получается, как они справляются с трудностями, на что могут опереться).

 

Очень часто мы работаем вместе с педагогами над решением общих задач. Подведение итогов такой работы позволит вместе с учителем и воспитателем оценить её продуктивность, задуматься над выбранной стратегией, оценить, насколько она была эффективной, при необходимости скорректировать её на следующий учебный год, наметить дальнейшие совместные планы.

Профилактическое направление в настоящее время требует особого внимания.                          В условиях дистанционной работы многие специалисты активно используют группы               в социальных сетях для продолжения профилактической работы с детьми и родителями. Эта работа также нуждается в подведении итогов. Нужно в той или иной форме дать участникам обратную связь, поинтересоваться актуальными темами, вопросами, на которые дети              и родители хотели бы получить ответы и т.д. Также важно определить, будет ли продолжена эта работа, будет ли перерыв в каникулярный период и т.д.

В период неопределённости эпидемиологической ситуации наши клиенты могут нуждаться      в поддержке и в каникулярное время. Определите для себя возможности оказания такой помощи:

- это могут быть посты на актуальные темы (которые можно написать заранее, а в период отпуска только публиковать),

- ссылки на ресурсы помощи для родителей и детей (например, группа ВКонтакте «Семейная среда https://vk.com/semsreda; профилактический блог для подростков «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход» http://labirint-rzn.blogspot.com/ и др.),

- всероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, 

- контакты рязанских организаций, где в случае необходимости семья сможет получить психологическую помощь и т.д.

Разместить такую информацию можно на сайте образовательного учреждения, в группах социальных сетей, если такие созданы, в чатах класса или группы детского сада и т.д.

 

Некоторые специалисты в условиях дистанционного обучения продолжали работу сошкольными объединениями (Школьные службы примирения, РДШ и др.). Важно вместе                   с ребятами подвести итоги этой работы: вернуться к планам, которые совместно строили                 в начале учебного года; обсудить, что удалось до дистанционного обучения; как изменилось взаимодействие в онлайн-формате; какие новые формы работы использовали. Вместе задуматься над планами на следующий учебный год: что будет актуально, нужно ли новые формы работы и др. Педагогу-психологу важно как отметить работу группы в целом, так                 и заметить достижения каждого: кто какой вклад внёс в общую деятельность, чего достиг         в собственном развитии.

 

Даже если дистанционно продолжить такую работу с детьми не удалось, то подвести итоги всё равно важно, иначе потеряются достижения группы, работа обесцениться, и ребята могут потерять смысл, мотивацию для дальнейшего участия в объединении. Можно написать письмо-обращение с итогами и результатами работы, с оценкой роли каждого и отправить ребятам. Важно предложить самим ребятам задуматься о своём участии в этой деятельности. Это можно сделать в разных формах: дети могут написать отзывы или выполнить творческое задание (подготовить индивидуальный видео-отзыв, коллективно создать «Чемодан наших успехов и достижений»).

 

Также специалисту важно проанализировать и подвести итоги групповой работы с родителями и педагогами (клубы, гостиные, групповые консультации и т.п.): удалось ли продолжить эту работу в дистанционном формате, какие темы были актуальны, о чём важно поговорить в следующем году. Если встречи продолжаются онлайн, на завершающем занятии важно подвести итоги вместе с участниками, дать им обратную связь. Можно написать анализ проделанной работы и разместить на сайте образовательного учреждения.

 

2. Получение обратной связи от участников работы – этонеобходимое условие профессионального развития, грамотного анализа и совершенствования своей деятельности, но сделать это и в традиционных условиях бывает непросто.

 

Чтобы сделать это в условиях дистанционного взаимодействия, важно предварительно договориться с клиентом, с участниками тех или иных видов работы: обсудить технические возможности, удобное время. Получение обратной связи от клиентов может быть фрагментом последней встречи/занятия с ними или в специально организованном формате. Взаимодействие может происходить по переписке в электронной почте, мессенджерах, социальных сетях, по телефону, в формате видеоконференции, с использованием сайта и т.д.

 

Важно продумать вопросы или задания для получения обратной связи с учётом возраста участников и так, чтобы избежать банального «мне всё понравилось, спасибо» – клиенты должны почувствовать вашу искреннюю заинтересованность в их замечаниях и предложениях. Более глубокому содержательному анализу будет способствовать применение непрямых вопросов, проективных методик, невербальных методов, творческих заданий.

 

3. Подготовка аналитического отчёта – важный этап в организации деятельности специалиста социально-психологической службы, возможность оглянуться назад и увидеть перспективы своей работы.

 

В этом учебном году в связи с переходом школ на дистанционное обучение и временным закрытием детских садов специалистам службы пришлось вносить коррективы в плановую работу. Сейчас важно оценить, что из намеченного удалось реализовать, выполнение каких задач следует перенести на следующий учебный год, а что, возможно, потеряло свою актуальность, какие новые задачи потребуют внимания в следующем учебном году.                       У многих появились новые формы работы, которые применяются дистанционно, проанализируйте, что из данного опыта вам кажется интересным и продуктивным, возможно ли это использовать и в традиционном формате работы, может ли это обогатить вашу деятельность.

 

Подвести итоги своей работы вам поможет заполнение ежегодного статистического отчёта (новый бланк размещён на сайте Центра http://psiora.blogspot.com, новость от 2020.05.12.,                      а также в группе в ВК «Профессионал» https://vk.com/clubprofessionalryazan). Если у вас есть вопросы по его заполнению, на них ответят специалисты центра ППМС-помощи в обсуждении «Статистический отчёт 2019-2020 – вопросы» https://vk.com/topic-138456295_41413427 в сообществе «Профессионал».

Для анализа своей деятельности в контексте жизни всего профессионального сообщества педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений города присоединяйтесь к итоговой онлайн-встрече в формате беседы в группе «Профессионал»              в социальной сети ВКонтакте, которая состоится 26 мая с 9.30 до 11.00.




double arrow
Сейчас читают про: