История возникновения

Оглавление

Введение                                                                                                              

1.История возникновения

2.Что такое интернет- мем?

3.Источники и формы мема в интернете

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наиболее популярным способом выражения своих мыслей в любом уголке Интернет-пространства всё чаще становятся мемы – шаблонные общеизвестные фразы, крылатые выражения или даже картинки юмористического характера. На каждом сайте, в каждом сообществе социальных сетей, посредством интернет-мессенджеров они создаются и распространяются с большой скоростью. Легко переходят от одного пользователя к другому.

Мы все с ними сталкивались, иногда даже не подозревая об этом, но все ли знают их сущность и откуда они появились? Поэтому, хочется понять, что же такое мемы на самом деле?

Именно для полного понимания этого явления и дальнейшего использования его в своей профессии я решил взять эту тему для исследования.

Объект исследования: интернет- мемы.

Предмет исследования: интернет-пространство.

Цель исследования: выяснить природу и историю возникновения мемов и определить их границы.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения мема.

2. Найти определение мема как явления.

3. Выявить какие формы и типы мемов существуют в интернет-пространстве.

4. Определить значимость мемов в культурной среде интернет-пространства.

История возникновения

Понятие «мем» было создано и введено в научный оборот биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом  – ученым, не имеющего отношения ни к социальным, ни к гуманитарным наукам. Понятие мем было образовано им как биологизм, как метафора некоего «гена культуры». Кроме того, сам Р. Докинз в своих работах пишет о меме как о единице информации, как о нейронных импульсах в голове человека, поэтому само авторское определение носит противоречивый характер. Однако, именно такое не конкретное и обобщающее понимание мема прижилось в научном дискурсе. Это порождает необходимость осмыслить понятие мем при переходе к социологической области значений. Из этого вытекает вторая проблема определения мема.

В социологическом, культурологическом и семиотическом дискурсах уже существуют понятия, близкие по содержанию к мему, такие как «знак», «символ», «практика», «сюжет», «фрейм», однако не исчерпывающие его. Следовательно, необходимо найти аспекты, отграничивающие мем от близких по смыслу терминов и найти ему собственное определение.

Третьей проблемой становится то, что за свое недолгое существование, а именно с 1976 года (год выхода книги «Эгоистичный ген» Р. Докинза), понятие мема и методологию его применения к анализу социальной реальности разрабатывали ученые разных отраслей науки. И каждый из них понимал под этим термином различные области значений.

Наконец, четвертой проблемой становится то, что понятие мем ушло из научных кругов в повседневное использование. Под мемом, согласно свободной энциклопедии Википедии, стали понимать «название информации или фразы, как правило, остроумной и иронической, спонтанно приобретшей популярность в Интернет-среде». Изучая мемы, мы можем сказать, что это понятие не ограничивается только «Интернет-феноменами». Но, так как в большей степени под мемами подразумевается передача информации через интернет-пространство, то в начале, необходимо выявить какие мемы являются так называемыми интернет-мемами.

 

2. Что такое интернет- мем?

В конце ХХ в. возможности Интернета очень быстро выросли. Мы получили возможность использовать и предавать большой и все более увеличивающийся объем информации посредством сети Интернет. Особенно популярным он стал у современной молодёжи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программ и сервисов.

Интернет даёт возможность получать не только официальную информацию на сайтах министерств, правительств стран, центральных СМИ, но и неформально общаться со всеми пользователями Всемирной паутины. Он даёт анонимность и вседозволенность, и потому позволяет отойти от жизненных устоев и творить новую Интернет-культуру, которая так же включает в себя новые образцы поведения и нормы.

Особенностью этой культуры является визуальное или письменное восприятие всех последних актуальных новостей. Производство и воспроизводство Интернет-культуры происходит с каждым действием в сети (запись нового «поста», комментарии, обсуждения, различное сетевое творчество).

Пользователями (чаще всего это молодёжь) создаются и передаются интернет- мемы, которые можно рассматривать как особый жанр культуры – это картинки, видео, «гифки», модные выражения и словечки, имеющие фиксированный смысл и изменяющуюся, «мутирующую» форму. Они могут отражать новости или социальные реалии офф-лайна, при этом сохраняя свои собственные значения.

Что же такое интернет- мем? Интернет-мeм – (англ. Internetmeme, мемос) информация или фраза, как правило остроумная или ироническая, часто бессмысленная, спонтанно приобретшая популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах, соц. сетях и др.).

Понятие интернет- мем вошло в употребление в середине первого десятилетия XXI века. Это термин применяется в средствах массовой информации, бытовой лексике и в общении внутри Интернета.

В широком смысле интернет-мем рассматривается как механизм передачи и хранения культурной информации. Основное свойство интернет- мема – способность к быстрому распространению.

Интернет является настолько важной для появления мемов технологией, что те из них, которые активно распространяются в этой среде, получили соответствующее название – интернет- мемы, хотя очевидно, что шутки, анекдоты и прочие популярные «творческие продукты» успешно распространялись иными способами до изобретения сети Интернет.

Если взглянуть в историю юмора, вернее в способы передачи, то мем – это не новое явление. Они существовали и ранее в виде клишированных фраз, шуток. Правда, способ их распространения был иным.

Итак, интернет- мем (или интернет-феномен) – единица информации, объект, который получил популярность – как правило, спонтанно – в среде, обслуживаемой информационными технологиями.

 

3. Источники и формы проявления мема в интернете

Спонтанному бесконтрольному распространению среди интернет-пользователей подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-либо ассоциации.

Первоисточники мемов разнообразны: горячая новость в СМИ, предмет искусства (Джоконда), фильм (Это Спарта!), персонаж аниме, высказывание интернет-пользователя, политиков и деятелей культуры и т. д.

Так же места «зарождения» мемов – это различные интернет-сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.).

Интернет- мемы отличаются разной степенью локальности в зависимости от того, какую часть интернет-пространства они покрывают. Для остальных носителей языка они, скорее всего, при первом знакомстве останутся непонятными, если не сопроводить их необходимыми пояснениями, и, соответственно, не вызовут смеховой реакции.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что мем – это способ выражения собственных чувств, с помощью популярной фразы или персонажа. Сеть добавила ему медийность (наглядность) и существенно раздвинула рамки (в том числе языковые).

Анекдоты уже пишут на фоне картинок, оформляют в виде роликов, шутки выглядят как демотиваторы, а горячие фразы или словечки вставляют в посты на форумах или соцсетях («превед», «фотожаба», «медвед», то же слово «демотиватор» по сути является мемом), а не в устную речь.

Как правило, большинство мемов появляется спонтанно, не надуманно и не преднамеренно. Сегодня можно с уверенностью сказать, что прародителями мемов были анекдоты, шутки, фразы из популярных фильмов, рекламные слоганы, слова из песен. Однако в последнее время процесс появления мемов несколько изменился.

Сегодня в создании мема может поучаствовать любой пользователь сети, не прикладывая к этому особых усилий, а лишь взять образец «рожицы» и поставить её в определенную ситуацию. Создание мемов так же включает в себя фантазию, проявляемую пользователем для поиска ситуаций или образов.

Таким образом, в создании мема любой человек может проявить себя и без труда «смастерить» популярный комикс, чего нельзя сказать, например, о написании картины или съемке фильма. Поэтому мемы можно назвать сетевым фольклором. В этом на наш взгляд и заключается секрет популярности мемов в интернет-пространстве.

Часто в социальные сети выкладываются фотографии или ролики, которые быстро становятся популярными и некоторые из них становятся мемами. Например, фотография, сделанная отцом маленькой девочки Зови Рот. Она запечатлена на фоне тренировочного тушения пожара местным пожарным отделением. В итоге этот мем стал символом людей, с которыми вечно что-то случается.

Семми Гринер стал популярным после того, как в 2007 году его мама выложила фото своего 11- месячного сына. Так появился мем – «успешный ребенок». В последствие это фото чудесным образом помогло отцу Сэмми остаться в живых, собрав нужную сумму на его лечение. Зачастую мемы – это смешная информация (часто визуальная), попавшая в резонанс с душевным состоянием большой массы людей.

Интернет- мемы уже давно стали субкультурой, причём не только сетевой. Влияние её выплеснулось за пределы сети и становится всё более значимым. Создателей мемов тоже можно назвать влиятельными людьми. Ещё не так давно мемы появлялись случайным образом. Кто-то, где-то, что-то услышал или увидел и придумал как это обыграть и сделать интернет- мем. И если такой спонтанно созданный мем оказывался удачным, его легко могли понять, то с течением времени он становится популярным.

В современном интернет-пространстве существуют различные по форме и типу интернет- мемы каждый из которых несет свое смысловой послание для пользователей сети. Так, можно выделить следующие типы интернет- мемов:

• текстовый мем: слово или фраза;

мем -картинка;

• видео мем;

• креолизованный мем – состоящий из текстовой и визуальной части.

Текстовые мемы представляют собой слово, словосочетание или фразу: Превед, Аффтаржжот, Баян, Британские ученые и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: «Мне одному кажется, что...», «То чувство когда...» и т. д. Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей.

Мемы -картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение — например: «ктулху»,«ждун»,«совы», или других персонажей; во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Большинство подобных интернет- мемов относятся к сфере политики.

Видео мемы — комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч. Специфика их использования заключается в возможности неоднократного воспроизведения, повторного просмотра, в том числе коллективного. Их популярность оценивается количеством просмотров. Примечательно, что некоторые видео- мемы задумываются и снимаются как пародии, а другие, напротив, становятся источником комизма неожиданно для героя видеозаписи.

Основными компонентами креолизованного мема являются вербальная часть (надпись / подпись) и графическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях. К данному типу интернет- мемам можно отнести мем «Филологическая дева», который имеет популярность среди филологов. Мем представляет собой изображение Вирджинии Вулф на заданном фоне (всегда одинаковом), сопровождаемое надписями. Верхняя фраза является завязкой, нижняя — неожиданной развязкой. Контраст, возникающий при последовательном прочтении двух фраз, рассчитан на эффект неоправданного ожидания, который обусловливает возникновение комического эффекта. Содержательная часть данных мемов, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые или речевые ошибки, стихотворные строки, имена известных писателей, значения слов и т п.). Обыгрывается так же часто повторяющаяся орфографическая ошибка.

Зачастую мемы используются в виде комиксов, отдельных картинок, звуков. Назначение некоторых мемов – высмеять ситуацию, обратить на нее внимание, раскрыть комичность обыденных и распространенных ситуаций.

Последние веяния развития этого направления скорее можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации. Из чего можно определить задачу мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы общества.

Появление и развитие массовой культуры сегодня связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. И уже не представляется возможным встретить человека, которому никогда не встречались разного рода мемы.

В наши дни распространение мемов – активно имеющихся в блогах, чатах, на форумах, в электронной почте; выплескивающихся в рекламу, на радио и телевидение, в печатную продукцию, прочно вошедших в речевую практику миллионов людей – стало мощным, хотя и скрытым, фактором формирования общественного мнения и социально-культурным явлением.

 

 

Заключение

Мемы сегодня стали действительно феноменом массовой культуры. В массовый оборот вошли огромное количество отредактированных фотографий, фотомонтажей и видеороликов, которые мгновенно распространяются и тиражируются, благодаря информационным технологиям.

Мемами можно отразить «моментальные снимки» важных элементов культуры, включающих в себя описание традиций, новости и их интерпретацию в сообществах. Современная культура и субкультура, рождающаяся благодаря сети Интернет, производится и воспроизводится в отдельных интернет-сообществах, образуюется вокруг интернет-ресурсов (сайтов, форумов, социальных сетей). То есть мемы являются выражением идей и стереотипов современного мирового сообщества.

Также мем не может существовать отдельно, сам по себе. На него оказывает влияние визуальная культура из разных областей искусства. Особо яркое влияние имеет кинематограф и изобразительное искусство. Из этих областей мем черпает свои образы и темы для высмеивания. Используются кадры из фильма, которые, так же как и выражения эмоций самих героев, могут обладать универсальностью в подборе ситуаций. Изобразительное искусство внедряется в мем, часто теряя свой изначальный смысл и приобретая новое, актуальное значение в ироничной форме (мемы с Джокондой).

В подобном ключе создаются мемы и с телевизионными образами, кадрами из мультипликации. Интернет- мемы, получив большое распространение в сети, перерастают и превращаются в одно из направлений массовой культуры, которое оказывает определенное влияние на остальные виды визуального искусства. Визуальная культура постепенно начинает перенимать образы, создаваемые Интернетом. Так же эти образы передаются на другие аспекты жизни – дизайн, уличная культура.

Интернет- мемы начинают перерастать из плоского графического изображения и содержание комикса, и выходят на новый уровень видео – и медиакультуры. Запоминая яркие и стандартные образы, пользователь переносит их характерные черты на свою манеру поведения.

Сегодня можно смело говорить, что мемы превращаются в устойчивые афоризмы и крылатые фразы. И некоторые фразы становятся неотъемлемой частью современного языка. В последнее время не так важно, знаешь ли ты, что обозначает та или иная пословица, но не знать определение «Спасибо, Кэп» становится неприемлемым.

Таким образом, мы получаем то, что мемы, создаваемые на просторах Интернета не намерены оставаться только там. Общество желает видеть «героев» в движении, в разных аспектах своей жизни. Интернет- мемы действительно начинают формировать новую культуру и превращаются в феномен современного массового искусства.

Эта культура является своеобразным способом выражения современного человека, и что немаловажно – общедоступным способом.

 

Список использованной литературы

1. Дацкевич И. Феномен массовой культуры [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: URL: http://www.promegalit.ru/publics/php?id=5914 (Дата обращения: 06.05.2020)

2. Мемы – мифы или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193/ (Дата обращения: 09.05.2020)

3. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры//Культура в современном мире.- 2013.-№3 (Дата обращения: 06.05.2020)

4. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nauka-dialog.ru/userFiles/file/ (Дата обращения: 04.05.2020)

5. Интернет-мем [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 01.05.2020)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: