Система общественной безопасности города

Отдельные направления муниципальной деятельности формируют систему общественной безопасности на территории муниципального образования. Такие направления охватывают различные сферы безопасности:

– общественный порядок на территории;

– безопасность дорожного движения;

– пожарную безопасность;

– санитарно-эпидемиологическую безопасность;

– первичную медицинскую безопасность (скорая помощь);

– гражданскую оборону и безопасность при чрезвычайных ситуациях;

– экологическую безопасность.

Перечисленные направления обеспечиваются государством, которое осуществляет свои функции в данной области через органы законодательной, судебной и исполнительной власти. Каждое из них обеспечивает предоставление населению определенной общественной услуги по месту проживания и передвижения. В этом смысле данные услуги можно рассматривать как муниципальные. Особенность услуг общественной безопасности состоит в их профилактическом характере. Без обеспечения общественной безопасности не может нормально функционировать ни одна сфера городской жизни.

На органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Федеральным законом № 131-ФЗ от 2003 г. возложены следующие обязательства:

– участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях;

– организация охраны общественного порядка на территориях силами муниципальной полиции;

– организация скорой помощи.

На поселения возложены функции участия в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в его границах и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В то же время органы МСУ имеют возможность оказывать

влияние на состояние общественной безопасности и правопорядка подведомственной территории в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и Законом РФ «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать самостоятельные программы по совершенствованию деятельности полиции, выделяя для этого дополнительные средства.

1. Обеспечение общественного порядка на территории города. В настоящее время полиция общественной безопасностивходит в систему МВД. Муниципальных органов общественного порядка в России нет.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав

и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности,

охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для оказания помощи полиции в охране общественного порядка, согласно закону РФ «Об общественных объединениях», могут привлекаться местные общественные объединения, например народные дружины, а также граждане. В отдельных городах (г. Тюмень, г. Тобольск) возобновляется опыт работы народных дружин.

2. Безопасность дорожного движения. Важным компонентом общественного порядка является порядок движения на улицах и дорогах, который обеспечивает Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД, входящая в состав соответствующего органа МВД. Органы местного самоуправления совместно с органами МВД участвуют в организации дорожного движения на территориях населенных пунктов.

Они обеспечивают обустройство тратуаров, установку уличных указателей, ограждений, уличного освещения. Для крупных городов обеспечение безопасности дорожного движения является весьма сложной задачей. В связи с этим одной из задач муниципальной власти является оптимизация транспортных потоков на территории города: строительство объездных дорог, путепроводных развязок, пешеходных тоннелей, установка светофоров и т. д.

3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. На уровне муниципалитета создается орган гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности. Муниципальный орган взаимодействует с соответствующими территориальными структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти. Начальник муниципального органа ГОЧС назначается главой муниципального образования по согласованию с руководителем соответствующего органа субъекта РФ и должен иметь подготовку по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

Очевидно, что компетенции органов местного самоуправления по отраслевому федеральному закону шире, чем по закону

2003 г. «Об общих принципах….».

4. Противопожарная безопасность. Федеральным законом 2003 г. на органы местного самоуправления поселений и городских округов возлагается функция обеспечения первичных мер противопожарной безопасности, но отраслевой ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на местные органы

более широкие задачи:

– организацию выполнения мер пожарной безопасности;

– участие в выполнении федеральных и региональных целевых программах;

– разработку, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

– создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

– осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности и др.

Муниципальные органы пожарной охраны не создаются и перечисленные законодательные нормы реализуются не полностью, т. к. местные бюджеты финансируют в незначительной доле государственную пожарную службу (переданную в ведение МЧС).

5. Экологическая безопасность. Федеральным законом 2003 г. к компетенции городских округов и муниципальных районов отнесены:

– организация по охране окружающей среды;

– организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти.

В большинстве случаев и экологические проблемы территории, и приоритеты муниципальной экологической политики

носят эколого-хозяйственный характер, поскольку связаны с функционированием конкретных хозяйствующих субъектов, загрязняющих окружающую среду.

Экологическая ориентированность муниципального управления предполагает регулирующие воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду для защиты интересов населения при одновременном обеспечении устойчивого развития территории.

Можно указать следующие основные задачи муниципального управления в данной сфере:

– использование системы административных мер и экономических методов, обеспечивающих поддержание экологическое равновесия;

– формирование системы стимулирования общественных и частных инициатив, направленных на улучшение экологической ситуации;

– организация системы экологического мониторинга;

– содействие экологическому просвещению и образованию

во всех образовательных учреждениях;

– обоснование стратегии управления охраной окружающей среды в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления (органы государственной власти) обязаны оказывать содействие гражданам и общественным экологическим объединениям в области реализации их прав и охраны окружающей среды.

6. Санитарно-эпидемиологическая безопасность. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

направлено на охрану здоровья и благоприятную окружающую

среду как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан. Законодательство в области обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ, Федерального закона № 52-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

– профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-

эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

– контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

– создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

– государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

– государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

– сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

– лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

– государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

– проведения социально-гигиенического мониторинга;

– научных исследований в области обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения;

– мер по своевременному информированию населения

о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

– мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

– мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивиду-альные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Контроль за санитарно-эпидемиологической безопасностью обеспечивается деятельностью государственных органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Как правило, они работают во взаимодействии с муниципальными органами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания.

7. Первичная медицинская безопасность (скорая помощь).

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 323-ФЗ, принимаемого в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации

осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: