Чем нации отличаются от этнических групп?

Дайте определение и характеристики общего понятия этничности.

Этническая общность в социологии рассматривается наравне с другими социальными группами – институтами, классами. Этническую общность принято называть «этносом» (в русском языке эквивалентом является слово «народ»), а совокупность отличительных признаков, черт тех или иных этнических групп, различий в их социально-культурной организации жизни – «этничностью». Этничность может быть определена как особый тип социальных отношений и иных способов взаимодействия между собой индивидов или социальных групп, которые приняты в конкретном обществе и воспроизводятся из поколения в поколение.

 Этничность в нашем обществе является важным показателем, определяющим социальную позицию личности.

Характеристиками этничности считаются:

· Разделяемые всеми членами группы представления о ее происхождении;

· Общность языка, материальной и духовной культуры;

· Самосознание (осмысление и осознание членами этнической группы своей к ней принадлежности);

· Всеохватность этнической группы (вне зависимости от пола, возраста, материального положения);

Воспроизводится через поколения путем целенаправленного воспитания и социализации.

Привести аргументы сторонников примордиализма в пользу реального существования этничности.

Примордиализм является фундаментальным научно обоснованным подходом к определению этноса и этничности как реально существующих феноменов. Сторонники данного подхода полагают, что этничность определяется природно-естественной связью человека с какой-либо этнической группой и, как следствие, набором его культурных особенностей и обусловленной ими мотивацией к той или иной поведенческой модели.  В отечественной науке большинство авторов разделяет примордиалистские теории на два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое.

Сторонники социобиологического направления считают, что этничность – это такая характеристика человеческих обществ, которая заложена самой природой (в результате эволюции человека как биологического вида), а этнос рассматривается как биологическое явление. По их мнению, осознание своей этнической принадлежности заложено в генетическом коде человека, что объясняет наследственный характер этничности и объединяет людей в этнические группы. Кроме того, в рамках данного подхода существует так называемая теория расширенного фенотипа, согласно которой человеческая эволюция происходит на трех уровнях — генетическом, культурном и социальном. Эволюция в культуре осуществляется с помощью особых социальных репликаторов, передающихся от человека к человеку. Этим механизмом определяется националистическое поведение, и даже психология геноцида.

Представители эволюционно-исторического направления примордиализма рассматривают этносы и этничность, не как природные, а как социальные сообщества и категории, сложившиеся в результате общественно-исторического развития. Этничность в рамках данного направления рассматривается как результат воздействия на индивида социально-исторических условий жизни, определяющих его специфические качества. Воспроизводство этноса основывается не только на воспитании и социализации младших поколений, но и на моноэтнических браках, позволяющих создавать однородную социальную группу и укреплять этничность своих детей. Реальность существования этничности в данном случае доказывается, например, полиэтничными империями, которых между собой объединяли единые исторические традиции (фигура священного царя, типичная для подобных этносов).

Чем нации отличаются от этнических групп?

Существует несколько подходов к пониманию нации. Во-первых, как государство или группа людей, стремящихся создать государство. Во-вторых, как определенная территория. И в-третьих, как одна из форм этнической общности, этническая группа. В отличие от этноса, нация является более сложным и поздним образованием (появляются в Новейшее время), пришедшим на смену народности. Нация может включать в себя не одну, а сразу несколько этнических групп. Главной характеристикой этнической группы является ее устойчивость и наследственность, для нации же основную роль играет самосознание ее членов – осознание своей общности и принадлежности к той или иной нации.


 

Алексей Навальный – политик, блоггер, оппозиционер, кандидат в президенты РФ на заре своей карьеры иногда позволял себе грубые высказывания по отношению к другим этносам, за что критиками был обвинен в национализме. Для наглядности, приведу некоторые его высказывания.


"Когда приезжают патлатые чабаны и танцуют лезгинку на Манежной площади, это неправильно. Должна же быть какая-то миграционная политика, должен быть решен вопрос, мы вводим или не вводим визовый режим со странами Ближнего Востока, с тем же Таджикистаном. Должен быть решен вопрос нашей стратегии действий на Кавказе. То, что происходит сейчас, уже не работает, - это очевидно. Те же самые студенты, которые приезжают сюда с Кавказа, часто не знают русского языка. Они, доучившись до пятого курса, ничего не знают и ездят на джипах вокруг Вечного огня... Сейчас социальные лифты имеет только тот, кто умеет ездить с пистолетом, стреляет из Porsche Cayenne и так далее. Очевидно, что это раздражает большое количество людей. А власть никак на это не реагирует..." (Отрывок из интервью Навального для журнала GQ)

Кроме того Навальный был подвергнут критике со стороны Израильского правительства за его антисемитские высказывания. Поводом для критики стал тост, произнесенный Навальным на вечеринке: "Первый тост за холокост". Изданию Правда.ру  также не понравились выпады Навального в адрес религиозных евреев и его замечание о том, что «тот, кто хочет жить в России, должен стать русским – в полном смысле этого слова».

Навальный говорил: «Хватит кормить Кавказ», подразумевая под этим то, что другие регионы России делают гораздо больший вклад в ВВП страны, соответственно, и в доходы всего государства. Однако жители этого региона претендует на различного рода трансферты со стороны государства. В этом случае было бы более целесообразно организовать государства с меньшими территориями и меньшим количеством этнических групп в нем сосуществующих. Но в России господствует другая идея: пусть разные этнические группы живут вместе с нашей, но знают свое место и не претендуют на то, чтобы жить лучше нас. 

Национализм в наше время стал новой политической силой. О том, что разные этнические группы разговаривают на разных языках, живут в разных условиях, имеют разный уровень развития культуры и т.д., было известно всегда. Однако современный национализм на государственном уровне предполагает даже такие меры, как полное закрытие границ, чтобы люди, другой этнической принадлежности никак не взаимодействовали с нашим государством и не «портили» нашу нацию.

Идеи Навального, на мой взгляд, больше всего соответствуют инструменталистскому пониманию этнической общности, т.е. этничность – это не больше чем инструмент в руках политической элиты, используемый ею для достижения своих целей. Своими высказываниями он накаляет отношения между этносами, пытается вызвать у своего народа чувство национальной гордости или чувство того, что их законные права нарушаются, играя при этом на лояльности нашего полиэтнического государства и его соответствующей политике.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: