Шкала оценивания: государственная и ECTS

Специальность психология и ПСД

 ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Доц. Целик Т.В.

Тема 3. Общество как целостная система

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы: аномия, корреляция, среда социальная, социальное взаимодействие, социальное действие, социальная организация, социальная потребность, социальная система, социальное явление, социальный институт, социальные изменения, система, структура, функции, процесс, механизм, развитие, общество.

План семинарского занятия

1. Социальная система как целостность и особенный вид системы.

2. Характеристика общественной жизни и ее основных подсистем.

3. Классификация и типологизация обществ в теоретической социологии.

4. Социальная статика и социальная динамика: проблема общественного развития и движущих сил социальных изменений.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общество?

2. Какие подходы теоретического анализа общества Вам известны?

3. Почему общество рассматривают как социальную систему?

4. Можно ли оказать предпочтение одной из подсистем общественной жизни?

5. Рассмотрите несколько примеров социальных образований. Могут ли все они быть определены как общество?

6. На основании каких признаков можно дать определение обществу?

7. Какие характерные черты определяют индустриальное и постиндустриальное общества?

8. Какие способы социально-культурной типологии обществ предлагали мыслители XIX – XX ст.?

Тема 4. Социологические проблемы социальной структуры

семинарское занятие (2 час.)

 

Основные понятия темы: институциализация, религия, социальный слой, социальная группа, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальная организация, социальная роль, социальная стратификация, социальная структура общества, социальный институт, социальные движения.

План семинарского занятия

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Система социальных институтов общества.

3. Теория социальной стратификации.

4. Социальная мобильность как фактор структуризации общества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается содержание положения М. Вебера о социальном действии и его типах?

2. Какое место в социологии принадлежит категории "социальная группа"?

3. Что такое социальная институциализация?

4. Какие типы социальной стратификации Вы можете назвать открытыми или закрытыми и на каком основании?

5. Что такое социальная мобильность?

6. Приведите примеры вертикальной и горизонтальной мобильности.

7. Дайте характеристику процессам маргинализации и люмпенизации общества.

8. Какими стратами представлена социальная структура современного общества?

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бабосов Е. М. Социология: энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов; предисл. Г. В. Осипова. - Москва: Кн. дом " ЛИБРОКОМ", 2009. – 474 с.

2. Волков Ю. Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю. Г. Волков. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 668 с.

3. Добреньков В. И. Социология: учебник для студентов вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва: ИНФРА-М, 2009. – 623 с.

4. Кравченко А. В. Социология: учебник / А. В. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2008. – 534 с.

5. Кравченко А. И. Социология: учебник по дисциплине "Социология" для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – М. и др.: Питер, 2008. – 431 с.

6. Кравченко А. И. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям и направлениям подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Москва [и др.]: Питер, 2010. – 431 с.

7. Кравченко А. В. Социология: учебник для бакалавров / А. В. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва: Проспект, 2014. – 534 с.

8. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 240 с.

9. Лавриненко В. Н. Социология: конспект лекций / В. Н. Лавриненко. – Москва: Проспект, 2014. – 328 с.

10. Лукашевич М. П. Соціологія: загальний курс / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. – 2-ге вид. – К.: Каравела, 2008. – 407 с.

11. Лукашевич М. П. Соціологія: основи загальної, спеціальних і галузевих теорій / М. П. Лукашевич, М. В. Туленков. – Київ: Каравела, 2009. – 543 с.

12. Мухаев Р. Т. Социология: конспект лекций / Р. Т. Мухаев. – Москва: Проспект, 2015. – 174 с

13. Немировский В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. – Москва: Проспект, 2010. – 542 с.

14. Радугин А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд. – М.: Библионика, 2006. – 221 с.

15. Сірий Є. В. Соціологія: Заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий; М-во освіти і науки України. – Вид. 2-ге. – К.: Атіка, 2007. – 479 с.

16. Сірий Є. В. Соціологія: заг. теорія, історія розвитку, спец. та галуз. теорії / Є. В. Сірий. – Вид. 3-тє. – Київ: Атіка, 2009. – 491 с.

17. Социология: учеб. для студентов вузов / [В. Н. Лавриненко, Г. С. Лукашева, О. А. Останина и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 447 с.

18. Социология: учебник / [В. Н. Лавриненко и др.]; науч. ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд. – Москва: Проспект, 2015. – 480 с.

19. Социология: учебник / [Н. Ф. Осипова, В. Д. Водник, Г. П. Климова и др.]; под ред. Н. Ф. Осиповой. – Харьков: Одиссей, 2008. – 263 с.

20. Соціологія: навч. посіб. / [С. О. Макеєв, В. П. Чорноволенко, В. Л. Оссовський та ін.]; за ред. С. О. Макеєва. – 4-ге вид. – Київ: Знання, 2008. – 566 с.

21. Соціологія: підручник / [В. Г. Городяненко, О. В. Гілюн, А. В. Демічева та ін.]; за ред. В. Г. Городяненка. – 3-тє вид. – К.: Академія, 2008. – 542 с.

22. Соціологія: підруч. для студ. вищ. навч. закл. / [В. І. Волович, М. І. Горлач, В. Г. Кремень та ін.]. – Київ: ЦУЛ, 2009. – 807 с.

23. Соціологічна енциклопедія / редкол.: В. І. Астахова та ін; упоряд. В. Г. Городяненко. – Київ: Академвидав, 2008. – 455 с.

24. Танчин, І. З. Соціологія: навч. посіб. / І. З. Танчин. – 2-ге вид. – К.: Знання, 2007. – 351 с.

25. Черниш Н. Й. Соціологія: підруч. за рейтингово-модульною системою навчання / Н. Й. Черниш. – 5-те вид. – Київ: Знання, 2009. – 468 с.

26. Юрій, М. Ф. Соціологія: підруч. для студ. вузів / М. Ф. Юрій. – К.: Кондор, 2007. – 287 с.

Дополнительная

1. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон и др.; сост. Е. И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 496 с.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича; Пер. с фр.: А. И. Рычагов, В. А. Скиба. – М.: Прогресс: Универс, 1993. – 607 с.

3. Арон Р. Вступ до філософії історії: есе про межі історичної об'єктивності / Р. Арон; пер. з фр., післямова та прим. О. Йосипенко, С. Йосипенка. – Київ: Укр. Центр духов. культури, 2005. – 578 с.

4. Арсеєнко А. Що таке неолібералізм у контексті сучасної «економікс» та економіки / А. Арсеєнко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 78–106.

5. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41; коммент. А. Ф. Филиппова]. – М.: Прогресс, 1990. – 804,[1] с.

6. Вебер М. Избранное; Образ общества: Пер. с нем. / Макс Вебер. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.

7. Вебер М. Протестантська етика і дух капіталізму / Пер. з нім. О. Погорілий. – К.: Основи, 1994. – 261 с.

8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии: [пер. с фр.] / Э. Дюркгейм; изд. подгот. А. Б. Гофман; [примеч. В. В. Сапова]. – М.: Наука, 1991. – 572 с.

9. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социол. этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского. – СПб.: Союз, 1998. – 496 с.

10. Жоль К. К. Философия и социология права: Учеб. пособие для студентов вузов / К. К. Жоль. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

11. Захарченко М. В. Історія соціології: Від античності до початку XX ст. / М. В. Захарченко, О. І. Погорілий. – К.: Либідь, 1993. – 335 с.

12. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с.

13. Зборовский Г. Е. Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

14. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. – М.: Аспект, 1997. – 286 с.

15. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 1 / Авт. коллектив: А. Б. Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. Д. Ковалев и др.; Ин-т социологии РАН. – М., 1997. – 495 с.

16. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 2 / Авт. коллектив: А. Б. Гофман, Ю. Н. Давыдов, А. А Зотов и др.; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон+, 1998. – 557 с.

17. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 3 / Авт. коллектив: С. П. Баньковская, А.Б Гофман, Ю. Н. Давыдов и др.; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон+, 1998. – 445 с.

18. Коржов Г. Територіальні ідентичності: концептуальні інтерпретації в сучасній зарубіжній соціологічній думці / Г. Коржов // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 107–124.

19. Лавріненко Н. Гендерні відносини в українській родині / Н. Лавріненко // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2010. – № 1. – С. 138–162.

20. Малюк А. Економіко-соціологічна концепція К. Полані як теоретико-методологічне підґрунтя соціально-критичного дослідження неоліберальної глобалізації / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 2. – С. 107–126.

21. Малюк А. Концепт глобалізації крізь призму ідей Карла Полані / А. Малюк // Соціологія: теорія, методи, маркетинг: науково-теоретичний часопис. – 2011. – № 3. – С. 26–46.

22. Парсонс Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс; Под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского; Пер. с англ. И. Б. Бакштейн и др. – 2-е изд. – М.: Акад. проект, 2002. – 879 с.

23. Погорілий О. І. Соціологічна думка XX століття: [навч. посіб.] / О. І. Погорілий; Міжнар. фонд "Відродження". – Київ: Либідь, 1996. – 220 с.

24. Радаев В. В. Экономическая социология: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Социология" / В. В. Радаев. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 601 с.

25. Ручка А. О. Курс історії теоретичної соціології: Навч. посібник для студентів та аспірантів вузів / Ручка А. О., Танчер В. В.; Міжнар. фонд "Відродження". – К.: Наук. думка, 1995. – 223 с.

26. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. В. А. Ядов. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

27. Смелзер Н. Дж. Проблеми соціології: Георг-Зімелівські лекції, 1995 / Н. Д. Смелзер; [Пер. з англ. В. Дмитрук]. – Л.: Кальварія, 2003. – 128 с.

28. Соколова Г. Н. Экономическая социология: Учеб. для студентов соц. и экон. спец. вузов / Г.Н. Соколова. – М.: Филинъ; Минск: Беларус. навука, 2000. – 376 с.

29. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., послесл. и прил. Т. С. Васильевой; РАН; Ин-т социологии. – М.: Наука, 1997. – 352 с.

30. Сорокин П. А. Социология революции / Питирим Сорокин; [вступ. ст. Ю. В. Яковца; предисл. И. Ф. Куроса и др.; сост. и коммент. В. В. Сапов]. – Москва: Астрель, 2008. – 783 с.

31. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 544 с.

32. Соціологія: Підручник / В. М. Піча, А. Г. Хоронжий, Н. Й. Черниш та ін.; За ред. В. М. Пічі. – Л.: Магнолія Плюс: Новий світ, 2004. – 277 с.

33. Сурмин Ю. П. Методология и методы социологических исследований: Учеб. пособие / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков; Межрегион. Акад. упр. персоналом. – К.: МАУП, 2000. – 302 с.

34. Штомпка П. Социология социальных изменений / Ин-т "Открытое о-во"; Прогр. "Высш. образование"; Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. – М.: Аспект, 1996. – 415 с.

35. Экономическая социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В. Е. Пилипенко; В. Е. Пилипенко, Э. А. Гансова, В. С. Казаков и др.; Межрегион. акад. упр. персоналом. – К.: МАУП, 2002. – 295 с.

 

Вопросы к зачету

1. Предмет и объект социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Методы социального познания.

4. Функции социологии и ее место в системе социально-гуманитарного знания.

5. Социологическая мысль в философии Древней Греции.

6. Социологические идеи эпохи Средневековья и Возрождения.

7. Социологические концепции Нового времени.

8. Социально-экономические модели развития общества в теориях либерализма.

9. Позитивистская социология О. Конта.

10. Эволюционистская социология Г. Спенсера.

11. Общесоциологическая теория марксизма.

12. Концепция «коллективного сознания» Е. Дюркгейма.

13. Понимающая социология М. Вебера.

14. Современные социологические школы и направления.

15. Этапы развития социологической мысли в России и Украине.

16. Социологические взгляды в отечественной общественной мысли второй половины ХІХ – начала ХХ вв.

17. Системный подход к обществу в социологии.

18. Понятие «общество» в социологии. Признаки общества.

19. Типология обществ и ее критерии.

20. Понятие социальных изменений, развития и их движущие силы.

21. Эволюция и революция. Роль реформ в общественном развитии.

22. Основные черты постиндустриального общества.

23. Социальная структура общества, ее основные элементы.

24. Понятие «социального института». Их типы и функции.

25. Понятия социальной роли и статуса как элементов социальной структуры и факторов социальной стратификации.

26. Теория стратификации как теория социального неравенства.

27. Понятие «социальной мобильности». Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.

28. Понятие социальной группы, их классификация.

29. Разновидности социальных общностей.

30. Социальные общности и группы экономической подструктуры общества.

31. Профессиональная подструктура общества.

32. Этнические общности и проблемы этносоциологии.

33. Понятие и сущность социального взаимодействия.

34. Классификация форм социального взаимодействия.

35. Конфликт как тип взаимодействия.

36. Основные этапы развития социологического знания воспитании и образовании.

37. Составляющие предмета социологии культуры.

38. Хозяйственные социальные институты и их влияние на социальную структуру.

39. Проблема занятости населения.

40. Социально-экономические приоритеты современного европейского общества.

41. Общая характеристика гендерной социологии.

42. Социология молодежи как специальная социологическая теория.

43. Сущность молодежи и ее основное социальное качество.

44. Молодежное сознание и основные уровни его функционирования.

45. Ключевые понятия и категории социологии личности: человек, индивид, индивидуальность, личность. Структура личности.

46. Философско-социологические представления о личности.

47. Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему.

48. Социальное поведение личности. Социальные роли и социальные установки.

49. Девиантное поведение, социальные механизмы его возникновения.

50. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

51. Исторические типы семьи и тенденции развития семьи в современном мире.

52. Общая характеристика отраслевой социологической теории религии.

53. Общая характеристика отраслевых социологических теорий политики и права.

54. Программа социологического исследования, ее значение и составные части.

55. Методы сбора информации, проблема их достоверности и объективности.

56. Типы и виды выборок, требования к ним.

57. Методы конкретно-социологического исследования.

58. Разновидности опроса, техника их проведения.

59. Обработка и анализ первичной социологической информации. Оформление результатов социологического исследования.

60. Роль личности социолога в проведении социологического исследования.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Шкала оценивания: государственная и ECTS

Оценка по шкале ЕСТS Оценка по 100-балльной шкале Оценка по государственной шкале (экзамен, дифференцированный зачет) Оценка по государственной шкале (зачет)
А 90-100 5 (отлично) зачтено
В 80-89 4 (хорошо) зачтено
С 75-79 4 (хорошо) зачтено
D 70-74 3 (удовлетворительно) зачтено
E 60-69 3 (удовлетворительно) зачтено
FX 35-59 2 (неудовлетворительно)  с возможностью повторной сдачи не зачтено
F 0-34 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи при условии обязательного набора дополнительных баллов не зачтено

Баллов

· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;

· глубокие знания по истории социологии, в частности, основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, конкретных социологических теорий;

· понимание и умение анализировать основные тенденции развития общества, социальных процессов, социального взаимодействия, социальных общностей;

· знание основных проблем специальных и отраслевых социологических теорий и характер освещения их в научной литературе;

· понимание и умение анализировать основные тенденции социальных процессов, изменений социальных систем, мобильности, конфликтов, политических и экономических структур;

· знание закономерностей развития теорий личности, социальной динамики, экономики, труда и управления, этапов их формирования, изменений систем ценностей;

· правильное обоснование научных положений конкретными фактами, статистическими материалами и тому подобное;

· знание методов и методик конкретного социологического исследования;

· владение категориальным аппаратом социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;

· свободное владение нормами современного литературного языка. Допускается 1-2 неточности в изложении материала, не влияющие на правильные выводы или решения, полученный высокий результат.

Баллов

· полное выполнение всех обязательных заданий;

· правильное изложение основного содержания материала в соответствии с определенным заданием;

· умение выделять главные этапы и факторы социального развития в целом и современного общества, анализировать общественные явления и процессы;

· основательные знания по истории социологии;

· знание основных проблем социального бытия и развития экономики, характеристик процессов труда и управления, освещение их в научной литературе;

· владение категориальным аппаратом и методикой социологии на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного литературного языка.

Допускается 1-3 неточности в использовании понятийного материала, незначительные погрешности в обобщениях и выводах, которые не влияют на общий достаточный уровень ответа.

Баллов

· выполнение 50 – 70 % обязательных заданий;

· содержание материала изложено частично, с несоблюдением в отдельных случаях последовательности;

· студент поверхностно применяет теоретические знания для решения практической проблемы;

· частичное знание фактического материала и методов социологии;

· ошибки при объяснении категорий социологии;

· раскрытие сути вопросов вообще, несмотря на отмеченные выше недостатки;

· недостаточное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение 30 – 50 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания; необоснованность выводов;

· отсутствие знаний основных тенденций развития социального, социальной динамики, социальных закономерностей и явлений;

· недостаточное владение категориальным аппаратом и методиками социологии;

· ограниченное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение менее 30 % обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания;

· неспособность формулировать выводы;

· отсутствие элементарных знаний основных тенденций развития социальных процессов и явлений, истории социологии, методов и методик социального исследования;

· недостаточное владение категориальным аппаратом социологии;

· слабое владение нормами современного литературного языка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: