Хроника событий (победы и поражения (не менее 3)) | ||||||
1941г. - 10 июля – 10 сентября 1941 г.
10 июля 1941 года – 9 августа 1944 года
30 октября 1941 года – 4 июля 1942 года
4 ноября 1941 г.
| ||||||
1942г. - 23 марта 1942 г.
19, 21, 24, 26 июня 1942 г.
29 июня – 25 августа 1942 г.
27, 30 августа, 10 сентября 1942 г.
| ||||||
1943г. - 5 июля – 23 августа 1943 г.
1 сентября – 3 октября 1943 г.
22-30 сентября 1943 г.
| ||||||
1944г. - 27 января 1944 г.
22 октября 1944 г.
29 ноября 1944 г.
| ||||||
1945г. - 9 мая 1945 г.
11 мая 1945 г.
14 мая 1945 г.
| ||||||
Особенности времени | ||||||
Фашизм – идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной нации, провозглашаемой в силу этого господствующей: нетерпимость и дискриминация по отношению к другим "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинствам; отрицание демократии и прав человека; Нацизм - мировоззрение, ставящее во главу мира определенную нацию (расу или народ) и ратующее за использование репрессивных мер по отношению к остальной части человечества. Осуждение нацизма основывается на этих репрессивных мерах и на том, что нет возможности выйти из группы угнетаемых людей, принадлежность к которой обычно определяется при рождении (изначально по расовым или национальным признакам). Оккупация – занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.
Бомбардировка - обстрел из артиллерийских орудий или сброс бомб на кого-либо, что-либо Артобстрел – Обстрел позиций и объектов противника из артиллерийских орудий. Блокада - Окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность. Концлагерь – термин, обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
Мобилизация – Призыв военнообязанных запаса нескольких возрастов на действительную военную службу в связи с объявлением войны. Эвакуация – Организованный вывоз, удаление кого-, чего-л. (людей, учреждений, предприятий, оборудования и т. п.) из одной местности в другую для предохранения от опасности во время войны, стихийных бедствий и т. п. Бомбоубежище – защитное сооружение, объект гражданской обороны, предназначалось для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия авиабомб и снарядов, обломков разрушенных зданий и отравляющего действия ядовитых газов. По последнему признаку является прямым наследником газоубежищ, строившихся в 1920-е — первой половине 1930-х гг. Строились с 1930-х по 1940-е годы и впоследствии многие перепрофилировались под убежища от ядерного оружия. Бомбоубежища были широко распространены в период Второй мировой войны. Помимо специально построенных бомбоубежищ и приспособленных под защитное сооружение подвалов, в некоторых крупных городах в качестве бомбоубежищ использовались помещения метрополитена. Трофеи – Вооружение и военное имущество противника, захваченное победителем во время войны. | ||||||
Советские изобретения военного времени (не менее 3) | ||||||
| ||||||
Искусство. Графика. | ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Визуальные примеры (не менее 3 изображений) | ||||
«Окна ТАСС»- это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны. | Главными художниками были: Кукрыниксы; Черемных Михаил Михайлович; Шухмин Пётр Митрофанович; Радлов Николай Эрнестович; Котов Пётр Иванович; В. Лебедев; И. Тоидзе; В. Корецкий; | |||||
Живопись | ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Визуальные примеры (не менее 3 изображений) | ||||
В живописи военных лет можно выделить две главные темы: современную и историческую. Современная тема отражала жесткие события военного времени. В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. | Кукрыниксы А. Дейнека А. Пластов С. Герасимов П. Корин А. Бубнов М. Авилов | |||||
Литература | ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Примеры (не менее 3) | ||||
Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства. С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить. | А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль, В. Быков, М. Шолохов, К.М.Симонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев. | К.М. Симонов - «Сороковые», «Если дорог тебе твой дом», «У огня», «Смерть друга», «Мы не увидимся с тобой», «Товарищи по оружию». В. Быков- «Обелиск», «Сотников». Б. Васильев - «А зори здесь такие», «В списках не значился», «Завтра была война». М. Шолохов - «Судьба человека», «Они сражались за Родину». А. Гайдар – Тимур и его команда, Горячий камень. А. Сурков – Песня смелых. | ||||
Музыка | ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Примеры (не менее 3) | ||||
Что мы знаем о музыке на войне? Память услужливо отсылает к картине «В бой идут одни старики» и известным словам её главного героя: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». Действительно, на фронтах Великой Отечественной музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах. Эту традицию Красная армия переняла у старой русской императорской армии, где ещё указом Петра Первого были заведены полковые оркестры. Их музыкальное мастерство на высокий уровень поднял композитор Римский-Корсаков, много сделавший для российской военной музыки. | Дьяков Абрам Борисович Амиров Фикрет Майборода Георгий Илларионович Галынин Герман Германович Гольц Борис Григорьевич Салманов Вадим Николаевич Никита Богословский Матвей Блантер Василий Лебедев-Кумач | "Священная война" "Темная ночь" "Случайный вальс" "Эх, дороги" "На безымянной высоте" "Катюша" "Одинокая гармонь" "Журавли" "Последний бой" "Вот солдаты идут" "День Победы" "Прощание славянки" | ||||
Театр
| ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Примеры (не менее 3) | ||||
Фронтовые бригады (театры) профессиональные театральные коллективы в годы Великой Отечественной войны, выезжавшие с представлениями в части РККА и РККФ на фронтах и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.). Нельзя отрицать, что театр во времена Великой Отечественной помог людям держаться и окончательно не потонуть в пучине ненависти и безумия. | Владимир Петрович Бата́лов Евге́ний Проко́пьевич Бусы́гин Алексей Расторгуев, Михаил Ратнер, Владимир Екимов, Соломон Кафьян. Поет Алевтина Холмина Наталья Сахновская | Юбилейный вечер выдающейся балерины Елены Люком. Артистка балета Наталья Сахновская вспоминала: «Елена Михайловна готовилась к тому, что этот спектакль должен стать завершением ее вдохновенного творческого пути. Она готовилась к тому, что он должен быть последним, прощальным и очень торжественным концом ее сценической деятельности. Неожиданно ворвалась война и смяла славный венец...»*. Травиату». По воспоминаниям певицы Надежды Вельтер спектакль несколько раз прерывался воздушной тревогой и так и остался незаконченным. Из-за прекращения подачи электроэнергии Филиал Кировского театра вскоре был закрыт. Спектакли и концерты в нем прекратились. Впереди была страшная зима 1941–1942 годов. Балет «Эсмеральда» «Парень из нашего города» «Профессор Мамлок» | ||||
Кинематограф | ||||||
Краткая характеристика | Представители (не менее 3 имен) | Примеры (не менее 3) | ||||
Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным для советского кинематографа временем. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени. | Юрий Никулин, Василий Шукшин, Иван Лапиков, Марк Донской, Леонид Варламов, Илья Копалин, Иван Пырьев, Александр Столпер, Леонид Луков, Сергей Эйзенштейн, Янина Жеймо, Вера Марецкая. | «Они сражались за Родину», «Радуга», «Разгром немецких войск под Москвой», «В 6 часов вечера после войны», «Жди меня», «Два бойца», «Иван Грозный». |