Современные теории развития личности

1. Психоаналитическая теория

Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов, на которые влияют условия его воспитания в семье детском возрасте. Он считал, что мы не осознаём многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что всё происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (или «бессознательного»), содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд полагал, что мы (люди) проходим 5 стадий психосексуального развития. Сексуальность он понимал шире – как стремление к получению удовольствия. Характер протекания каждой из них оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств. Принцип, по которому происходит деление на стадии, заключается в том, что на каждой стадии интересы человека (ребенка) и окружающих его людей (родители, врачи, братья и сестры, дедушки и бабушки и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года).

Мир родившегося младенца сосредоточен вокруг рта, так как все потребности и их удовлетворение сосредоточены на губах, языке и позже на зубах ребенка. Какое основное побуждение ребенка? Это потребность в питание. Рот является первой частью тела, которой ребенок может управлять самостоятельно. На этой стадии большая часть энергии либидо (libido) сосредотачивается в этой области.

У нас (взрослых) осталось много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий. Но часто мы говорим о вредных привычках, таких как привычка грызть ногти, курение, переедание. Всё это может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии и неполнотой зрелости на этой стадии. Из-за чего это происходит? Из-за неприятных ощущений неудовлетворенности в этот период.

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет).

На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Кроме того, у ребенка появляется естественный интерес к открытиям себя. Внимание его сосредоточено на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети быстро усваивают то, что их хвалят родители за то, что они вовремя успели на горшок. Люди, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряжённое с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок, «зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. (Педантичность упрямства)

И наоборот, если родители не обращают внимание на то, как и куда ребенок оправляет свои естественные потребности, делает ли это в горшок, в ползунки, на пол, то во взрослом возрасте наблюдается склонность к негативизму, анархичности, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет).

На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы. Именно здесь дети осознают свою половую принадлежность (мальчик/девочка). У детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ним пола.

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты (комплексы) посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Возможные конфликты на этой стадии Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Кто такие были Эдип и Электра? Эдип – персонаж греческой мифологии. Он был сыном Лая, царя города Фивы, и его супруги Иокаеты. Когда Эдип появился на свет, оракул потребовал от царя уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить Лая и взять в супруги собственную мать. Тогда новорожденного со связанными ногами оставили на на растерзание диким зверям. Ребенка, однако, подобрали пастухи, назвавшие его Эдипом (это и значит «тот, у кого связаны ноги»), и передали царю города Коринфа, у которого он и рос, не подозревая о своем происхождении. Но вот Эдип узнает о висящем над ним ужасном пророчестве, и, думая, что царь Коринфа и есть его настоящий отец, он убегает, пытаясь спастись от судьбы. По дороге он ссорится с одним стариком и убивает его: он не знает, что старик этот и есть его родной отец, Лай. Подходя к Фивам, он сталкивается со Сфинксом, который терроризирует всю страну тем, что загадывает загадки и под угрозой смерти требует их разгадать. Эдип должен разгадать такую загадку: «Какое животное утром передвигается на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?» Ответив, что речь идет о человеке и трех главных этапах его жизни, Эдип освобождает город от напасти. Жители Фив с триумфом вносят его на руках в город, избирают своим царем, и он женится на царице Иокасте. У них родятся два сына и две дочери, и они совершенно счастливы, пока оракул как-то не открывает Эдипу совершенный им двойной грех –  отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая от горя Иокаста вешается, а Эдип вы­калывает себе глаза. Его изгоняют из Фив, и он со своей дочерью Антигоной скитается по стране, пока не умирает недалеко от Афин.

Согласно Фрейду, эта трагедия должна иллюстрировать то, что в психологическом плане движет развитием мальчика во второй период его детства.

Отцом Электры был Агамемнон – легендарный царь Микен и Аргоса, в Троянской войне вставший во главе греков. Клитемнестра, его супруга, за время долгого отсутствия мужа завела себе любовника Эгиста, с которым сговорилась погубить Агамемнона по его возвращении из похода и занять трон. У Агамемнона и Клитемнестры был сын Орест и две дочери, Ифигения (которую Агамемнон принес в жертву богине Артемиде) и Электра. Узнав о преступных замыслах своей матери, Электра никак не смогла воспрепятствовать драме. Тогда она решила отомстить за смерть отца, убедив брата убить свою мать Клитемнестру и ее сообщника Эгиста.

Подобная склонность к образу отца больше доходящая до символического уничтожения матери, по мнению психоаналитиков, должна драматически переживаться большинством маленьких девочек.

4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет).

В этом возрасте либидо не концентрируется в какой-либо определенной части тела, а сексуальные потребности как бы дремлют в состоянии бездействия. Дети успешно идентифицируют себя с представителями того же пола, начинают усваивать нормы, принятые в обществе. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация, освоение социальных ролей.

5. Генитальная стадия (12 - 18 лет).

Эта стадия начинается вместе с половым созреванием подростка. Его внимание сосредоточено на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, т. к. утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в 5 - 6 лет.

 

2. Биологическая теория

Этология – научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования. Особое внимание этологов привлекает вопрос о том, какие формы поведения животных и человека имеют под собой биологическую основу, а какие –определяются воздействием внешней среды.

Известный этолог Конрад Лоренц широко использовал понятие «импринтинг», которым он обозначал самые ранние факты подражания, обучения каким - то образцам поведения, проявляющегося в инстинктивной форме. Чаще всего они проявляются в критические или сенситивные (т.е. особо восприимчивые и чувствительные) периоды.

Многие из вас наверняка наблюдали сценку, когда во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка мать. Лоренц обнаружил, что только что вылупившиеся утята могут пойти за любым предметом, человеком или животным – лишь бы они двигались. Более того, потом бесполезно пытаться заставить их пойти за настоящей матерью.

На основе этого англичанин Джон Боулби доказали, что существует в жизни человека такой критический период, что если в этот период ребенка разлучить с родителями, то впоследствии с большим трудом формируется у него чувство привязанности и доверительное отношение с родителями. Ученые полагают, что тот самый период – это 1,5 ч. после рождения.

3. Теория поведения

Подобно Дж. Локку, который рассматривал разум ребенка как «чистую доску», на которой окружающая среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой теории поведения считают, что поведение, его различные формы и типы обуславливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называется бихевиористической (от англ. Behavior – поведение). Её основоположником считается Джон Уотсон.

Согласно этой теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм «теорией обучения» и выделяют 3 типа обучения:

1. Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, в процесс которого используются лишь безусловные рефлексы. Ребенок, как и детеныш животных, в ходе обучения чисто автоматически реагируют на внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Например, 9-тимесячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания. Дж. Уотсон заметил, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появляется, он вздрагивал и потом начинал плакать. По терминологии бихевиоризма, громкий звук называется безусловным стимулом (S), а испуг и плач - безусловным ответом (реакцией) - R.

Ученый задался целью ответить на вопрос: можно ли научить Альберта реагировать на белую мышь так же, как на громкий звук? Малышу показали игрушечную белую мышь и дали потрогать её, никаких реакций она у ребенка не вызвала. Затем дали прикоснуться к ней, и как только он дотронулся, у изголовья раздался резкий звук. После повторного опыта малыш плакал, увидев только мышь.

2. Оперантное обусловливание, которое разработал американский психолог Скиннер. Суть оперантного обусловливания в том, что человек контролирует своё поведение, ориентируясь на вероятные последствия. Например, он учил крыс нажимать на задвижку клетки, давая им пищу. В следующий раз, когда вы будете в цирке, понаблюдайте за поведением животных, как они реагируют на задания дрессировщика.

Точно так же люди перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, посредством методов обучения оперантного обусловливания – подкрепления и наказания.

3. Обучение посредством наблюдения.

Американский психолог Альберт Бандура считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: дети смотрят как ведут себя дедушки, бабушки, мамы, папы и другие люди, и стараются воспроизводить их поведение. Копируя поведение взрослых, ребёнок вовсе не ожидает какого-либо поощрения или наказания за это.

4. Бихевиоризм

Появился метод объективного наблюдения, который фиксирует внешнее воздействие и ответную реакцию.

Задача психолога заключается в том, чтобы фиксирует изменения R на различные варианты S. Термины ощущение, воображение, воля и др. не употреблялись и чтобы, не было соблазна фантазировать на счет души, эксперименты проводились на белых крысах. Дж. Уотсон запрещал сотрудникам употреблять термин «умная крыса».

У животных вырабатывали сложные условные рефлексы. Фиксировали, что крыса поучается (открыть клетку) быстрее, если тренировать её не 1, а 5 раз в день; если прорабатывается 1, а не несколько заданий; что увеличивает пищевое поощрение после каждого шага.

Эксперименты с вживлением электродов в мозг крысы показали, что возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью.

Бихевиоризм оказал большое воздействие на педагогичность новации. Приёмы оперантного научения (закрепление полезных реакций) были перенесены на обучение людей. Вся система образования изменилась под воздействием программированного обучения, техники пошагового овладения, тестового контроля.

5. Гуманистическая теория

Это направление зародилось в Калифорнии в 50-е годы. Оно основано на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направить её.

Наибольший взгляд в развитие гуманистической теории внёс Абрахам Маслоу. В начале научной карьеры он испытал сильное влияние психоанализа и был убежден, что с его помощью можно объяснить все мотивы человеческого поведения. Когда в семье Маслоу родился первый ребенок, ученый обнаружил серьезный пробел в своих знаниях. Он долгими часами наблюдал за малышом и убедился, что сын – не просто живой организм, а нечто несравнимо большее. Он понял, что в бихевиоризме также существует пробел и создал свою теорию, в которой был сделан акцент на уникальности каждой личности.

Согласно Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума –  к его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: