Тема: Число 10 и его состав, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел»
Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет).
Образовательная область: познавательное развитие (ОД математическое и сенсорное развитие)
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Оборудование: Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», «<», «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, (состав числа 10), карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.
Раздаточный материал:простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, счетные палочки.
Цель: закрепление знаний о числе 10 и его составе.
Задачи: обучающие:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
|
|
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | Вводная часть. Организационный момент | Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь дети оглянитесь вокруг себя и скажите, кто стоит от вас слева, справа, впереди и сзади. | Дети стоят, взявшись за руки. ответы детей |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия | Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста». Поможем Незнайке? | Дети – да! |
3. | Основная часть | Ребята, давайте встанем в полукруг и поиграем. (Игра «Круглый год». Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? Какое сейчас время года? - Назови соседей весны. - Назови весенние месяцы по порядку. - А какое время года было до этого? - Какое будет следующее время года? ( - В какое время года вы пойдёте в школу? - А сколько вам будет лет? - назови число, которое находится после 6? - назови число, которое стоит перед числом 3 - назови число, которое больше на 1 числа 5? - назови число, которое меньше на 1числа 8? - назови число, которое находится слева от числа 4? - назови число, которое находится справа от числа 1? - Скажите, с какого месяца начинается календарный год? - А каким месяцем год заканчивается? - Сколько всего месяцев в году? - Сколько всего времён года? Молодцы ребята, справились с заданиями. А сейчас тихонечко займите свои рабочие места. Прямой и обратный счет до10. На доске выставлены цифры от 1 до 10. Посмотрите, какое число идет до 7 и после 7? А 6 больше или меньше 7? А 8 больше или меньше 7? Какое число идет до 9? Какое до 9? 8 больше или меньше 9? Какое число после 9? И т. д. Сколько нулей надо записать рядом с единицей,чтобы обозначить число десять? С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить? Какие математические знаки вы знаете? Правильно. Послушайте задание: на доске в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке. (У воспитателя карточка с цифрой 5). - Сколько взяли зайчиков? (5) - Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5) - Что любят кушать зайчики? (Морковку). - Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок). - Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5). - Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10). - Как получили число 10? кто у доски составит равенство. (5+5=10). - Что можно сказать про количество зайчиков и морковок? Молодцы. Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет». Ноль катился по странице И не значил ничего. Рядом встала единица, Сделав Десять из него! Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас. А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки: 1.Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? 2.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? 3.Сколько лап и двух медвежат? Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. Физкультминутка. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим! Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? - А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? Вы справились с моими заданиями, и вам за это я хочу задать шуточные задачи: «Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке Тут одна к ним прибежала Сколько кошек вместе стало?» «Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат А ну, посчитай поскорей – Сколько всего в воде малышей?» Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? а сколько летит птичек? Попробуйте составить задачу по этой картинке. Назовите условие задачи. Назовите вопрос. Эта задача на сложение или вычитание? Нужно записать решение задачи. ……запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. - …, сколько надо взять палочек? - …, сколько надо добавить палочек к 8? - Сколько стало палочек? - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. - Какой же ответ? Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу. У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки? Воспитатель: - Назовите условие задачи. Назовите вопрос. - Эта задача на сложение или вычитание? Нужно записать решение задачи. - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. - Какой же ответ? - Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению. Молодцы ребята, вы справились с заданиями | Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч. Ответы детей Ответы детей Дети - Плюс, минус, больше, меньше, равно. Дети - Из двух меньших чисел: 5 и 5. Дети- Их поровну, одинаково, по пять Дети – 2 кг. Дети – 4 Дети – 8 Дети - «+» Дети - «-» Дети – 4 Дети – 6 Дети – 8 Дети -2 Дети-На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке? На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Дети - Сколько стало птичек на ветке? Дети - Сложение. Дети - 8+2= Дети – 8 Дети – 2 Дети – 10 Дети – 8+2=10 Дети - На ветке стало 10 птичек Дети - У девочки было 9 шаров, один шар улетел. Дети - Сколько шаров осталось у девочки? Дети – на вычитание Дети выполняют самостоятельно. Дети - 9-1=8 Дети - У мальчика осталось 8 шаров. |
4. | Заключительная часть, рефлексия | Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке. - Что же мы сегодня нового узнали? - Какие задания с вами выполняли? Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. - А сейчас покажите, какое у вас настроение. - У меня тоже хорошее настроение от того, что вы | Ответы детей. |
|
|
|
|
|
|