Охрана труда и пожарная безопасность при работе на АЗС, сокращение потерь нефтепродуктов, охрана окружающей среды

Тема 1.10 Организация заправки спецавтотранспорта, аэродромных машин и механизмов.

Назначение, виды автозаправочных станций (АЗС) стационарного типа, основное оборудование АЗС, требования к территории ее разметки.

План:

1. Назначение, виды автозаправочных станций (АЗС) стационарного типа.

2. Основное оборудование АЗС.

3. Требования к территории АЗС.

 

1. Автозаправочная станция (АЗС) – это комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный пределами площадки предназначенной для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом. На АЗС также организуются продажа масел, консистентных смазок, запасных частей, принадлежностей к автомобилям и другим транспортным средствам, техническое обслуживание, сервисные услуги.

    АЗС классифицируются:

    - по конструктивному исполнению;

    - по функциональному назначению;

    - по количеству различных топлив;

    - по способу размещения резервуаров;

    - по нормативным параметрам типовых проектов;

    - по размещению на местности;

    - по количеству оказываемых услуг.

    По конструктивному исполнению различают стационарные, контейнерные, подвижные и передвижные автозаправочные станции.

Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, резервуары, технологические трубопроводы, ТРК, очистные сооружения и различные системы технологического процесса. Они могут обеспечить заправку до 1500 ТС в сутки и до 170 заправок в час в типовых нагрузках.

Контейнерные АЗС характеризуются размещением основного и вспомогательного оборудования (в том числе резервуаров) в блок-контейнерах заводского изготовления.

Подвижные (передвижные) АЗС являются мобильной технологической системой на автомобильном шасси, прицепа или полуприцепа. Они выполнены как единое заводское изделие и предназначены для розничной торговли топливом.

Технические характеристики типовых стационарных АЗС

Показатели

Кол-во заправок в сутки

250-500 500-1000

1. Типовые АЗС

(без пунктов технического обслуживания автомобилей)

1.1. Площадь земельного участка, га 0,35-0,4 0,4-0,5
1.2. Количество заправочных постов, шт.    
топливо 5-6 8-10
масло 4 4
1.3. Количество резервуаров, шт.:    
для топлива (по 25 м3) 5-6 8-10
для масла (5 м3) 4 4
для отработанных масел - -
1.4. Номера типовых проектов ТП 503-204 ТП 503-202
  ТП 503-205 ТП 503-203

2. Типовые АЗС

(с пунктом технического обслуживания автомобилей)

2.1. Площадь земельного участка, га 0,4-0,45 0,47-0,55
2.2. количество заправочных постов, шт.    
топливо 3-8 10-12
масло 4 4
2.3. Количество резервуаров:    
для топлива (по 25 м3) 3-8 10-12
для масла (5 м3) 4 4
для отработанных масел (5 м3) 1 1
2.4. Потребление эл. мощностей, кВТ    
освещение 2-7,4 6,6-7,4
силовая 3,9-19 20-21
отопление 7,3-25 25
нагрев воды 12 12
2.5. Номера типовых проектов ТП-3793 ТП-3794 ТП-3795 ТП-3796

 

По функциональному назначению АЗС бывают:

· общего пользования,

·  ведомственные.

На АЗС общего пользования осуществляется заправка любых автомобилей, независимо от их вида собственности и ведомственной принадлежности. Отпуск нефтепродуктов на них производится либо за деньги, либо по картотекам. Такие АЗС располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей. Ведомственные АЗС (автозаправочные пункты) обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. Их конструкция зачастую отличается от конструкции станций общего пользования при абсолютно одинаковых общих требованиях к ним.

По количеству реализуемых топлив АЗС различают:

· традиционные,

· многотопливные.

Многотопливные обеспечивают заправку транспортных средств двумя или тремя видами топлива, в том числе жидким моторным топливом (бензин и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом (сжиженный пропан-бутан) и сжатым природным газом. Традиционные АЗС предназначены для заправки ТС только жидким моторным топливом.

По способу размещения резервуаров АЗС бывают:

· с подземным расположением;

· с наземным расположением;

· с расположением на транспортном средстве.

    Подземное расположение резервуаров характерно, для стационарных АЗС, наземные – для контейнерных и некоторых стационарных АЗС (например, в случае высокого уровня групповых вод) на транспортном средстве – для передвижных АЗС.

По нормативным параметрам типовых проектов АЗС делится на 4 типа.

Нормативные параметры типовых проектов АЗС.

Типы АЗС Мощность АЗС, машин/ч Кол-во резервуаров РГС-25 шт Время заправки транспортного средства, мин Число топливозаправочных колонок, шт Средняя разовая заправка, л Площадь АЗС, га
I 240 12 2,5 12 50 0,40
II 160 8 2,5 8 50 0,35
III 80 4 1,75 4 50 0,20
IV 120 6 2,5 6 50 0,30

 

По размещению на местности АЗС бывают:

· дорожные,

· городские,

· сельские,

·  речные.

  Дорожные АЗС располагаются в близи автомобильных дорог. Их мощность зависит от количества заправок в сутки. Городские размещаются на территории городов вне жилой застройки их мощность до 1000 заправок в сутки. Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий, организаций и населения всеми видами ГСМ АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов – катеров, моторных лодок и др.

По количеству оказываемых услуг АЗС подразделяются на:

· собственно автозаправочные станции, осуществляющие только заправку автотранспорта топливом и маслами,

· автозаправочные комплексы (АЗК), на которых помимо заправки автотранспорта топливом и маслами осуществляется его техническое обслуживание, мойка, расположены магазины по продаже запчастей, расфасованных нефтепродуктов, а также расположены кафе, кемпинги, др. объекты для оказания услуг автовладельцам и пассажирам.

2.  

Тема 1.10 Организация заправки спецавтотранспорта, аэродромных машин и механизмов.

Охрана труда и пожарная безопасность при работе на АЗС, сокращение потерь нефтепродуктов, охрана окружающей среды.

План:

1. Техника безопасности при работе на АЗС.

2. Меры пожарной безопасности при работе на АЗС.

3.

1. Безопасность условий труда возможна только при знании и соблюдении всех правил технической эксплуатации сооружений и оборудования, а также при строгом соблюдении требований технике безопасности, противопожарных норм и внутреннего распорядка на АЗС.

Каждый работник, вновь поступивший или переведенный с другой АЗС, в обязательном порядке проходит производственное обучение по специальной программе и инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям. Инструктаж проводит ответственное за АЗС лицо (вводный инструктаж). Периодический инструктаж проводится через каждый полгода. Проведение инструктажей фиксируется в журналах.

При поступлении на работу все работники АЗС проходят медицинские осмотры, в процессе работы – периодические осмотры. Персонал, работающий с? бензинами проходят осмотр не реже 1 раза 6 месяцев.

Работники АЗС относятся к категории работников связанных с применением ГСМ, на которых могут воздействовать более 20 опасных и вредных производственных факторов. Одним из самых опасных являются:

    - попадание ГСМ и? на открытые участки тела;

    - попадание ГСМ внутрь организма человека.

Нефтепродукты и их пары оказывают вредное влияние на организм, вызывая его отравление. Допустимое содержание паров бензина в помещении АЗС и колодцах резервуаров не более 5 мг на 1 м3 воздуха. При содержании паров более 40 г на 1 м3 воздуха, отравление происходит почти мгновенно и в течении нескольких минут может наступить смерть.

Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с этилированными бензинами.

В случае отравления парами бензина пострадавшему необходимо оказать помощь немедленно: вынести его на свежий воздух и дать понюхать нашатырный спирт, а при тяжком поражении сделать искусственное дыхание и, когда пострадавший придет в сознание, напоить крепким чаем, кофе и направить к врачу. При поражении слизистых оболочек глаз, их промывают 2% раствором соды или чистой водой. В помещении АЗС должна находиться аптечка, укомплектованная медикаментами.

 Опасность отравления на АЗС маслами возникают при их разогреве и наличии в подвальном помещении, где устанавливают резервуары с маслом «масляного тумана», содержащего частицы, размером от 1 до 100?, особенно опасно отравление при наличии в маслах сернистых соединений. При работе в таких помещениях необходимо пользоваться противогазами.

Места загрязненные этилированным бензином, дегазируются 1,5% бензиновым раствором дихлоралина, 3% раствором хлоралина или хлорной известью в виде кашицы (одна часть хлорной извести на 2-5 частей?). Металлические предметы дегазируются керосином.

Все электроустановки должны быть надежно заземлены. При их ремонте на включающих устройствах вывешивается табличка с надписью: «Работают люди».

При эксплуатации П АЗС соблюдают требования, обеспечивающие безопасную работу как при движении автомобиля и прицепа, так и при получении нефтепродуктов на нефтебазе и во время отпуска? на стоянке. К основным относятся:

- эксплуатация технически исправных оборудованных комплектом средств пожаротушения агрегатов;

- исправное состояние заземляющих устройств,? постоянного заземления (сопротивление 4-10 ом);

- подключение электропитания к внешней сети с помощью рубильника, находящегося в заземлено металлическом ящике, на высоте не менее 2,5 м.

- заправляющий автомобиль должен находиться от П АЗС на расстоянии не мене 1,5м.

- скорость наполнения цистерны на нефтебазе не должна превышать 400-500л/мин, наполнение свободнопадающей струей не допускается;

- на площадке установки П АЗС запрещается применение открытого огня, курение, ремонт автомобилей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: