План разбора глагола
I. | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II. | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение (первого, второго, или разноспрягаемый глагол). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III. | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). н |
Например:
Тает мокрый снег.
I. Тает – глагол.
Снег (что делает?) тает.
Н. ф. – таять.
II. Пост. признаки – несов. вид, неперех., I спр.;
непост. — в изъявит. накл., в ед. ч., в наст. вр., в 3-м лице.
III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).
Задание: письменно сделайте морфологический разбор глаголов.
|
|
Перепиши этот текст.
Я хотел бы стать космонавтом.
IV. Контроль освоения знаний.
Домашнее задание.
Задание:письменно ответьте на вопросы:
1. Глагол – это самостоятельная часть речи?
2. Глагол отвечает на вопрос: какой? чей?
3. Глагол обозначает действие предмета?
4. Глагол изменяется по временам?
5. Глагол изменяется по падежам?
6. Не с глаголом всегда пишутся отдельно?
7. Глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?
8. Глагол в предложении является сказуемым?
13.05.2020 СОГЛАСОВАНО
Гр. № 7-19 Зам. директора по УВР
________ В.Д. Татаринова
РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок № 73
Тема: Употребление форм глагола в речи.
Цель: совершенствовать знания и умения обучающихся по освоению грамматических и речевых норм в употреблении глагола; совершенствовать умения редактировать текст; развивать информационные умения: работа со словарями, компьютером, способствовать развитию творческих способностей; обогатить словарный запас обучающихся.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя.
Сегодняшний урок посвящен употреблению форм глагола в речи.
III. Основная часть.
Задание: прочитайте правила, обратив внимание на примеры и исключения.
При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.
|
|
1. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе:
утр о ить – утр а ивать, подт о чить – подт а чивать, од о лжить – од а лживать.
- В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар:
обесп о коить – обеспок о ивать, озаб о тить – озаб о чивать, опоз о рить – опоз о ривать, отср о чить – отср о чивать, подыт о жить – подыт о живать, приур о чить – приур о чивать, уполном о чить – уполном о чивать, уск о рить – уск о ривать.
- При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредоточивать.
Обратите внимание на соотношение видовых форм глаголов класть – положить (недопустимо: ложить, покласть!).
2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч:
течь – те к у – те ч ёт – те к ут, лечь – ля г у – ля ж ет – ля г ут, беречь – бере г у – бере ж ёт – бере г ут.
Исключение составляет глагол ткать (т к у – т к ёт – т к ут).
- Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него:
ж г у, ж ж ёшь, ж ж ёт, ж ж ём, ж ж ёте, ж г ут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).
- При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
ло в ить – ло в лю – ло в ишь, бле ст еть – бле щ у – бле ст ишь, кру т ить – кру ч у – кру т ит, ве с ить – ве ш у – ве с ишь, ви д еть – ви ж у – ви д ишь, во з ить – во ж у – во з ишь.
- Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
- То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут.
В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
- Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хо ч у – хо ч ешь – хо ч ет – хо т им, хо т ите – хо т ят.
Недопустимо употребление форм хо ч ут, захо ч ут, хо т ишь, хо т ит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!
Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.
Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.
Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).
|
|
Обратите внимание
Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.
1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:
затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.
2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы:
кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.
3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.
3. При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-:
возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
- Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
- Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:
глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.
- У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).
Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на -чь наблюдается чередование согласных ч–г/к:
|
|
же ч ь – жё г, ле ч ь – лё г, обле ч ь – облё к, пе ч ь – пё к, сбере ч ь – сберё г, сле ч ь – слё г, те ч ь – тё к, убере ч ь – уберё г, увле ч ь – увлё к.
4. При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
- Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься.
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:
лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.
- Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём. В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.
Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте. Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите.
- Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.
весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
Задание: В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь.
1. Надоел ты мне как банный лист.
2. Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок.
3. Ты пристал хуже горькой редьки.
4.Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в колледж – учись.
IV. Контроль освоения знаний.
Домашнее задание.
Задание:выполните задания теста.
Тест
1. Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица ед. числа:
А Полощет Б Дружит В Бегут Г Дышит
2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву:
А Не кладите локти на стол во время еды.
Б При выполнении упражнения лягте на коврик.
В Вдалеке засветилась яркая звездочка, но вскоре она погасла.
Д Они хочут встретиться.
3. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм:
А Одеть пальто
Б Задеть соседа
В Оплатить проезд
В Владеть собой
4. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм:
А Сложите два числа
Б Разложите на множители
В Ложите книги на стол
Д Положите руки на парту
5. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.
А Не бежите по лестнице
Б Не дрожите понапрасну
В Не лежите на траве
Д Не служите двум господам