Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени

План разбора глагола

I.

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II.

Начальная форма (инфинитив).            Морфологические признаки:

A

 Постоянные морфологические признаки:

1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение (первого, второго, или разноспрягаемый глагол).
Б

Непостоянные морфологические признаки:

1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III.

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

н

Например:

Тает мокрый снег.

I. Тает – глагол.

Снег (что делает?) тает.

Н. ф. – таять.

II. Пост. признаки – несов. вид, неперех., I спр.;

непост. — в изъявит. накл., в ед. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).

Задание: письменно сделайте морфологический разбор глаголов.

 

Перепиши этот текст.

Я хотел бы стать космонавтом.

 

IV. Контроль освоения знаний.

Домашнее задание.

 

Задание:письменно ответьте на вопросы:

1. Глагол – это самостоятельная часть речи?

2. Глагол отвечает на вопрос: какой? чей?

3. Глагол обозначает действие предмета?

4. Глагол изменяется по временам?

5. Глагол изменяется по падежам?

6. Не с глаголом всегда пишутся отдельно?

7. Глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?

8. Глагол в предложении является сказуемым?

 

 

13.05.2020                                                              СОГЛАСОВАНО

Гр. № 7-19                                                              Зам. директора по УВР

                                                                        ________ В.Д. Татаринова

                                            РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок № 73

Тема: Употребление форм глагола в речи.

Цель: совершенствовать знания и умения обучающихся по освоению грамматических и речевых норм в употреблении глагола; совершенствовать умения редактировать текст; развивать информационные умения: работа со словарями, компьютером, способствовать развитию творческих способностей; обогатить словарный запас обучающихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя.

Сегодняшний урок посвящен употреблению форм глагола в речи.

III. Основная часть.

Задание: прочитайте правила, обратив внимание на примеры и исключения.

При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.

1. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе:

утр о ить – утр а ивать, подт о чить – подт а чивать, од о лжить – од а лживать.

  • В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар:

обесп о коить – обеспок о ивать, озаб о тить – озаб о чивать, опоз о рить – опоз о ривать, отср о чить – отср о чивать, подыт о жить – подыт о живать, приур о чить – приур о чивать, уполном о чить – уполном о чивать, уск о рить – уск о ривать.

  • При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредото­чивать.

Обратите внимание на соотношение видовых форм глаголов класть – положить (недопустимо: ложить, покласть!).

2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч:

течь – те к у – те ч ёт – те к ут, лечь – ля г у – ля ж ет – ля г ут, беречь – бере г у – бере ж ёт – бере г ут.

Исключение составляет глагол ткать (т к у – т к ёт – т к ут).

  • Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него:

ж г у, ж ж ёшь, ж ж ёт, ж ж ём, ж ж ёте, ж г ут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).

  • При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:

ло в ить – ло в лю – ло в ишь, бле ст еть – бле щ у – бле ст ишь, кру т ить – кру ч у – кру т ит, ве с ить – ве ш у – ве с ишь, ви д еть – ви ж у – ви д ишь, во з ить – во ж у – во з ишь.

  • Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
  • То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут.

В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!

  • Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хо ч у – хо ч ешь – хо ч ет – хо т им, хо т ите – хо т ят.

Недопустимо употребление форм хо ч ут, захо ч ут, хо т ишь, хо т ит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!

Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать – внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы противопоставлены в каком-либо отношении.

Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут, сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.

Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на -еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1-го лица от переходного глагола с суффиксом -и(ть) обессилить и выражает направленность действия на объект (я обессилю противника).

Обратите внимание

Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.

1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы:

кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.

3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.

3. При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-:

возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.

  • Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
  • Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:

глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул, пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.

  • У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).

Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на -чь наблюдается чередование согласных ч–г/к:

же ч ь – жё г, ле ч ь – лё г, обле ч ь – облё к, пе ч ь – пё к, сбере ч ь – сберё г, сле ч ь – слё г, те ч ь – тё к, убере ч ь – уберё г, увле ч ь – увлё к.

4. При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:

бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.

  • Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс . В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:

атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься.

Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:

лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте; расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь, прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.

  • Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом и без него):

выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.

Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём. В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.

Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехатьпоезжай, поезжайте. Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите.

  • Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.

весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Задание: В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь.

1. Надоел ты мне как банный лист.

2. Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок.

3. Ты пристал хуже горькой редьки.

4.Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в колледж – учись.

IV. Контроль освоения знаний.

Домашнее задание.

 

Задание:выполните задания теста.

Тест

1. Укажите ошибку в образовании формы глагола 3 лица ед. числа:

А Полощет    Б Дружит       В Бегут Г Дышит

2. В каком предложении допущена ошибка в употреблении глагола? Укажите букву:

А Не кладите локти на стол во время еды.

Б При выполнении упражнения лягте на коврик.

В Вдалеке засветилась яркая звездочка, но вскоре она погасла.

Д Они хочут встретиться.

3. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм:

А Одеть пальто

Б Задеть соседа

В Оплатить проезд

В Владеть собой

4. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм:

А Сложите два числа

Б Разложите на множители

В Ложите книги на стол

Д Положите руки на парту

5. Найдите ошибку в употреблении глагольных форм.

А Не бежите по лестнице

Б Не дрожите понапрасну

В Не лежите на траве

Д Не служите двум господам

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: