К 150-летию со дня рождения Ленина

Апрельские тезисы группы «Против Течения»

 

«Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».

Гегель

 

«Вы никогда не решите проблему, если будете думать так же, как те, кто ее создал».

Эйнштейн

 

Нельзя говорить о Ленине и не говорить о русской и мировой революции.

Какое главное препятствие стояло на пути развития капитализма в России в конце ХIХ – начале ХХ веков?

– Самодержавие, помещичье землевладение, засилье чиновничества, сословность, клерикализм, национальный гнет.

 

Какое главное препятствие стояло на пути развития мировой капиталистической системы в конце ХIХ – начале ХХ века?

– Мировая колониальная система, империализм.

 

Проблема Ленина – это проблема надвигающейся российской и мировой революции начала ХХ века.

Можно ли было устранить самодержавие, помещичье землевладение, сословность, национальный гнет путем реформ?

Нет, не возможно. Ни отмена крепостного права в 1861 г., ни либеральные реформы 60-х – 70-х годов  ХIХ века, ни столыпинские реформы начала ХХ века не смогли предотвратить российскую революцию 1917 года.

 

Можно ли было устранить мировую колониальную систему, империализм реформистским путем?

Нет, не возможно. Мировая война 1914-1920 (шире 1914-1945) годов за передел уже поделенного мира это наглядно показала и доказала. Ни одна из империй не желала добровольно отказаться от своих колониальных владений.

 

Могла ли революция 1917 – 1920 годов в России, а затем и в Европе покончить не только с самодержавием, не только с колониальной системой, не только с империализмом, но и с капитализмом вообще?

Нет, не могла. Преобладание в мире аграрного населения над городским и индустриальным вплоть до последней четверти ХХ века, бурное капиталистическое развитие после 1945 г., крах Советского Союза, буржуазный подъем юго-восточной Азии, в особенности Китая, в конце ХХ – начале ХХI веков, показывает, что нет.

 

Все, что могла сделать революция 1917 – 1920 гг. в России, а затем и в Европе, так это покончить с капитализмом, обремененным самодержавием, империализмом и колониальной системой, превратить нереформируемый капитализм (как полагал Ленин) в капитализм уже без мировых войн и революций, эволюционирующий в направлении социализма, как полагали Бернштейн, Каутский, Плеханов, Мартов и др.

 

Означает ли это, что в историческом споре между реформистами (Бернштейн, Каутский, Плеханов, Мартов…) и революционерами (Ленин, Троцкий, Люксембург, Либкнехт…), правы оказались реформисты, а не революционеры?

Нет, не означает. Как уже было сказано, реформами нельзя было устранить ни самодержавие, ни колониальную систему, ни империализм, а, значит, революция была неизбежна.

 

Ошибка революционеров заключалась в другом, – в том, что, как они считали, начавшаяся революция способна покончить не только с самодержавием, не только с колониальной системой, не только с империализмом, но и с капитализмом как таковым.

 

Если реформисты не понимали, что путь к вожделенному, реформируемому в направлении социализма, капитализму лежит через радикальную пролетарскую революцию, то революционеры, в свою очередь, заблуждались на тот счет, что в результате начавшейся пролетарской революции возникнет общество, не имеющее ничего общего (ни в политическом, ни в экономическом, ни в культурном плане) с капитализмом вообще. И это в то время, когда все, на что была способна в то время пролетарская революция, так это создать «чистый», свободный от самодержавия, колониальной системы и империализма капитализм, капитализм способный через ряд переходных этапов эволюционировать путем реформ в направлении социализма. Собственно, социализм и есть такого рода капитализм, его высшая и последняя, переходная к коммунизму стадия.

 

(Примечательно, что в результате революции и победы в гражданской войне, Ленин, Троцкий, большевики вынуждены были восстановить в своих правах товарно-денежные отношения и капитализм, перейти к НЭП, посредством которой, по замыслу Ленина, страна должна была путем реформ постепенно, мирно эволюционировать к социализму).

 

Чем обернулись просчеты и реформистов и революционеров начала ХХ века, известно: торжеством фашизма в Италии, Германии, Испании… и строительством госкапитализма сталинского образца в России, второй мировой войной, крахом СССР, возникновением, хотя и обновленной, но, как и прежде, неспособной к сознательным реформам в направлении социализма мировой капиталистической системы.

 

Ленин, Троцкий были величайшими пролетарскими теоретиками марксистами и революционерами. Бернштейн, Каутский, Плеханов, Мартов… были великими мыслителями-марксистами. Великими и трагическими были также совершенные и теми и другими ошибки. Нам легко сегодня, с высоты накопленного исторического опыта, подводить итоги ушедшей революционной эпохи, имея перед своими глазами, как ее грандиозное начало, так и ее бесславный конец.

 

Гораздо труднее понять основную проблему современности, найти и организовать силы, кровно заинтересованные в ее решении, не дожидаясь пока очередная мировая война за гегемонию в мировой капиталистической системе отправит человечество на бойню, или, что еще более вероятно, экологическая катастрофа невиданных ранее масштабов (как итог стихийного развития всей нашей человеческой цивилизации, начиная с неолитической революции и заканчивая четвертой промышленной революцией), не ввергнет человечество в варварскую борьбу всех против всех за остатки стремительно исчезающей еще пригодной к жизни природной среды.

 

«Культура, — если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, — оставляет после себя пустыню» (К. Маркс).

 

«На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» (Ф. Энгельс).

 

Как бы то ни было, чтобы решить жгучие проблемы современности, мыслящим представителям  борющегося человечества все равно придется учиться у классиков, в том числе и у Ленина, и у Каутского, во-первых, мыслить, как и они, –всемирно-исторически, во-вторых, для того, чтобы не повторить допущенных ими ошибок.

 

22 апреля 2020 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: