В единой системе
Партнёры ОАО «РЖД» мечтают о едином информационном пространстве
Партнёры и клиенты РЖД внедряют собственные цифровые решения. Насколько уровень цифровизации их бизнес-процессов позволяет в полной мере использовать цифровые сервисы ОАО «РЖД», чего они сами ждут от «Российских железных дорог», разбирался «Вестник цифровой трансформации РЖД».
Перспективные отношения
Электронные сервисы ОАО «РЖД» в 2019 году продемонстрировали впечатляющий рост. По итогам года через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) было совершено более 250 тыс. вагоноотправок, перевезено более 16 млн тонн грузов, в том числе 4 млн тонн – на экспорт. Общий объём оказанных услуг вырос на 70% и превысил 19 млрд руб., количество пользователей, зарегистрировавшихся на площадке, за год выросло в 2,5 раза, до 4,6 тыс., сообщила в начале февраля пресс-служба компании. Сегодня к сервису подключено более 70 компаний – поставщиков услуг, среди которых 55 операторов подвижного состава, 3 терминально-складских оператора, 3 перевозчика и 6 стивидоров.
«Наиболее востребованными стали услуги перевозки и перевозки с предоставлением вагона. Их заказ и мониторинг исполнения осуществляются в режиме онлайн», – сообщает пресс-служба компании. Также в прошлом году на площадке появилась возможность торговли лотами подвижного состава, управления парком порожних вагонов, можно заказать услуги охраны и сопровождения грузов. Для отправки грузов на экспорт через порты обеспечено подключение к ЭТП ГП смежных портовых инфраструктур.
Востребованы электронные услуги и в сфере пассажирских перевозок. Суммарно доля онлайн-продаж в сегменте дальних пассажирских перевозок составила 62,8% от общего количества реализованных билетов.
Не отстают, как выясняется, и компании-партнёры ОАО «РЖД». «Мы реализуем программу по формированию цифровой платформы, цель которой – сделать работу с нами простой и удобной для клиентов», – рассказали «Вестнику» в Первой грузовой компании (ПГК). В прошлом году ПГК внедрила ERP-систему SAP, которая позволила повысить эффективность управления парком и качество клиентского сервиса.
Ещё одна сервисная система – «ПГК Онлайн» – объединяет несколько проектов. Например, «Личный кабинет клиента» позволяет в автоматическом режиме получить информацию по подходу вагонов, погрузке и выгрузке. Если этого оказывается недостаточно, есть чат с операторами. По словам представителя ПГК, к «Личному кабинету» подключились уже более 700 компаний. В планах – внедрение опций по оформлению заявок онлайн, расчёту ставок и обмену информацией через API (программный интерфейс, который позволит производить обмен данными между автоматическими системами управления ПГК и компаний-партнёров без участия человека).
Другой интересный продукт – приложение «Мобильный репортёр» с возможностью снимать повреждения на вагонах. Фотографии сразу попадают к менеджерам ПГК, и те оперативно решают проблему. Сейчас сервис ориентирован только на крытые вагоны, в дальнейшем планируется дополнить его и другими типами подвижного состава.
«Осознание необходимости цифровизации ключевых производственных и бизнес-процессов сформировалось ещё на этапе разработки стратегии развития «ФосАгро» до 2020 года», – рассказали «Вестнику» в этой компании. Сегодня цифровизация уже полностью или частично охватила все звенья цепи: добычу и переработку сырья, производство удобрений, продажи, транспортную логистику. Роботизация – по сути, искусственный интеллект – позволила снять с сотрудников десятки рутинных, механических операций. Искусственный интеллект помогает в закупках, в кадровом обслуживании, в контроле расходов.
«Главная цель цифровой трансформации транспортной логистики – снижение удельных затрат на перевозки путём внедрения единого инструмента управления, – говорит директор по логистике ОАО «ФосАгро» Андрей Шепель. – Программа рассчитана на пять лет, и мы ставим себе высокую планку – стать передовыми в отрасли в области управления железнодорожными перевозками».
Это нелёгкая задача, особенно с учётом довольно обширной географии грузовых перевозок и количества вагонов в управлении, признаёт Шепель. Большая часть грузов «ФосАгро» перевозится навалом по железной дороге как в специализированных вагонах (хопперы-минераловозы), так и в классическом подвижном составе (полувагоны и крытые вагоны). Всего вагонный парк компании составляет около 9 тыс. единиц. Сейчас компания работает над расширением производства, в связи с чем ожидается дальнейшее увеличение перевозок, которое в ближайшей перспективе превысит 30 млн тонн в год.
Управлять всё более сложной и объёмной системой компания планирует с помощью «Цифрового двойника транспортной логистики». Отметим, что создание «цифровых двойников» становится трендом среди российских, да и не только российских компаний. Суть программы – в создании идеальной математической модели, которая в режиме реального времени имитирует процессы, происходящие на настоящем объекте. Это позволяет наилучшим образом организовать работу всех систем, оперативно отслеживать отклонения от оптимальных параметров и реагировать на них.
Едины в многообразии
Собеседники «Вестника» высоко оценивают уровень цифровизации ОАО «РЖД» и её результаты. «ОАО «РЖД» сейчас стало гораздо более клиентоориентированным и, безусловно, задаёт тон процессам информатизации отрасли, – говорит Андрей Шепель из «ФосАгро». – Между информационной системой РЖД и нашими корпоративными системами по управлению железнодорожными перевозками уже давно налажен надёжный обмен данными по дислокации транспортных вагонов. О том, насколько велика наша потребность в подобном сотрудничестве, свидетельствуют такие цифры: в ежедневном нашем слежении находятся порядка 20 000 вагонов с отправленными и получаемыми грузами».
Среди последних интересных проектов ОАО «РЖД» можно выделить блокчейн-проект по ведению жизненного цикла колёсной пары, отмечает представитель Первой грузовой компании. Нововведение обеспечит прозрачность сделок по покупке и продаже деталей, поможет ведению переговоров по их обмену между собственниками подвижного состава и позволит сократить время нахождения вагона в нерабочем парке. Другой полезный проект – доступ пользователей системы ЭТРАН РЖД к большим данным (Big Data) в части произвольных отчётов. Получение такого рода аналитических сведений способствует повышению качества прогнозов выбранных показателей.
Вместе с тем ОАО «РЖД» ещё есть куда расти в плане цифровизации, отмечают собеседники «Вестника». «Многообещающий курс – прогнозирование прибытия вагонов на станции их назначения. Реализация этого проекта поможет повысить эффективность работы станций примыкания, железнодорожных путей необщего пользования промышленных предприятий и оперативного планирования, а также сократит время грузовых операций», – рассказали нам в Первой грузовой компании. «Рассчитываем, что РЖД и далее будут развивать цифровые сервисы, востребованные в России: визуализацию дислокации, электронные контракты, переход на юридически значимый документооборот при обмене документами между контрагентами, а также другие сервисы», – перечисляет Андрей Шепель из «ФосАгро».
Одним из главных препятствий на пути повышения эффективности грузоперевозок компании-партнёры ОАО «РЖД» видят в отсутствии единого информационного пространства. «Сегодня существует острая потребность в получении данных об организации движения подвижного состава по железным дорогам (план формирования, тарифное руководство и прочая информация)», – говорят в ПГК. «Пожалуй, одной из главных проблем в процессе неизбежной всеобщей цифровизации железнодорожных перевозок является отсутствие единого центра, объединяющего интересы клиентов и железных дорог. Каждый разрабатывает свою информационную систему, решая общие задачи, а с другой стороны – выбирая свой инструмент. РЖД могли бы возглавить процесс, задав тон и определив образец в создании этих систем, которые в своей общей части и основаны на данных, владельцем которых являются РЖД. Такая работа с крупнейшими грузоотправителями и грузополучателями при формировании своих перспективных планов и направлений помогла бы упростить и ускорить эту работу», – вторит Андрей Шепель.
В разговорах с представителями компаний иногда доводилось слышать: «Сейчас не до цифровизации. Нам бы сохранить то, что есть, а не браться за амбициозные проекты». Эту логику считает порочной основатель и руководитель АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. Существующие процессы особенно необходимо оптимизировать в ситуации стагнирующей экономики, отмечает он. Расходы же на развитие имеют иную мотивацию, за которой всегда есть не только краткосрочные экономические соображения. «Цифровая трансформация – это адаптация к новой реальности, когда уже всё информатизировано, – уверен эксперт. – Она неизбежна. Тут вопрос даже не в оправданности, а в эффективности».
Дмитрий Павлович






