Принят Постановлением Народного Совета 24 апреля 2015 года

ЗАКОН

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

(С изменениями, внесенными Законами

 от 08.06.2018 № 230-IНС,

от 05.10.2018 № 253-IНС,

от 13.09.2019 № 60-IIНС,

от 14.11.2019 № 69-IIНС,

от 29.11.2019 № 74-IIНС,

от 24.04.2020 № 131-IIНС)

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 13.09.2019 № 60-IIНС)

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Донецкой Народной Республике (далее – в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Донецкой Народной Республики и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности учреждений здравоохранения, иных организаций, физических лиц-предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

2. Охрана здоровья граждан– это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской и социальной помощи в случае утраты здоровья.

3. (Часть 3 статьи 2 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

4. (Часть 4 статьи 2 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

5. Медицинская деятельность – профессиональная деятельность по организации и (или) оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, деятельностью банков пуповинной крови, иных тканей и клеток человека.

(Часть 5 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

6. Медицинское вмешательство– выполняемое медицинским работником воздействие на физическое или психическое состояние человека и имеющее профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также наблюдение за беременными и родовспоможение, искусственное оплодотворение и прерывание беременности, переливание крови и ее компонентов, трансплантация органов и тканей, имплантация устройств, изделий и материалов, изменение внешности и пола, протезирование.

7. Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

(Часть 7 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

8. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

9. Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти.

10. Медицинская технология– унифицированный набор средств, методов и медицинских вмешательств, обеспечивающий наибольшую безопасность и экономическую эффективность медицинской деятельности. Медицинские технологии являются основой для стандартизации медицинской помощи и нормирования труда медицинских работников.

11. Стандарт медицинской помощи (медицинский стандарт) – совокупность норм, правил и нормативов, а также показатели (индикаторы) качества оказания медицинской помощи соответствующего вида, которые разрабатываются с учетом современного уровня развития медицинской науки и практики.

12. Клинический протокол – унифицированный документ, который определяет требования к диагностическим, лечебным, профилактическим и реабилитационным методам оказания медицинской помощи и их последовательность. Клинический протокол является основой для формирования (составления) медицинских технологий и стандартизации медицинской помощи.

13. Табель материально-технического оснащения – документ, определяющий минимальный перечень оборудования, оснащения и средств, необходимых для обеспечения конкретного типа учреждения здравоохранения, его подразделения, а также для обеспечения деятельности физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере здравоохранения по определенной специальности (специальностям).

(Часть 13 статьи 2 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

14. Лекарственный формуляр – перечень зарегистрированных в республике лекарственных средств, который включает в себя лекарственные препараты с доказанной эффективностью, допустимым уровнем безопасности, использование которых является экономически обоснованным.

15. Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

(Часть 15 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

16. Учреждение здравоохранения – в установленном законом порядке созданное и зарегистрированное юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании выданной лицензии.

17. Медицинский работник – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в учреждении здравоохранения и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо-предприниматель, непосредственно осуществляющее медицинскую деятельность.

(Часть 17 статьи 2 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

18. Лечащий врач – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения.

(Часть 18 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

19. Фармацевтический работник – физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование (провизор, фармацевт), работает на фармацевтическом предприятии или в учреждении, и в трудовые обязанности которого входит розничная и оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, изготовление, отпуск и перевозка.

20. (Часть 20 статьи 2 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

21. (Часть 21 статьи 2 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

22. Интернатура (резидентура) – первичная последипломная специализация выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных организаций по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов на базе лечебно-профилактических учреждений с выдачей диплома о послевузовском профессиональном образовании.

23. (Часть 23 статьи 2 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

24. Клиническая ординатура – часть многоуровневой системы высшего медицинского профессионального образования. Ординатура, наряду с интернатурой, является этапом последипломного образования врачей.

25. Качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

26. Медико-социальная помощь – комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического и юридического характера, осуществляемый посредством скоординированной деятельности медицинских и социальных работников и направленный на социальную адаптацию граждан с врожденными и (или) приобретенными болезнями, физическими и психическими недостатками.

27. Медико-санитарная помощь – комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и санитарно-просветительных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, травм и отравлений, формирование здорового образа жизни.

28. Парамедицинские услуги – это сервисные услуги, не требующие выполнения медицинских вмешательств, обеспечивающие более комфортные условия для пациентов во время обследования и лечения, а также для ухаживающих за ними лиц.

29. Народная медицина (целительство) – это методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

30. Пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

(Часть 30 статьи 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

31. Состояние – изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи.

32. Диагностика – комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических, судебно-медицинских и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля осуществления указанных мероприятий.

(Часть 32 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

33. Заболевание – возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.

(Часть 33 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

34. Здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного качественного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение уровня его здоровья.

(Часть 34 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

35. Лечение – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

(Часть 35 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

36. Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, обнаружение причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

(Часть 36 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

37. Сеть учреждений здравоохранения – совокупность учреждений здравоохранения, обеспечивающих потребности населения в медицинской помощи на соответствующей территории.

(Часть 37 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

38. Тяжесть заболевания или состояния – критерии, определяющие степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением.

(Часть 38 статьи 2 введена Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

 

Статья 3. Основные принципы охраны здоровья граждан

1. Гражданам Донецкой Народной Республики гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, общепризнанными принципами и международными нормами.

2. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) доступность и качество всех видов медицинской помощи;

3) приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;

4) охрана материнства и детства;

5) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

6) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья в пределах своих полномочий;

7) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8) преемственность деятельности учреждений здравоохранения при оказании медицинской помощи;

9) обеспечение непрерывности и преемственности медицинского и фармацевтического образования с использованием современных методов и технологий обучения;

10) государственная поддержка отечественной медицинской науки, внедрения передовых достижений науки, техники и мирового опыта в области здравоохранения, государственная поддержка отечественных разработок и развитие конкурентоспособной медицинской и фармацевтической промышленности;

11) участие общественных объединений и организаций в обеспечении прав граждан на охрану здоровья;

12) социальная ориентированность здравоохранения, направленная на удовлетворение потребностей, нужд граждан и улучшение качества жизни;

13) содействие в формировании здорового образа жизни, в том числе здорового питания;

14) отнесение здоровья граждан, безопасности, эффективности и качества лекарственных средств к факторам обеспечения государственной безопасности;

15) соблюдение врачебной тайны;

16) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Статья 4. Законодательство Донецкой Народной Республики об охране здоровья граждан

1. Законодательство Донецкой Народной Республики об охране здоровья основывается на Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий Закон регулирует отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья граждан.

3. Законы Донецкой Народной Республики, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в сфере охраны здоровья, установленные настоящим Законом.

Статья 5. Задачи законодательства Донецкой Народной Республики об охране здоровья граждан

1. Задачами законодательства Донецкой Народной Республики об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и иными нормативными правовыми актами;

2) правовое регулирование в сфере охраны здоровья граждан, деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья граждан

1. К полномочиям органов государственной власти Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие и изменение Законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;

3) установление и проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, разработка и реализация государственных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому надзору и образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;

4) разработка и утверждение программ гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи населению, государственных целевых программ охраны здоровья и программ обязательного медицинского и социального страхования, а также установления порядка планирования объемов работ и финансовых средств на содержание учреждений здравоохранения для реализации этих программ;

5) определение категорий граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно в полном объеме, в том числе формирование государственного заказа на оказание этой помощи в медицинских учреждениях, в порядке, определяемом правительством Донецкой Народной Республики;

6) формирование государственного заказа на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Донецкой Народной Республики в медицинских учреждениях, в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти;

7) установление порядка предоставления юридическим и физическим лицам платных медицинских услуг, а также порядка организации и оплаты медицинской помощи и медицинских услуг гражданам, застрахованным по программам добровольного медицинского страхования и другим видам страхования, связанным со здоровьем и трудоспособностью;

8) управление государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья граждан;

9) организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами, лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами учреждений здравоохранения республики;

10) организация и обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и системы санитарной охраны территории Донецкой Народной Республики;

11) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

12) установление стандартов медицинской помощи, стандартов оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, стандартов обучения населения мероприятиям по охране здоровья и медицинской подготовки граждан отдельных категорий и профессий, стандартов медицинского и фармацевтического образования и других государственных стандартов в сфере здравоохранения;

13) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

14) организация и осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи, качества лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, качества донорской крови и ее компонентов установленным государственным стандартам в сфере здравоохранения;

15) установление единой государственной системы статистического учета и отчетности в сфере охраны здоровья граждан;

16) разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении и номенклатуры учреждений здравоохранения;

17) координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных субъектов хозяйствования в сфере охраны здоровья граждан;

18) установление порядка организации и производства медицинских экспертиз;

19) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения;

20) определение порядка государственной аккредитации учреждений здравоохранения;

21) координация научных исследований, финансирование государственных программ научных исследований в сфере охраны здоровья граждан;

22) выдача разрешений на применение новых медицинских технологий, включая новые методы профилактики, диагностики и лечения;

23) ведение государственных баз данных и иных информационных ресурсов в сфере охраны здоровья граждан;

24) определение порядка и осуществление контроля проведения аттестации в сфере здравоохранения;

25) осуществление иных полномочий и делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья

1. К полномочиям органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере охраны здоровья относятся:

1) формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения; развитие организаций муниципальной системы здравоохранения; определение характера и объема их деятельности;

2) организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами;

3) разработка и контроль реализации муниципальных программ охраны здоровья и медицинской помощи, организации эффективного взаимодействия между субъектами охраны здоровья, совершенствование системы планирования, финансирования и экономического управления здравоохранением на основе действующего законодательства;

4) формирование муниципальных программ поддержки развития благотворительности, добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг и других форм привлечения дополнительных средств на охрану здоровья, не противоречащих действующему законодательству;

5) организация на своей территории медицинской помощи населению первичного и вторичного уровней, в том числе скорой и неотложной помощи, профилактики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках сформированных и утвержденных муниципальных программ гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и других программ;

6) создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан;

7) своевременное регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

8) санитарно-гигиеническое просвещение населения;

9) формирование и утверждение местных бюджетов здравоохранения и подписание на основе сформированных бюджетов двусторонних договоров на оказание медицинской помощи населению за счет бюджета;

10) утверждение и осуществление мероприятий, направленных на развитие и эффективное функционирование учреждений здравоохранения на их территории;

11) содействие формированию здорового образа жизни и здорового питания;

12) управление муниципальной собственностью, используемой в сфере здравоохранения;

(Пункт 12 части 1 статьи 7 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

13) осуществление в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения.

Глава 3. Система здравоохранения Донецкой Народной Республики. Права и обязанности учреждений здравоохранения

Статья 8. Государственная система здравоохранения Донецкой Народной Республики

К государственной системе здравоохранения относятся: республиканский орган исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере здравоохранения, находящиеся в государственной собственности учреждения здравоохранения и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебной экспертизы медицинского профиля, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

Статья 9. Муниципальная система здравоохранения

1. К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности учреждения здравоохранения и фармацевтические предприятия и учреждения и иные учреждения, которые являются юридическими лицами.

2. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Статья 10. Частная система здравоохранения

1. К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, осуществляющие частную медицинскую и фармацевтическую деятельность.

(Часть 1 статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

2. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, учреждения, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Статья 11. Страховая медицина

Страховая медицина гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопительных средств, а также финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование граждан Донецкой Народной Республики осуществляется в двух видах: в виде обязательного социального и добровольного частного медицинского страхования.

Статья 12. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности

1. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории Донецкой Народной Республики осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Лицензированию подлежат все субъекты, созданные и зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, и осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность на территории Донецкой Народной Республики.

3. Порядок получения лицензии, а также лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Учреждения здравоохранения

1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации учреждений здравоохранения, особенности деятельности и классификация учреждений здравоохранения определяется действующим законодательством.

2. Сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения формируется с учетом потребностей населения в медицинском обслуживании, необходимости обеспечения надлежащего качества медицинской помощи, своевременности, доступности для граждан, эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Оптимизация, создание, реорганизация и перепрофилирование сети государственных и муниципальных учреждений здравоохранения проводится с учетом обеспечения надлежащего качества, своевременности и доступности для граждан медицинской помощи в соответствии с действующими стандартами, а также потребности населения в медицинском обслуживании.

3. Государство способствует развитию учреждений здравоохранения всех форм собственности.

4. Планирование развития сети государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, принятие решения о ее оптимизации, создании, реорганизации, перепрофилировании государственных и муниципальных учреждений здравоохранения осуществляются органами, уполномоченными управлять объектами соответственно государственной и муниципальной собственности, с учетом обеспечения своевременности и доступности для граждан медицинской помощи согласно действующим стандартам и потребности населения в медицинском обслуживании.

5. Учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основании устава (положения), который утверждается собственником или уполномоченным им органом.

6. Руководителем учреждения здравоохранения, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, может быть назначено лицо, соответствующее единым квалификационным требованиям, установленным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.

7. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя учреждения здравоохранения осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

8. Руководители государственных, муниципальных учреждений здравоохранения назначаются на должность путем заключения с ними контракта.

9. Учреждения здравоохранения подлежат государственной аккредитации в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики.

        (Статья 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

Статья 14. Права учреждений здравоохранения

1. Учреждения здравоохранения имеют право:

1) вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;

2) участвовать в оказании гражданам Донецкой Народной Республики медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

3) выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти;

4) осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;

5) создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством Донецкой Народной Республики требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.

Статья 15. Обязанности учреждений здравоохранения

1. Учреждения здравоохранения обязаны:

1) оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;

2) организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи;

3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

5) обеспечивать применение разрешенных к применению в Донецкой Народной Республики лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках учреждений здравоохранения, об уровне их образования и об их квалификации;

8) обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Донецкой Народной Республики;

9) информировать органы внутренних дел в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

10) осуществлять страхование на случаи причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи в соответствии с законом;

11) вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;

12) обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности;

13) проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от получения травм элементами медицинских изделий.

2. Учреждения здравоохранения, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, также обязаны:

1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

3) обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление;

4) проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Глава 4. Права граждан в сфере охраны здоровья

Статья 16. Право граждан Донецкой Народной Республики на охрану здоровья

1. Граждане Донецкой Народной Республики обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению качественной и доступной медицинской и медико-социальной помощи.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностей к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 17. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья

1. Иностранным гражданам, находящимся на территории Донецкой Народной Республики, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Донецкой Народной Республике, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется нормативными правовыми актами.

Статья 18. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье

1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или соответственно гражданам.

Статья 19. Право граждан на медико-социальную помощь

1. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имею право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

2. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

3. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами, зубными протезами. Категории граждан, имеющих это право, определяются законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе повторную, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

5. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

6. Граждане имеют право на пособие по временной нетрудоспособности при карантине, в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их, в случае карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным.

Глава 5. Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни

Статья 20. Поддержание необходимого для здоровья жизненного уровня населения

Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, который необходим для поддержания его здоровья. С этой целью на основе научно-обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиенических требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, социальной помощи и других доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мероприятий по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, бездомных и других лиц, не имеющих определенного места жительства, бесплатно предоставляются медицинская помощь и социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровью.

Статья 21. Охрана окружающей среды

1. Государство обеспечивает охрану окружающей среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека путем охраны живой и неживой природы, защиты людей от негативного экологического воздействия, путем достижения гармоничного взаимодействия личности, общества и природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируется соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 22. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Донецкой Народной Республики

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, иных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Статья 23. Создание благоприятных для здоровья условий труда, учебы, быта и отдыха

1. С целью обеспечения благоприятных условий для здоровья, учебы, быта и отдыха, высокого уровня трудоспособности, профилактики травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, отравлений и предотвращение другого возможного вреда для здоровья, устанавливаются единые санитарно-гигиенические требования к организации производственных и других процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудования, зданий, товаров и других объектов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье.

2. Все государственные стандарты, технические условия и промышленные образцы согласовываются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны обеспечить в их деятельности выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, предусмотренных законодательством о труде.

(Часть 3 статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 05.10.2018 № 253-IНС)

Статья 24. Обязательные медицинские осмотры

1. В целях охраны здоровья населения, своевременного выявления заболеваний организуются профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних, беременных женщин, работников предприятий, учреждений и организаций с вредными и опасными условиями труда, военнослужащих и лиц, профессиональная или другая деятельность которых связана с обслуживанием населения или повышенной опасностью для окружающих.

2. Собственники и руководители предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за своевременность прохождения своими работниками обязательных медицинских осмотров и за вредные последствия для здоровья населения, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр.

3. Перечень категорий населения, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, их периодичность, источники финансирования и порядок этих осмотров определяются нормативными правовыми актами.

Статья 25. Содействие здоровому образу жизни населения

Государство содействует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по вопросам охраны здоровья, организации медицинского, экологического и физического воспитания, осуществления мероприятий, направленных на повышение гигиенической культуры населения, на борьбу с вредными для здоровья человека привычками, установления системы социально-экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни.

Глава 6. Медицинская и медико-социальная помощь

Статья 26. Обеспечение оказания медицинской помощи населению Донецкой Народной Республики

1. Медицинская помощь оказывается профессионально-подготовленными медицинскими работниками в соответствии с медицинскими показаниями в учреждениях здравоохранения, которые обеспечивают оказание медицинской помощи в соответствии с лицензией, полученной в установленном законом порядке, и физическими лицами-предпринимателями, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке и могут находиться с этими учреждениями здравоохранения в гражданско-правовых отношениях.

2. Порядок оказания медицинской помощи врачами и другими медицинскими работниками и порядок направления пациентов в учреждения здравоохранения, которые оказывают медицинскую помощь соответствующего вида и уровня, устанавливается республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

3. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, а также перечень категорий граждан, медицинская помощь которым оказывается бесплатно в полном объеме, устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

5. Органы местного самоуправления имеют право принимать и утверждать территориальные программы гарантированного объема оказания бесплатной медицинской помощи на своих территориях, в которые могут включаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

6. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.

(Статья 27 утратила силу в соответствии с Законом от 05.10.2018     № 253-IНС)

Статья 28. Оказание первой помощи

1. Первая помощь оказывается гражданам Донецкой Народной Республики и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Донецкой Народной Республики, военнослужащими и работниками противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).

2. Программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи, а также перечень мероприятий по оказанию первой помощи разрабатываются республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Статья 29. Виды медицинской помощи

1. Первая доврачебная медицинская помощь – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на устранение или ослабление последствий болезней или несчастного случая, проводимых силами средних медицинских работников (медицинская сестра, акушерка, фельдшер) до прибытия врача или доставки больного (пострадавшего) к врачу.

2. Первая врачебная медицинская помощь – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых врачом любой специальности, направленных на устранение или ослабление последствий заболевания или несчастного случая, предупреждение развития осложнений или уменьшения их тяжести, а также на подготовку больных и пострадавших к дальнейшей эвакуации.

3. Квалифицированная врачебная помощь – комплекс стандартных, лечебно-профилактических мероприятий и вмешательств, проводимых квалифицированными врачами соответствующих заболеванию специальностей и направленных на устранение угрожающих жизни и здоровью последствий заболеваний и несчастных случаев, предупреждение развития осложнений и подготовку нуждающихся к дальнейшей эвакуации.

4. Специализированная врачебная помощь – комплекс специальных лечебно-профилактических мероприятий и высокотехнологичных вмешательств с использованием специального оснащения и выполняемых высококвалифицированными врачами применительно к больным с определенной патологией.

Статья 30. Формы медицинской помощи

1. Экстренная медицинская помощь – медицинская помощь, которая предусматривает осуществление ряда организационных, диагностических и лечебных мероприятий по оказанию своевременной медицинской помощи пациентам и потерпевшим, которые находятся в состояниях, представляющих угрозу жизни пациента.

Правовые, организационные и другие условия оказания экстренной медицинской помощи регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Экстренная медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно учреждениями здравоохранения независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.

Экстренная медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Экстренная медицинская помощь гражданам Донецкой Народной Республики и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

2. Неотложная медицинская помощь – это медицинская помощь при острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, состояний без явных признаков угрозы для жизни пациентов.

3. Плановая медицинская помощь – это помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой для жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровья.

4. Паллиативная медицинская помощь – это медицинская помощь, оказываемая на последних стадиях течения неизлечимых заболеваний, которая включает комплекс мероприятий, направленных на облегчение физических и эмоциональных страданий пациентов, а также оказание психосоциальной и моральной поддержки членам их семей.

Паллиативная медицинская помощь может оказываться на дому, в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такого вида помощи.

Порядок оказания паллиативной помощи и перечень медицинских показаний для ее оказания определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

5. Медицинская реабилитация – вид медицинской помощи, которая оказывается пациентам в амбулаторных или стационарных условиях и включает в себя систему медицинских и других мероприятий, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма с целью создания условий возвращению лица к нормальной жизнедеятельности, на профилактику осложнений и рецидивов заболеваний.

Медицинская реабилитация осуществляется бесплатно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, с которыми главным распорядителем бюджетных средств заключены договора о медицинском обслуживании населения, по направлениям в соответствии с медицинскими показаниями государственного или муниципального учреждения здравоохранения, в котором пациенту оказывалась вторичная (специализированная) или третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь.

Медицинская реабилитация осуществляется по медицинским показаниям в порядке, который определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

6. Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую учреждениями здравоохранения (санаторно-курортными учреждениями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.

Санаторно-курортное лечение направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функции организма, нарушенных вследствие травм, операции и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Статья 31. Уровни оказания медицинской помощи

1. Первичная медицинская помощь.

Первичная медицинская помощь предоставляется в плановом порядке или в экстренных случаях в муниципальных, ведомственных (отраслевых) амбулаторных учреждениях здравоохранения первичного звена (медицинские пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты на промышленных предприятиях, сельские врачебные амбулатории и другие, утвержденные в установленном порядке типы учреждений здравоохранения), а также в частных учреждениях здравоохранения.

Первичная медицинская помощь включает в себя: доврачебную, первую врачебную, квалифицированную врачебную помощь, оказываемую врачами общей практики, участковыми терапевтами, участковыми педиатрами и врачами других специальностей учреждений здравоохранения, а также врачами общей практики и  врачами-специалистами, осуществляющими медицинскую деятельность как физические лица-предприниматели, которые могут состоять в гражданско-правовых отношениях с учреждениями здравоохранения.

(Абзац третий части 1 статьи 31 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

Первичная медицинская помощь оказывается бесплатно в учреждениях здравоохранения, с которыми заключен договор о медицинском обслуживании населения главным распорядителем бюджетных средств.

В труднодоступных населенных пунктах первичная медицинская помощь оказывается врачами семейной практики.

Порядок предоставления первичной медицинской помощи определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

2. Вторичная (специализированная) медицинская помощь.

Вторичная (специализированная) медицинская помощь – медицинская помощь, которая предоставляется в амбулаторных или стационарных условиях врачами соответствующей специализации (кроме врачей общей практики) в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает осуществление консультации, проведение диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней, травм, отравлений, патологических и физиологических (во время беременности и родов) состояний; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для оказания вторичной (специализированной) медицинской помощи по другой специализации или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Оказание вторичной (специализированной) медицинской помощи осуществляют муниципальные учреждения здравоохранения:

1) в стационарных условиях – многопрофильные больницы, специализированные медицинские центры, хосписы;

2) в амбулаторных условиях – консультативно-диагностические подразделения больниц (консультативно-диагностические центры), амбулаторно-поликлинические учреждения (многопрофильные и однопрофильные, городские, районные, межрайонные).

Лечащим врачом по оказанию вторичной (специализированной) медицинской помощи является врач учреждения здравоохранения, где предоставляется такая помощь, или врач, осуществляющий медицинскую деятельность как физическое лицо-предприниматель, который получил подготовку по соответствующей специальности (кроме специальности общая практика – семейная медицина).

(Абзац шестой части 2 статьи 31 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 08.06.2018 № 230-IНС)

Вторичная (специализированная) медицинская помощь предоставляется бесплатно в учреждениях здравоохранения, которые обеспечивают оказание такой помощи и с которыми главный распорядитель бюджетных средств заключил договор на медицинское обслуживание населения, а также за счет накопительных средств обязательного и добровольного медицинского страхования.

Вторичная (специализированная) медицинская помощь предоставляется в соответствии с медицинскими показаниями по направлению лечащего врача по оказанию первичной медицинской помощи или лечащего врача учреждения здравоохранения, которое обеспечивает оказание вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Без направления вторичная (специализированная) медицинская помощь предоставляется пациентам, которые находятся в неотложных состояниях, а также пациентам, которые обратились к акушеру-гинекологу, стоматологу, педиатру и пациентам с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете в этом учреждении здравоохранения.

Порядок направления пациентов в соответствии с медицинскими показаниями в учреждениях здравоохранения, которые обеспечивают оказание вторичной (специализированной) медицинской помощи, а также порядок оказания такой помощи определяются республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

3. Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь – медицинская помощь, которая оказывается в амбулаторных или в стационарных условиях в плановом порядке или в экстренных случаях и предусматривает осуществление консультации, проведение диагностики, лечение болезней, травм, отравлений, патологических состояний, ведение физиологических состояний (во время беременности и родов) с применением высокотехнологического оборудования и (или) высокоспециализированных медицинских процедур высокой сложности; направление пациента в соответствии с медицинскими показаниями для оказания вторичной (специализированной) медицинской помощи или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи по другой специализации.

Оказание третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи осуществляется высокоспециализированными многопрофильными или однопрофильными учреждениями здравоохранения (республиканские специализированные центры, республиканские больницы, консультативно-диагностические центры).

Лечащим врачом по оказанию третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи является врач учреждения здравоохранения, который обеспечивает оказание такой помощи, который получил подготовку по соответствующей специальности.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь предоставляется бесплатно в учреждениях здравоохранения, с которыми главным распорядителем бюджетных средств заключены договора о медицинском обслуживании населения.

Третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь предоставляется в соответствии с медицинскими показаниями по направлениям лечащего врача по оказанию первичной или вторичной (специализированной) медицинской помощи или учреждения здравоохранения, которое обеспечивает оказание первичной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, в том числе и по другой специализации.

Без направления третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями в учреждениях здравоохранения, с которыми главным распорядителем бюджетных средств заключены договора о медицинском обслуживании населения, пациентам с хроническими заболеваниями, которые состоят на диспансерном учете в соответствующем высокоспециализированном многопрофильном или однопрофильном учреждении здравоохранения, пациентам, которые находятся в неотложных состояниях.

Статья 32. Система стандартов в сфере здравоохранения

1. Систему стандартов в сфере здравоохранения составляют государственные социальные нормативы и отраслевые стандарты.

2. Государственные социальные нормативы в сфере здравоохранения устанавливаются соответствующим законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения являются:

1) стандарт медицинской помощи (медицинский стандарт);

2) клинический протокол;

3) табель материально-технического оснащения;

4) лекарственный формуляр;

5) экономические и финансовые нормативы (медико-экономические стандарты).

4. Отраслевые стандарты в сфере здравоохранения разрабатываются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Соблюдение стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), клинических протоколов, табелей материально-технического оснащения является обязательным для всех учреждений здравоохранения, а также для физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере здравоохранения.

Статья 33. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями

1. Гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, перечень которых определяется республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих учреждениях здравоохранения.

2. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, устанавливаются республиканским органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Статья 34. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

1. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется соответствующими нормативными правовыми актами, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этих целей учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения бесплатно.

2. Для отдельных категорий граждан, которые страдают представляющими опасность для окружающих заболеваниями, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Данная категория граждан подлежит обязательной диспансеризации.

4. В случае злостного уклонения от выполнения требований диспансеризации и лечения, граждане, которые страдают представляющими опасность для окружающих заболеваниями, подлежат принудительному лечению в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

Статья 35. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств и проведение биоме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow