Мониторинг социализации личности учащегося

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско юношеского творчества»

Приложение к рабочей программе ДОО «Вега»

Г. Альметьевск

Д ата проведения занятия с 11.05.2020г.

Конспект занятия: №11

Название объединения: «ДОО Вега»

Название темы: Социологический опрос «Дополнительное образование, да или нет?».

Форма обучения: групповая.

Цели: представляет собой общую направленность исследования, ожидаемый конечный результат.

Задачи: Совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу и решению социальной проблемы.

Оборудование и основные источники информации:

Тест – анкета

Тип занятия: Тест.

Ход занятия: Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет форму чат - занятия.

Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Информация по занятию (Конспект занятия, Презентация занятия, Ознакомительное видео) выкладывается в сети Интернет: Социальной сети ВК, и на сайте «Электронное образование Республики Татарстан МБУ ДО «ЦДЮТ».

https://edu.tatar.ru/

https://edu.tatar.ru/almet/page518657.htm/page4151038.htm

https://vk.com/club5357538

https://vk.com/club8364773

Дополнительное образование базируется на принципах личного выбора направления, увеличением уровня социализации, а также определением дальнейшей профессии в жизни каждого. Эта система учитывает ваши способности и развивает ваши индивидуальные качества.

Плюсы дополнительного образования

Безусловным преимуществом дополнительного образование является возможность научиться самостоятельности. В определенный кружок или секцию записывают, исходя из интересов и стремлений. Занятия на различных секциях предполагают иное общение и обучение, нежели в школе. Там нет жестких дисциплинарных требований, царит неформальная обстановка и учащиеся могут спокойно общаться друг с другом, не переставая познавать новые горизонты знаний. Педагоги более лояльно относятся к своим подопечным, нет строгой системы оценок – все направленно на комфортное получение интересной и новой информации.

Еще одним плюсом записаться в кружок или на секцию служит возможность завести новых друзей, улучшить коммуникационные навыки. Как правило, занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах с тематическим оформлением. В перерывах учащиеся могут спокойно отдохнуть, обдумать новый материал и обсудить его с другими.

Дополнительные занятия помогут рационально организовать свободное от школы ваше время, познакомиться с новыми детьми, подружиться с ними и наладить общение. Такие занятия формируют самостоятельность и ответственность, развивают память и мышление. Квалифицированные педагоги смогут развить не только ваши способности, но и выявить скрытые таланты. Это несомненно повысит вашу самооценку и даст толчок для выбора будущей профессии.

Конечно не смотря на множество плюсов дополнительного образования, оно имеет и недостатки.

 

Главным минусом станет значительное уменьшение свободного времени и рост нагрузки на организм. Если вы посещаете после школы еще несколько кружков или секций, то времени будет хватать только на подготовку домашнего задания, а на игры и отдых практически не останется. Выходные дни зачастую тоже расписаны родителями буквально по часам, поэтому порой не хватает времени даже для прогулок. Выходом для этой ситуации станет осмысленный выбор одного кружка или секции, чтобы избежать чрезмерной загруженности.

Еще одной проблемой могут стать вопросы здоровья и общего самочувствия при неправильном выборе вида дополнительного образования. При поступлении в спортивные секции необходимо учитывать физиологические и психологические особенности и способности. Также тщательно следует подойти к вопросу выбора тренера или руководителя, ведь этот человек будет оказывать большое влияние на ваше личностное становление.

Дополнительно образование очень важно. Оно поможет его развитию, самореализации только в том случае, если осмысленно подойти к выбору секции или кружка.

По своей природе человек представляет собой биосоциальное существо, в котором биологическое и социальное начала находятся в неразрывном единстве и оказывают взаимное влияние друг на друга. Социальное является сущностью человека, подчиняя в пределах этого единства биологическую сторону. В то же время, например, основатель гуманистической психологии А. Маслоу пришел к выводу, что человек имеет природную составляющую, которая влияет на целостность личности. Если человек развивает в себе природное начало, наряду с другими компонентами целого, он находится в гармонии с самим собой. В том случае, если он подавляет природную основу, его психика и личность деформируются. Внутри человека возникает конфликт. Внутренняя противоречивость человеческой природы обусловливает возможность его одновременного существования как бы в двух ипостасях. Для первой из них характерен приоритет биологического начала по отношению к социальному. Для другой — приоритет социального начала по отношению к биологическому. Это обстоятельство нашло свое отражение и в терминологии. Для обозначения человека, с точки зрения его биологической сущности, применяется понятие «индивид» (или индивидуум). Содержание этого понятия в этом случае означает «отдельный организм». Поскольку человек представляет собой достаточно противоречивую систему, среди социологов нет единого мнения по поводу-содержания этих понятий. Например, существует такая позиция: статус индивида определен системой права, т. е. эта абстракция означает «стандартную социальную единицу». Понятие «индивидуум» в некоторых случаях толкуется как «индивид, который осознает свой статус и отделяет на этом основании себя от всех остальных». Такая самоидентификация приближает человека к уровню «личности». Чтобы не усложнять понимание проблемы, мы остановимся на двухуровневой системе, в которой «индивид» будет означать отдельный организм.

 

В том же случае, когда мы будем рассматривать человека как социокультурное существо, мы будем пользоваться термином «личность». Рассмотрение человека, при котором он становится сложной системой, обладающей самосознанием и самоорганизацией, выводит нас на уровень личности. Таким образом, для того, чтобы называться индивидом, надо «всего лишь» родиться человеком. А для того, чтобы получить «почетное звание» «личность», каждый человек должен обрести вполне определенные социальные качества. Индивидами рождаются, а личностью становятся (или не становятся). И еще одно обстоятельство следовало бы отметить.

 

Содержание понятия «индивид», отражающее биологическую природу человека, является внеисторическим, оно остается, по существу, одним и тем же для всех эпох и для всех народов. Содержание же понятия «личность» является исторически изменчивым.

 

Социализация — это процесс и результат усвоения человеком социальных ценностей, в том числе и норм поведения, необходимых для его функционирования в данном обществе.

 

Социализация служит своеобразным мостом между двух столь непохожими явлениями — личностью и обществом. Основное содержание социализации человека составляет его приобщение к материальной, интеллектуальной и духовной культуре общества.

 

Есть такие настойчивые люди — их называют социобиологами, которые ищут сходство между людьми и животными. Их усилиями у людей, кажется, уже не осталось ничего такого, чего не было бы у животных. Животные, оказывают-умеют любить, дружить, приходить на помощь, сотрудничать и образовывать сообщества, быть альтруистами и раздаться. Но вот чего не удалось им обнаружить, так это социализации. Передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоение социальных ролей, прав обязанностей у животных отсутствует. Приобщение человека к культуре общества осуществляется, прежде всего и главным образом, в процессе воспитания и образования (в том числе и профессионального). На более высоком уровне социализация может осуществляться за счет самообразования.

 

Индивид, достигший в процессе своей социализации определенного (и достаточно высокого) уровня личной духовной, интеллектуальной и физической культуры, для которого насущной потребностью стало стремление к самосовершенствованию, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, получает право называться личностью. Индивид, не сформировавший в себе этих качеств, также может называться личностью, но только условно, с добавлением при этом в обязательном порядке уточняющего эпитета: односторонне развитая или недостаточно культурная личность. Личность, которая своим творчеством изменяет содержание культуры хотя бы в одной из ее сфер, «получает право» называться великой и даже всемирно известной личностью.

 

Социализация — это непрерывный процесс, который в идеальном случае должен сопровождать человека всю его жизнь. Это такая форма развития, которая не поддается искусственному управлению или манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной. Тем не менее, это еще не социализация.

 

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Это так называемая первичная социализация — от рождения человека и до 16-25 лет его жизни. Именно к этому времени индивид, как правило, достигает такого уровня социальной зрелости, которая обеспечивает ему возможность нормальной самостоятельной жизни в обществе.

 

Критерием завершения первичной социализации индивида в современном обществе может служить начало его трудовой деятельности после успешного окончания им средней школы или после получения профессионального образования (начального, среднего или высшего).

 

Вторичная социализация человека продолжается всю его оставшуюся жизнь и обусловлена высоким динамизмом современного общества и его культуры. В такой ситуации человек, не усваивающий нового в социальной жизни и в профессиональной деятельности, обречен на неизбежную деградацию и тем самым на утрату личного достоинства. Вторичная социализация является особенно актуальной для граждан современной России, социальные изменения в которой происходят едва ли не ежедневно.

 

На этапе первичной социализации индивида большую роль играет его непосредственное окружение и, прежде всего, семья, надлежащий уход, воспитание, начальное обучение полезным навыкам.

 

Важнейшим фактором социализации ребенка является овладение им языком и речью, которые становятся основным средством формирования его культуры, сознания и интеллекта.

 

Знание родного языка делает возможным включение ребенка в большой и уникальный мир человеческой культуры и усвоение им опыта и знаний предшествующих поколений.

 

Главное место в формировании социального облика человека в детском возрасте принадлежит коллективным играм, в которых каждый ребенок последовательно принимает на себя роль, как правило, нескольких лиц — персонажей игры. Это обстоятельство способствует развитию его самосознания и истинно человеческих качеств: сопереживания, сочувствия, цивилизованного соревнования и т.п. Кстати говоря, игровые методы, как свидетельствует педагогическая практика, оказываются эффективными при обучении и учеников средних школ, и студентов средних и высших учебных заведений. По мере взросления ребенка, к его социализации подключаются учебные заведения. Сначала — школа, осуществляющая общеобразовательную подготовку. Затем некоторые, наиболее достойные, люди поступают в техникумы, колледжи, институты, академии, университеты, в которых они получают специализированную подготовку.

 

Процесс социализации немыслим без участия в нем средств массовой информации — газет, радио, телевидения, этого своеобразного «окна» в мир социальных связей и отношений, в мир социальных и политических пристрастий, симпатий, антипатий. Благодаря средствам массовой информации люди приобщаются к потребностям и интересам страны, что способствует глубокому уяснению ими общенациональных проблем. Люди становятся как бы непосредственными участниками событий, происходящих в стране и в мире. Одновременно они сознательно или подсознательно примеряют себя к различным социальным ситуациям, формируя тем самым свою жизненную позицию. В этом и заключается, в частности, социализация индивида и его превращение в личность.

 

Обеспечивая молодых людей определенными знаниями, умениями и навыками, учебные заведения не гарантируют своим выпускникам вечного духовного, интеллектуального и профессионального благополучия. Для того чтобы не отстать от социального прогресса, специалист, окончивший учебное заведение, должен повышать свою квалификацию, овладевать дополнительными личностными свойствами. Более того, в условиях обострения конкурентной борьбы на российском рынке труда, любой специалист должен быть готов к дальнейшему развитию, к переподготовке в своей сфере деятельности, а возможно, и к смене статуса в профессиональном отношении.

 

Вторичной социализации индивида присущи следующие особенности.

 

Прежде всего, она основывается на результатах предшествующего образования, а также накопленного жизненного и профессионального опыта.

 

По глубине воздействия на ценностную ориентацию человека, на его деятельность и поведение вторичная социализация в условиях эволюционного развития общества является, как правило, менее существенной. Однако на этапах радикального изменения социальных, экономических и политических отношений в обществе для многих его граждан вторичная социализация становится основной. Примером тому является Россия, переход которой к рыночным отношениям сопровождается едва ли не полярным изменением системы взглядов россиян на мир и на свое место в этом мире. Социологи констатируют изменение статусных позиций россиян в области нравственных норм и правил.

 

В подобной ситуации многие люди, особенно пожилого возраста, оказываются неспособными адаптироваться к новым условиям жизни. И это не их вина, а их беда.

 

Менее болезненно реагируют на резкие социальные потрясения молодежь и духовно богатые, интеллектуально развитые члены общества. Они довольно быстро приспосабливаются к новой социально-экономической ситуации и чувствуют себя в ней достаточно комфортно. Часть этих людей, ориентированных на материальную сферу деятельности, сегодня с достаточной иронией называют себя «новые русские». Вполне возможно, что из этого слоя россиян возникнет новая элита, от деятельности которой будет зависеть будущее нашей страны.

 

Когда мы говорим о социальном прогрессе, то концентрируем внимание на изменениях, инновациях, создании новых элементов социальных сетей. Однако прогресс общества невозможен без сохранения конструктивных элементов прошлого. В наследство будущему остаются не только памятники архитектуры. Гораздо важнее сохранившиеся нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений. Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль. Санкции могут быть моральными или юридическими. Моральные санкции реализуются непосредственно социальной группой (например, путем бойкота, общественного порицания и т.п.). Юридические санкции реализуются конкретными социальными институтами: институтом дуэли (в среде дворян), институтом суда чести, поощрением наиболее достойных студентов именными стипендиями и другими знаками отличия и социальной помощи. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. В этом отношении они являются важнейшим элементом сетевой организации людей, а также социального контроля. В общественном транспорте можно встретить надпись: «Совесть — лучший контролер». Действительно, человек может сам регулировать свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются насколько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Так проявляется самоконтроль. Сознание — самая доступная и самая эффективная форма социального контроля. Но формируется оно как результат самого дорогого и подчас неэффективного процесса — социализации, в ходе которой индивиду приходится бороться с собственным подсознанием — самой неуправляемой мощной силой, которой обладают люди. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство». Такое поведение называют инфантилизмом.

 

Инфантилизм основан на зависимости, подчиненности ребенка родителям и другим взрослым. Оборотной стороной зависимости становится тотальное уклонение от ответственности. Взрослые люди также страдают инфантилизмом. В том случае, когда они не обладают достаточными ресурсами для воспроизводства своей социальной роли, они начинают реализовывать ее частично. Их личность расщепляется. Ресурс достаточная часть личного пространства становится самостоятельной и выступает основой «эго» человека. Другая часть становится инфантильной за счет вытеснения этой части социального и нормативного содержания в подсознание. Человек становится покорным, но безответственным в этой сфере. Он подчиняется власти и обстоятельствам, но теряет с частью личности человеческое достоинство и перестает быть личностью как таковой.

 

Противоположностью инфантилизма и подданнической организации человека в настоящее время является гражданский стереотип. В его основе находятся ресурсы, имея которые, личность становится самодостаточной. Такой человек имеет осмысленные желания, активен при достижении целей, действует самостоятельно в границах норм. Основными свойствами такой личности становятся стремление к само-актуализации и готовность к ответственности за свою деятельность.

 

В последнее время многие мыслители приходят к выводу, что в информационном обществе становится востребованной духовная личность. Ее содержание отличается тем, что оно выходит за границы не только «эго», но и наличного социального опыта Духовная личность включает в свое пространство на только личные или узкокорпоративное содержание и интересы, но и общекорпоративное содержание. Ответственность подобного человека простирается далеко за границы его «непосредственного» пространства за счет специфического развития личности. В психологическом отношении подобная личность овладевает транс-персональным (межчеловеческим, коллективным, «суперэго») содержанием. В социальном отношении такой человек превращается в носителя экологического мировоззрения. Он «озабочен» коллективными проблемами, вплоть до глобальных, его интересы простираются на всю корпорацию в целом. По всей видимости, духовность необходима современному человеку, социальные роли которого в информационном пространстве приобретают абсолютное значение. Так, сверх хакера может в реальном времени повлиять на все сетевое пространство планеты.

 

Формирование личности в процессе социализации индивида включает в себя два компонента. Содержание одного из них составляют передача и усвоение человеком универсальных (обще социальных) ценностей и норм поведения, без которых его существование в обществе оказывается немыслимым. Содержание другого компонента составляют передача и усвоение

 

индивидом специфических знаний и норм поведения, которые являются объективно необходимыми для конкретного индивида, занимающего конкретное социальное положение, обладающего определенным социальным статусом и исполняющего определенные социальные роли.

Задание 1

Исходя из собственного жизненного опыта, определите, какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению наверх, деловой карьере:

Воля. Честность. Темперамент. Интеллект. Внешний вид. Коммуникабельность. Хитрость. Физическая сила. Целеустремленность. Цинизм. Способность рисковать. Вежливость.

 

Задание 2

Проведите самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания к ним применялись, чему и как учили их родители.

Сравните методы воспитания, которые применялись к вашим родителям, с теми методами, которые применяются к вам.

Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем и чем они объясняются?

 

Задание 3

В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический — через операцию на мозге, а затем социальный, названный очеловечиванием. Мы назвали бы его социализацией.

Вспомните роман и определите, в чем состояла эта социализация, как усваивались культурные нормы поведения, как усваивались социальные нормы?

Почему первая — медицинская — оказалась успешной, а вторая — социальная — полным провалом? А может быть, и не провалом?

Шариков хорошо аргументирует свою речь, знает о правах человека (гомункула), кровнородственных отношениях, паспорте и прописке и о многом другом. О чем именно?

 

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(Разработана И. Рожковым)

 

Цель: выявить уровень социальной адаптированной, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.

   Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:

4 - всегда,

3- почти всегда;

2-иногда;

1- очень редко

0-никогда:

     

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха

4. Я умею прощать

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

     

1.      5   9   13   17  
2.   6   10   14   18  
3.   7   11   15   19  
4.   8   12   16   20  

 

 

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.

Оценка автономности - вторая строчка (аналогично);

Оценка социальной активности – третья (аналогично);

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой (аналогично).

Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализированной ребенка. Если он меньше 2-х, но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптированности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: