Занятие: Речевое развитие «Весёлый алфавит»

Рекомендации по занятиям с детьми в домашних условиях на среду 29.04.2020 г.

Занятие: Речевое развитие «Весёлый алфавит»

1) Игра «Третий лишний»

Взрослый называет слова, а ребенок внимательно слушает и называет слово, которое лишнее (подскажите ребенку, чтобы он дал полный ответ с объяснением):

1. Кофта, платье, туфли

Ребенок: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.

2. Автобус, трамвай, самолёт

Ребенок: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.

3. Синица, воробей, кошка

Ребенок: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.

4. Муравей, бабочка, змея

Ребенок: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.

5. Корова, собака, волк

Ребенок: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.

6. Стол, диван, чашка

Ребенок: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.

 

2) Вопрос: Ты сейчас называл слова, а что ты знаешь о словах? Какие они бывают?

Ответ: Слова бывают длинные и короткие;

Попросите ребенка назвать сначала короткие слова, а потом длинные.

( Дом, кот, сом, дым, стол, пар); (Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход).

 

3) Прочитайте стихотворение:

Спросите, какие слова живут в этом стихотворении? (см. предыдущее занятие, говорим о словах-врагах, т.е. антонимах)

Ребенок должен назвать: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец. – это антонимы. Антонимы - это слова противоположные по значению. Закрепите название этих слов.

4) Пусть ребенок вспомнит, какие слова еще бывают?

 

(Слова-родственники, или друзья).

Какие слова-родственники ты услышал в этом стихотворении?

(зеленеют, зеленые, зелененькие).

Эти слова – родственники потому что у них общая часть зелен.

По-другому слова-родственники называют однокоренные. (Вспоминаем с ребенком значение слова «однокоренные»)

5) А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.

Прочитайте стихотворение, а ребенок пусть найдет омонимы.

 

Омонимы здесь ручка, рученька.

Пусть ребенок объяснит значение слов-омонимов

Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

 

 

6) Ребенок сам придумывает предложение со словом РУЧКА. (желательно во всех значениях: Мама купила ручку; У сумки крепкая ручка; Я взяла брата за ручку; Папа приделал к двери ручку).

7) Предложите ребенку разобрать любое из придуманных предложений. Вспоминаем, как делаем разбор: а) Спросите, сколько слов в предложении б) какое слово первое?, второе? И т.д.

8) Пусть ребенок самостоятельно нарисует на листе схему своего предложения.   Не забываем, что ребенок должен отвечать полным предложением.

(Объяснение ребенка во время составления схемы, как он должен сказать: «В предложении «……» три слова (рисует три вагончика, или черточки). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку».)

Вот примерные схемы, которые должны получиться: или

9) В следующем задании спросите у ребенка сколько слогов в слове дом?  (пусть прохлопает).

Ответ ребенка: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

   Сколько слогов в слове луна? (прохлопываем)

Ответ ребенка: В слове луна 2 слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.

10) Давай вспомним, а какие звуки ты знаешь? Или какие звуки бывают?

Ответ ребенка: Звуки бывают гласные и согласные.

А какие бывают согласные звуки?

Ответ ребенка: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

   Каким цветом обозначают гласные звуки?

Ответ ребенка: Гласные звуки обозначают красным цветом.

   Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

Ответ ребенка: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

   Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

Ответ ребенка: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

  Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Ответ ребенка: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

   А чем звуки отличаются от букв?

Ответ ребенка: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

11) На листе бумаги напишите слова, дайте ребенку красный, зеленый и синий карандаши. Проведем звуковой состав слов. (дети должны знать как) Слова: ДОМ, ЛИСА, КРОТ, ТЕНЬ

 

Ответ ребенка: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим карандашом. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным карандашом. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим карандашом. И Т. Д.

После каждого разбора, спросите, сколько всего звуков в слове?

Сколько гласных, согласных?

Проговорите с детьми какими буквами обозначаются данные звуки в словах. Например: Давайте обозначим звуки буквами.

Ответ ребенка: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

И так с каждым словом.

12) Проведите с детьми пальчиковую гимнастику:

В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

13) В заключении поиграть с ребенком в игру «Эхо». В этой игре ребенку нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

    А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

 На этом наше занятие окончено!)))

 

2. Второе занятие у нас лепка. Лепка на военную тематику. Можно слепить, а можно провести лепкографию (это когда рисуется силуэт изображения, а потом аккуратно пластилином закрашивается этот силуэт. Дети знают, спросите у них как это делать) По теме можно слепить или изобразить военную технику, солдата любого рода войск, но чтоб был сюжет.

 

Буду очень рада видеть ваши работы!!!

 




double arrow
Сейчас читают про: