Рекомендации по занятиям с детьми в домашних условиях на среду 29.04.2020 г.
Занятие: Речевое развитие «Весёлый алфавит»
1) Игра «Третий лишний»
Взрослый называет слова, а ребенок внимательно слушает и называет слово, которое лишнее (подскажите ребенку, чтобы он дал полный ответ с объяснением):
1. Кофта, платье, туфли
Ребенок: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.
2. Автобус, трамвай, самолёт
Ребенок: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.
3. Синица, воробей, кошка
Ребенок: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.
4. Муравей, бабочка, змея
Ребенок: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.
5. Корова, собака, волк
Ребенок: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.
6. Стол, диван, чашка
Ребенок: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.
2) Вопрос: Ты сейчас называл слова, а что ты знаешь о словах? Какие они бывают?
Ответ: Слова бывают длинные и короткие;
Попросите ребенка назвать сначала короткие слова, а потом длинные.
( Дом, кот, сом, дым, стол, пар); (Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход).
3) Прочитайте стихотворение:
Спросите, какие слова живут в этом стихотворении? (см. предыдущее занятие, говорим о словах-врагах, т.е. антонимах)
Ребенок должен назвать: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец. – это антонимы. Антонимы - это слова противоположные по значению. Закрепите название этих слов.
4) Пусть ребенок вспомнит, какие слова еще бывают?
(Слова-родственники, или друзья).
Какие слова-родственники ты услышал в этом стихотворении?
(зеленеют, зеленые, зелененькие).
Эти слова – родственники потому что у них общая часть зелен.
По-другому слова-родственники называют однокоренные. (Вспоминаем с ребенком значение слова «однокоренные»)
5)
А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.
Прочитайте стихотворение, а ребенок пусть найдет омонимы.
Омонимы здесь ручка, рученька.
Пусть ребенок объяснит значение слов-омонимов
Ручка — школьная принадлежность;
Рученька — часть тела человека;
Ручка — часть рюкзака;
6) Ребенок сам придумывает предложение со словом РУЧКА. (желательно во всех значениях: Мама купила ручку; У сумки крепкая ручка; Я взяла брата за ручку; Папа приделал к двери ручку).
7) Предложите ребенку разобрать любое из придуманных предложений. Вспоминаем, как делаем разбор: а) Спросите, сколько слов в предложении б) какое слово первое?, второе? И т.д.
8) Пусть ребенок самостоятельно нарисует на листе схему своего предложения. Не забываем, что ребенок должен отвечать полным предложением.
(Объяснение ребенка во время составления схемы, как он должен сказать: «В предложении «……» три слова (рисует три вагончика, или черточки). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку».)
Вот примерные схемы, которые должны получиться:
или 
9) В следующем задании спросите у ребенка сколько слогов в слове дом? (пусть прохлопает).
Ответ ребенка: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.
Сколько слогов в слове луна? (прохлопываем)
Ответ ребенка: В слове луна 2 слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.
10) Давай вспомним, а какие звуки ты знаешь? Или какие звуки бывают?
Ответ ребенка: Звуки бывают гласные и согласные.
А какие бывают согласные звуки?
Ответ ребенка: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Каким цветом обозначают гласные звуки?
Ответ ребенка: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
Ответ ребенка: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
Ответ ребенка: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Ответ ребенка: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
А чем звуки отличаются от букв?
Ответ ребенка: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
11) На листе бумаги напишите слова, дайте ребенку красный, зеленый и синий карандаши. Проведем звуковой состав слов. (дети должны знать как) Слова: ДОМ, ЛИСА, КРОТ, ТЕНЬ
Ответ ребенка: В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его синим карандашом. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным карандашом. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим карандашом. И Т. Д.
После каждого разбора, спросите, сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных, согласных?
Проговорите с детьми какими буквами обозначаются данные звуки в словах. Например: Давайте обозначим звуки буквами.
Ответ ребенка: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.
И так с каждым словом.
12) Проведите с детьми пальчиковую гимнастику:
В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
13) В заключении поиграть с ребенком в игру «Эхо». В этой игре ребенку нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!
Собирайтесь детвора,
Начинается игра!
Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Лей-лей-лей.
Как поёт в селе петух?
Ух-ух-ух.
Да не филин, а петух!
Ух-ух-ух.
Вы уверены, что так?
Так-так-так.
А на самом деле как?
Как-как-как.
Это ухо или нос?
Нос-нос-нос.
Или, может, сена воз?
Воз-воз-воз.
Вы хорошие всегда?
Да-да-да.
Или только иногда?
Да-да-да.
Не устали отвечать?
Чать-чать-чать.
Разрешаю помолчать.
На этом наше занятие окончено!)))
2. Второе занятие у нас лепка. Лепка на военную тематику. Можно слепить, а можно провести лепкографию (это когда рисуется силуэт изображения, а потом аккуратно пластилином закрашивается этот силуэт. Дети знают, спросите у них как это делать) По теме можно слепить или изобразить военную технику, солдата любого рода войск, но чтоб был сюжет.
Буду очень рада видеть ваши работы!!!






