УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ООП специальности – Лечебное дело
ДИСЦИПЛИНА: Медицинская генетика
1.ТЕМА: « Клиническая тератология»
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Получить знания по вопросам эпидемиологии, этиологии и периконцепционной профилактики врожденных пороков развития у детей. Сформировать комплекс знаний о пренатальной диагностике врожденных аномалий развития.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
3.1. Изучить основные понятия клинической тератологии.
3.2. Сформировать знания о периконцепционной профилактике и пренатальной диагностике врожденных пороков развития.
3.3. Сформировать комплекс знаний, умений и навыков соответственно компетенциям ФГОС ВО по специальности Лечебное дело
шифр | Содержание компетенции | знать | уметь | владеть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК-11 | Способность и готовность к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки | Понятие «врожденная аномалия» или «дефект». Стадии пренатального развития человека и критические периоды. Понятие тератогеного терминационного периода. Принципы и клеточные, тканевые механизмы тератогенеза | Оценивать и интерпретировать результаты пренатального скрининга | Оценить результаты инструментальных методов исследования |
ОПК-1 | Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности | Уровни обследования беременных. Пренатальный скрининг. Показания для инвазивной диагностики | Организовать профилактические и реабилитационные мероприятия. Оценивать и интерпретировать результаты пренатального скрининга. Отбирать беременных женщин для проведения инвазивной диагностики | Принципами и методами пренатальной диагностики |
ОПК-3 | Способность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности | Клинику наиболее известных фетальных синдромов. | Составить план обследования. Оценить результаты инструментальных методов исследования. Получать информацию о ВПР из различных источников регистрации | Методикой осмотра статуса пробанда |
ОПК -6 | Сособность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач | Основные принципы маршрутизации, тактику ведения и лечения детей с врожденными аномалиями развития | Организовать профилактические и реабилитационные мероприятия | Принципами и методами профилактики ВПР |
|
|
|
|
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ 4 часа
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:
5.1. Эпидемиология врожденных пороков развития (ВПР). Определение и международная классификация ВПР. Понятие «врожденная аномалия» или «дефект» (congenital anomaly, birth defect). Стадии пренатального развития человека и соответствующие критические периоды. Понятие о тератогенном терминационном периоде. Принципы и клеточные, тканевые механизмы тератогенеза.
5.2. Этиология ВПР по группам. Факторы, влияющие на тератогенную активность и характерные признаки действия тератогенов.
5.3. Клиника наиболее известных фетальных синдромов: талидомидный, варфариновый, рети-нойдный, вальпроевый, краснушный, цитомегаловирусный, фетальный алкогольный. Типы связи между ВПР (синдром, следствие, ассоциация).
5.4. Мониторинг ВПР в Свердловской области.Международные системы мониторинга ВПР (EUROCAТ, ICBDMS). Периконцепционная профилактика: цель, показания, общая схема мероприятий.
5.5. Определение и цель пренатальной диагностики. Прямые и непрямые методы, основные этапы пренатальной диагностики. Динамическая эхография плода: принципы, показания, сроки проведения, эффективность для диагностики различных заболеваний и ВПР плода, состояния плаценты, плодного мешка. Биохимический скрининг беременных женщин 1 и 2 триместров. Определение уровня альфа-фетопротеина (АФП), хорионического гонадотртопина человека (ХГЧ), неконьюгированного эстриола (НЭ), ингибина – А, ассоциированного с беременностью белка А (РАРР-А): корреляции между показателями и формирование заключения о риске хромосомной патологии или ВПР. Инвазивные методы: условия, показания, сроки проведения, диапазон диагностических возможностей, осложнения. Методы взятия плодного материала: биопсия ворсин хориона, плацентоцентез, амниоцентез, кордоцентез. Преимплантационная диагностика
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
На занятии студенту необходимо выполнить:
6.1.Собрать жалобы, анамнез, провести сбор генеалогической информации и знать ее особенности при врожденных аномалиях развития.
6.2.Составить и проанализировать родословную, оценить результаты клинико-генетического обследования.
6.3.Принять участие в разборе клинического случая.
7. ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
Устный ответ до 2 баллов, решение ситуационных задач до 2 баллов, УИРС до 10 баллов, тестовый контроль до 40 баллов.
8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:
Основная учебно-методическая литература
Электронные учебные издания
1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» сайт ЭБС www.studmedlib.ru. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»;
Электронные базы данных
1. Сайты:
www.consilium-medicum.com
www.pubmed.org
www.rmj.ru
http://pediatr-russia.ru
http://feml.scsml.rssi.ru
www.geneclinics.org.
www.ncbi.nih.gov/omim/(omim)
www.rare-diseases.ru
www.orphanet
www.genereviews
Учебники
1. Клиническая генетика: учебник / Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С. А. Смирнихина; под ред. Н. П. Бочкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 592 с.: ил. Экземпляры: всего: 220
Учебные пособия
1. Основы генетики / Ковтун О.П., Овсова О.В., Невмержицкая, К.С.; Львова, О.А.; Николаева, Е.Б.; Корякина, О.В.; Власова, Е.В. Учебное пособие. Екатеринбург: УГМА, 2012. – 161 с. Экземпляры: всего: 70 экз.
Дополнительная учебно-методическая литература
1. Наследственные болезни: национальное руководство / под ред.: Н. П. Бочкова, Е. К. Гинтера, В. П. Пузырева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 936 с. Экземпляры: всего: 10 экз.
|
|
2. Кеннет Л. Джонс. Наследственные синдромы по Дэвиду Смиту: Атлас-справочник: Москва, Практика, пер. с англ., 2011 – 1024 с.
3. Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. М.: Т-во научных изданий КМК, Авторская академия, 2007. - 448 с.
4. Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей: путеводитель по клинической генетике. М.: «Триада-Х», 2004. – 560с.