Записать в альбоме схему безрепризной и репризной двухчастной формы

Задание по сольфеджио для 3 класса

Изучаем тональность до минор (смотрим тему в Рабочей тетради на стр.37)

До минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад с тремя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит ДО минор:

  • ДО-РЕ -МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО.

Ключевые знаки в тональности ДО минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма ДО минор натуральный вид и ее ступени:

  • ДО (I), РЕ (II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(VIII, I).

 

В своей нотной тетради нужно записать правильно гамму До минор натуральный, гармонический и мелодический виды, закрасить неустойчивые ступени, разрешить их в устойчивые. Записать нотами опевание устойчивых ступеней. Найти главные ступени лада: T, S, D, построить от них трезвучия, сделать обращения, все аккорды подписать.

Сыграть на инструменте гамму и всё, что в ней построили, спеть нотами, записать видео.


В рабочей тетради спеть №112

В рабочей тетради выполнить №131 (определить – малая секста или большая)

Слушание музыки

Тема: Двухчастная форма

Слушать: «Песню Сольвейг» Э.Грига

«Старинную французскую песенку» П.И.Чайковского

Записать в альбоме схему безрепризной и репризной двухчастной формы

Если одночастная форма произведения имеет один музыкальный образ, то, сколько музыкальных образов, сколько характеров может быть в 2-х частных произведениях? Конечно, два: два музыкальных образа, две музыкальные мысли.

Послушайте песню Сольвейг из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Сольвейг - это имя норвежской девушки, в переводе означает «Солнечный путь», она 40 лет ждала своего возлюбленного, который ушел в поисках счастья, легкой жизни. Как вы думаете, дождалась Сольвейг своего любимого?

Послушайте первый куплет песни. Как звучала музыка сначала? Тихая, грустная, печальная, тоскливая (обозначим эту тему латинской буквой А).

Изменилась музыка далее или была такой же печальной?

В конце песни в голосе Сольвейг мы слышим радостные, светлые звуки, ее настроение стало приподнятым (обозначим эту часть латинской буквой В).

 

Такая форма называется безрепризной двухчастной, в вокальной музыке её называют куплетной (две части: запев и припев)  Как вы думаете, для чего композитор изменил музыку? Наверное, Сольвейг дождалась своего возлюбленного. Смена частей связана с изменением характера произведения. Художник не может «изобразить» на одной картине развитие чувств человека от печали к радости и наоборот. Композитор же может выразить разные состояния переживаний человека, переход его чувств, настроения от одного к другому.

 

 

Бывает, когда после новой темы В возвращается первая тема А. В этом случае протяжённость первой темы будет занимать два музыкальных предложения (целый период), а тема В и повторение темы А – только по одному предложению (второй период). В репризной двухчастной форме вторая часть обязательно должна иметь повторение музыкального предложения из первой части.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

ВТОРОЙ ПЕРИОД

1 предложение 2 предложение новое предложение Реприза 1 или 2 предложения
а а в а

 

В качестве примера репризной двухчастной формы послушайте произведение П.И.Чайковского «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: