Повторение: (вспоминаем уже знакомое)

Неделя с 11.05.2020 по 17.05.2020.

1. Прочитайте и постарайтесь запомнить!

Сегодня мы с вами поговорим о темпе. Мы помним, что темп произведения – важное средство музыкальной выразительности.

Темп – скорость исполнения, он зависит от содержания и характера музыкального произведения. Колыбельную, например, мы поем в медленном, спокойном темпе. А марш звучит размеренно, в темпе шага. Темпы в музыке обозначаются на итальянском языке. В начале произведения композитор указывает темп, а иногда и характер исполнения – в темпе вальса, в темпе марша, воодушевленно, мечтательно. Кроме равномерного и постоянного движения в музыке бывают отклонения от темпа, они делают музыку более эмоциональной, живой, естественной. Музыкальную речь с постепенными ускорениями и замедлениями можно сравнить с человеческой речью: какие-то фразы мы говорим более оживленно, ускоряя речь, а какие-то, наоборот, с замедлением. Эти замедления приходятся на окончания фраз. Изменение в темпе, а также темп произведения – важное средство музыкальной выразительности.

А ещё темп бывает разным не только по скорости, но и ещё по характеру.

Стараемся запомнить выразительные характеристики темпа!

Медленный, очень медленный, спокойный, протяжный, широкий, расслабленный, сдержанный, ускоренный, четкий, легкий, танцевальный равномерный, замедленный, маршевый, возбужденный, стремительный, игривый, бравурный, живой, подвижный, вдохновенный, уверенный, бурный, неравномерный.

Еще одно важное средство музыкальной выразительности – тембр.

Тембр – это окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса. Тембр придает эмоциональный характер музыке. Одна и та же мелодия звучит по-разному в исполнении различных инструментов и разных исполнителей.
У каждого инструмента своя окраска – у скрипки серебристый, нежный, пленительный звук, у виолончели – мягкий, глубокий. Голос контральто обладает сочным грудным тембром, а колоратурное сопрано – искристое и звонкое.

Тембр вокалиста – выразительное средство в вокальной музыке. Красота голоса зависит в первую очередь от тембра – окраски и насыщенности.

 Стараемся запомнить выразительные характеристики тембра!

Яркий, праздничный, звонкий, мягкий, приятный, благородный, светлый, чистый, прозрачный, теплый, космический, фантастический,
темный, глухой, пасмурный, резкий, неприятный, зловещий, обесцвеченный, холодный, насыщенный, тревожный, напряженный, бесцветный, стальной.



Повторение: (вспоминаем уже знакомое).

Разделять певческие голоса стали почти 600 лет назад.

Басы, тенора, альты, сопрано — такие названия получили голоса.

Но женщины в то время на сцену не допускались, поэтому назывались так мужские и детские голоса. И лишь 300 лет начали выступать первые женщины-исполнительницы. За их голосами закрепились понятия «сопрано» и «альт».

Детские же голоса имеют следующие названия:

Альт — низкий голос
Дискант — высокий голос девочки или мальчика.

И только в прошлом столетии  голоса: сопрано, альт, тенор, бас — подразделяются на разновидности следующим образом:

Женские  и детские голоса: сопрано, альт

Мужские голоса: тенор, баритон, бас

Задание! Придумай свою мелодию на текст стишка. А теперь спой и прохлопай эту песенку в медленном, умеренном и быстром темпах.

 

Ярко солнце светит.

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь —

Всё кругом светло!

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

 

.

.

 

2. Прочитайте и постарайтесь запомнить!

Разные темпы исполнения музыкальных произведений требуют от музыкантов умения пользоваться разными способами звуковедения (штрихами). Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения.

Есть три способа звуковедения:

Легато – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.

Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Нужно постоянно помнить, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.

Стаккато – отрывистое пение. Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками  на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.

Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются. При выработке стаккато нужно петь так, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза. Дыхание берется между фразами.

Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова.

Нон легато – промежуточный прием звуковедения. Нон – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно. При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов.

Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато. Нужно, чтобы не было между звуками пауз и не было резких, грубых толчков. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.


Повторение: (вспоминаем уже знакомое).

Характер и содержание произведения требуют не только разного темпа исполнения, но и разной силы звучания – от очень тихого –pp (пианиссимо), тихого –p (пиано) до громкого –f (форте) и очень громкого – ff (фортиссимо). Возможно еще и не очень громкое исполнение – mf (меццо-форте) – и не очень тихое исполнение – mp (меццо-пиано).

Динамические нюансы – важное средство музыкальной выразительности. Они превращают исполняемое произведение в красочное, яркое художественное произведение, а исполнение делают выразительным и эмоциональным. Иногда исполнение требует сопоставления контрастной динамики, но в любом произведении присутствует постепенное усиление и постепенное ослабление динамики — нюансы крещендо и диминуэндо Крещендо — постепенное усиление динамики на небольшом отрезке мелодии. Диминуэндо – постепенное ослабление динамики на небольшом отрезке мелодии. Выразительное и техничное исполнение предполагает обязательное использование крещендо и диминуэндо в любом произведении. С помощью этих нюансов – диминуэндо и крещендо – мы выделяем опорные, кульминационные звуки в фразах, оттеняем мелодию.

 

Задание! Придумай свою мелодию на текст стишка. А теперь спой и прохлопай эту песенку в разных динамических нюансах.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Кап, кап?

Не поймём ни я, ни ты,

но зато поймут цветы.

И весенняя листва,

и зеленая трава…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: