Тема урока: Развитой социализм: прожекты и реальность. Новые попытки совершенствования хозяйственного механизма

Что нового вы узнали о диссидентском движении 1960—1970-х гг.?

Как современники и потомки оценивали диссидентские идеи и лозунги, какое отношение вызывала деятельность диссидентов и правозащитников в те годы и в постсоветское время? С чем, по вашему мнению, связаны различия в исторических оценках?

  Трансформация правящей элиты. После отстранения Н. С. Хрущёва от власти процесс перерождения советской правящей верхушки стал быстро набирать силу. И в сталинский период высший слой партийных и государственных функционеров был наделён огромной властью и привилегиями. Шаг за шагом этот слой укреплял своё положение. Идея сохранения власти, расширения льгот и полномочий сплачивала и объединяла его представителей. Однако до начала 1950-х гг. любой самый высокопоставленный представитель номенклатуры был лишён личной безопасности, испытывая постоянный страх за свою судьбу. Сталин репрессиями и подачками держал номенклатуру в узде. Не в малой степени этому способствовала и коллективистская коммунистическая идеология, вера революционеров первого призыва в скорое осуществление идеала социального равенства.

Но чем больше появлялось у правящего слоя материальных возможностей, тем больше деградировала и революционная идеология. К тому же привилегии — госдачи, персональные автомашины, спецпайки — имели относительный статус: их нельзя было передать детям в качестве наследства.

После смерти Сталина новая правящая элита, освобождавшаяся от страха за собственную жизнь, обретает стабильность. С приходом к власти Брежнева номенклатура получила возможность освободиться от многих моральных запретов. Основную часть аппарата, в 1960—1970-е гг. управлявшего партией и страной, составляли люди, начинавшие карьеру после репрессий 1930-х гг. В отличие от большевистских руководителей первого призыва, они были лишены фанатичной веры в социальную справедливость. Основу «нового класса» составлял высший слой партийных функционеров. В 1960—1970-е гг. его ряды расширяются за счёт верхушки профсоюзов, ВПК, привилегированной научной и творческой интеллигенции. Новая номенклатурная элита приносит с собой новые взгляды, настроения, ценности. В отличие от старой номенклатуры, зависевшей от поведения её верхних эшелонов, новая была более независима, поскольку обладала собственным неотчуждаемым багажом — профессиональными знаниями, ощущала укоренённость в новой социальной почве.

По уровню общей культуры, профессиональных знаний новое поколение элиты было на голову выше старого: почти все имели высшее образование, а многие и учёные степени, неоднократно бывали на Западе. Для нового поколения правящего класса марксистская идеология была лишь привычной риторикой.

Соответственно изменились и представления номенклатуры о характере развития советского общества. Новые элементы, внесённые в социалистическую систему в годы хрущёвской «оттепели» и хозяйственной реформы 1965 г., такие, как социалистическая законность, материальное стимулирование, хозрасчёт, прибыль, расширили диапазон возможных путей развития советского общества в рамках официальной доктрины. Если в середине 1960-х гг. номенклатура предпочитала стабильное развитие, то в 1970-е гг. сначала её целью была постепенная трансформация существующего общества, не требующая слома режима и других серьёзных потрясений. Централизованная экономика, политический тоталитаризм более не соответствовали её интересам.

Под воздействием хозяйственной элиты (особенно из ВПК) более прагматичными становятся идеологическая и региональная элиты, которые ориентируются на динамическое развитие экономики страны и социальную стабильность. Таким образом, советский правящий класс, несмотря на острую борьбу и разногласия его элит, постепенно становится сплочённой социальной группой, реально осуществляющей своё всевластие в стране.

 

Созданная брежневским руководством атмосфера безнаказанности и вседозволенности окончательно меняет не только общественную психологию, но и поведение правящего класса. Формируется закрытый для посторонних «свой круг», в котором поддерживалось ощущение собственной исключительности.

У многих высокопоставленных руководителей накапливались уже не предметы потребления, а капиталы. Сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, искренне считавший, что в стране на зарплату никто не живёт, коллекционировал иностранные автомобили. Использовал власть для личного обогащения и министр внутренних дел Н. А. Щёлоков.

Погрязли в коррупции Узбекистан, Казахстан, Киргизия, где огромные суммы денег перекачивались в виде взяток в карманы первых секретарей обкомов и их окружения. Так называемое «узбекское дело» раскрыло масштабы их коррумпированности в 1980-е гг.

Главным источником обогащения, «предпервоначального» накопления капитала номенклатуры в 1960-е — начале 1980-х гг. становятся всевозможные злоупотребления должностями, систематические взятки, приписки, протекционизм, «зоны вне критики». Хозяйственная реформа 1965 г., оживившая товарно-денежные отношения в стране, стала мощным стимулом собственнических настроений правящего слоя. Крупные расхитители, взяточники перестали скрывать нажитое нечестным путём богатство, охотно выставляли его напоказ. Возрастали значимость и цена людей «полезных», способных что-либо достать и чем-либо помочь. Через систему привилегированного образования, а затем назначений и выдвижений по службе «новый класс» пытался создать систему передачи власти или хотя бы привилегий по наследству.

Следующим закономерным шагом на пути перерождения советской правящей элиты стал фактический переход высших государственных чиновников, министров, директорского корпуса из разряда управляющих «социалистической» собственностью в разряд её реальных хозяев. К середине 1980-х гг. номенклатурная элита, по существу, уже не нуждалась в общественной собственности и искала выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть собственностью.

Вопросы и задания

1. Почему централизованная экономика и политический тоталитаризм в 1970-е гг. перестали соответствовать интересам советской номенклатуры?

2. Назовите основные факторы и механизмы проведения «неидеологической модернизации» советской системы. Почему именно этот путь преобразования общества был выбран руководством СССР?

3*. Как вы считаете, к кому относится название этого параграфа: а) к диссидентам и правозащитникам; б) к правящей элите; в) ко всему обществу? Свой ответ поясните.

 

Урок №2

Тема урока: Развитой социализм: прожекты и реальность. Новые попытки совершенствования хозяйственного механизма

Снова экономические реформы. Объективная необходимость глубоких революционных перемен в советской экономике назрела уже к концу 1950-х — началу 1960-х гг. Мобилизационная модель советской экономики исчерпала свои возможности. Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита — всё это требовало коренных преобразований. И в целом необходимо было начать переход к нормальной экономике децентрализованных решений и товарно-денежных отношений. Но момент был упущен. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положения в народном хозяйстве. Оно продолжало развиваться экстенсивно, ресурсоёмкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьёзных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта СССР по-прежнему оставались нефть и другие виды сырья.

Уже в конце 1950-х гг. отчётливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961—1965 гг. доход вырос всего на 5,7%, это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач. В те же годы за счёт роста производительности труда было получено лишь 62% прироста промышленной продукции, а за счёт быстро возрастающей численности рабочих — 38%. Всё это свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в эффективном использовании основных и оборотных фондов, во внедрении достижений научно-технического прогресса.

К началу 1960-х гг. экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные принципы планирования.

Итоги общественных дискуссий подвёл сентябрьский (1965 г.) пленум ЦК КПСС, давший старт экономической реформе, главным инициатором которой стал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Пленум поставил задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в стране в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 9—30), среди которых были объём реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объёме реализованной продукции, т. е. учитывалось только то, что действительно было продано.

Предприятия получали небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

 

Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Ещё до начала реформы в промышленности были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб и Госкомцен СССР. Вслед за этим весной 1965 г. была проведена реформа в сельском хозяйстве. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС принял новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве. Вновь были повышены закупочные цены; на пшеницу и рожь, сдаваемые сверх плана, устанавливалась надбавка в 50%; были сокращены налоги; снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введённые при Хрущёве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет. Имея твёрдый план закупки на длительный срок, предприятия могли самостоятельно составлять производственный план, определять наиболее рациональную специализацию. На первых порах эта мера способствовала росту сельскохозяйственного производства.

Осенью 1965 г. 43 предприятия лёгкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число увеличивалось, и лишь к 1972 г. удалось перевести около 90% промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство. Номенклатуру вполне устраивал такой замедленный ход реформ. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличился, возникали новые главки. Но принимать важное решение без согласования с соответствующим отраслевым отделом ЦК КПСС они не могли. В Политбюро часть членов, включая Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного, полагали, что условия для реформ ещё не были созданы.

Тем не менее даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965—1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход — на 45%, продукция промышленности выросла на 50%. Происходившее три предыдущие пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено.

Инициатору реформ А. Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. В силу многих причин реформы не дали ожидаемых результатов. В чём же причины неудачи? Их несколько. Прежде всего даже частичное предоставление самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать для себя более лёгкие варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А. Н. Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств для покрытия бюджетного дефицита из фондов предприятий.

 

Кроме того, даже крайне умеренным реформам противостояли реальные силы — старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закосневшее экономическое мышление. Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную показала, что это ведёт к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине. Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

Изменения в политической системе. Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе в начале 1960-х гг., требовало кардинального обновления политической системы, признания теории разделения властей, парламентского характера демократии, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека. Догматическая теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему как полностью тождественную общественному строю, а любые попытки её обновления трактовать как покушение на социализм не позволила осуществить серьёзные изменения в политической системе в годы брежневского правления.

В 1965—1985 гг. правящий класс любой ценой стремился сохранить существующее положение. Советская политическая система за брежневское восемнадцатилетие изменилась мало. Но именно курс на стабильность требовал от властей укрепления властной вертикали, которую в те годы упорно разъедал ведомственный монополизм. По этой причине в 1965—1984 гг. кадровые перестановки в высших эшелонах власти были сведены к минимуму. К началу 1980-х гг. средний возраст членов Политбюро составлял 70 лет. Не случайно его заседания редко длились больше 15—20 мин.

В составе ключевого органа власти — Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находились более 15 лет, в ЦК КПСС — более 12 лет (А. Н. Косыгин, В. В. Гришин, Б. Н. Пономарёв, М. В. Зимянин, М. С. Соломенцев, А. А. Громыко, Н. А. Тихонов — от 20 до 40 лет).

Во имя жёсткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество, власть непрерывно наращивала бюрократический аппарат. За годы брежневского правления число общесоюзных и союзно-республиканских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к середине 1980-х гг. Тогда же общая численность управленцев достигла 18 млн человек (на 6—7 человек работающих — один управленец), на их содержание в то время расходовалось более 40 млрд рублей, или 10% государственного бюджета.

В 1960 — 1970-е гг. на партийных съездах, пленумах ЦК КПСС принимались многочисленные резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни. В соответствии с этими решениями были расширены полномочия сельских Советов. В их ведение перешли многие вопросы, бывшие ранее в компетенции районных Советов.

 

В сентябре 1972 г. был принят закон о полномочиях депутатов всех уровней, однако на практике повысить роль Советов не удалось. Даже Верховный Совет СССР оставался декоративным органом, призванным единогласно одобрять подготовленные чиновничьим аппаратом резолюции. Важнейшие решения, такие, как ввод войск в Афганистан в 1979 г., принимались без ведома высшего органа законодательной власти. Верховный Совет почти не контролировал правительство.

С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утратила свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она оставалась стержнем советской политической системы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных инстанциях. Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн человек. Однако вследствие бюрократизации КПСС рядовые коммунисты отстранялись от разработки партийной политики. Партийные съезды носили всё более парадный характер, выступления делегатов сводились к самоотчётам и восхвалениям Политбюро во главе с «верным ленинцем» Л. И. Брежневым. Отчётный доклад генсека на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 г. прерывался аплодисментами 78 раз, «продолжительными аплодисментами» 40 раз, «бурными, продолжительными аплодисментами» 8 раз.

В октябре 1977 г. в СССР была принята новая Конституция. Главным отличием «брежневской» Конституции от «сталинской» явилось наличие преамбулы, т. е. вводной теоретической части, в которой говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества. Концепция развитого социализма появилась в официальных документах середины 1960-х гг. как альтернатива неудавшемуся курсу на развёрнутое строительство коммунизма в нашей стране. Изначально это была попытка критически осмыслить особенности предшествующих этапов развития, ориентировать общество на научно-техническую модернизацию, демократическое развитие. В конечном итоге концепция развитого социализма превратилась в ширму для правящего класса. Она способствовала консервации всех пороков системы, уводила общество в сторону от реальных противоречий. В целом же Конституцию 1977 г. можно было назвать новой лишь условно. Она сохранила все черты конституции социалистического типа, многие принципиальные положения «сталинской» Конституции 1936 г. Монополия КПСС на политическую власть получила в Конституции юридическое обоснование — статья 6 объявляла

Компартию «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

Вопросы и задания

1. Какие изменения в политической и социальной сферах советского общества, по вашему мнению, назрели в 1970-е гг.?

2. Какой характер носили преобразования, осуществлённые в политической системе СССР? Можно ли утверждать, что в эти годы была проведена политическая реформа? Свой ответ аргументируйте.

3*. Почему курс на развёрнутое строительство коммунизма был в 1977 г. официально заменён теорией развитого социализма? В чём общность и различия двух идеологических доктрин? Попробуйте назвать не менее трёх признаков.

4*. Напишите краткое резюме «Развитой социализм: прожекты и реальность».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: