Рабочий лист.
Предмет | Математика |
Группа | № 14 2 курс |
Тема урока | Показательные неравенства. |
ФИО преподавателя | Тимиршина Алия Мунзиловна |
Где находится задание: | |
Учебник | Колмогоров А.Н., Абрамов А.М.,Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И.. «Алгебра и начала анализа 10-11» |
Ссылка | http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/2015/12/Algebra_i_nachala_mat_analiz.pdf |
Сроки выполнения задания | |
Как выполнять задание | Пишем конспект с примерами, выполняем задание и домашнее задание. |
Домашняя работа | по учебнику А.Н. Колмогорова № 467 |
Обратная связь | Выполненные работы отправить личным сообщением ВК |
Как узнать отметку о выполненном задании | Оценки будут выставлены в личный журнал преподавателя и отправлены в беседу ВК. |
Тема: Показательные неравенства.
Показательным называется неравенство, в котором переменная входит только в показатели степеней, при постоянном основании.
Неравенства вида , называются простейшими показательными неравенствами.
В самом простом случае неравенство принимает вид: . Очевидно, что знак неравенства может быть любым (<, >, , ).
Множество решения неравенства будет зависеть и от знака неравенства, и от основания степени, и от значения b.
Так как множество значений показательной функции – множество положительных чисел, то при неравенства: и решений не имеют, независимо от значения основания а. В то же время множеством решения неравенств и является все множество действительных чисел, независимо от значения основания а (см. Рисунок 1).
рис.1
Рисунок 1 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства при b<0
Теперь рассмотрим случай b>0, a >1.
В том случае, когда основание степени a>1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства не изменяется (см. Рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, a >1.
рис.2,3
Рисунок 3 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, a >1.
Теперь рассмотрим случай b>0, 0<a<1.
В том случае, когда основание степени 0<a<1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства изменяется на противоположный (см. Рисунки 4 и 5).
рис.4
Рисунок 4 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, 0< a< 1.
рис.5
Рисунок 5 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства или при b>0, 0< a< 1.
Для того чтобы решить простейшее показательное неравенство , нужно число b представить в виде степени числа a.
Рассмотрим пример: .
Представим в виде степени числа 5: .
Теперь перепишем данное неравенство в виде: .
Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, поэтому x >3/7.
Ответ: x >3/7.
Рассмотрим еще один пример: .
Перепишем его в виде
.
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменяется на противоположный:
,
,
.
Ответ:
2. Теперь перейдем к решению более сложных показательных неравенств.
2.1) Рассмотрим пример: .
Преобразуем показатель первого слагаемого: .
Теперь в левой части вынесем за скобку общий множитель: .
Разделим обе части неравенства на 4: . Получили простейшее показательное неравенство. Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, получаем: . Решение этого неравенства является полуинтервал (0; 1].
Ответ: (0; 1].
2.2) Рассмотрим еще один пример: .
Заметим, что , поэтому введем новую переменную . Получим вспомогательное неравенство: .
Решим его:
.
Вернемся к исходной переменной:
, .
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменится на противоположный:
.
Ответ: .
2.3) Рассмотрим еще одной показательное неравенство, которое решается методом замены переменной.
.
Видим, что неравенство зависит от выражения , поэтому введем новую переменную и запишем вспомогательное неравенство: .
Преобразуем полученное неравенство к виду: F(t)<0.
, приведем левую часть к общему знаменателю:
, . Так как , то , поэтому решение полученного неравенства сводится к: , то есть .
Вернемся к исходной переменной: , то есть x<0.
Ответ:
Примеры и разбор решения заданий.
1. .
Решение:
Введем новую переменную .
Запишем вспомогательное неравенство: .
1) Если , то решением неравенства является любое значение t, которое удовлетворяет области определения: .
Решив систему: , получаем: .
2) Если (), возведем обе части неравенства в квадрат:
.
Решим его: ,
,
,
0<t<9.
Учитывая условие , получаем: .
Таким образом, объединяя первый и второй случай, получаем решение иррационального вспомогательного неравенства:
.
Вернемся к исходной переменной:
. Так как всегда, то получаем: .
Учитывая, что основание степени больше 1, получаем:
Ответ: .
2. (x^2+x+1)^((x+5)/(x+2))
Решение:
Используем метод рационализации и перепишем неравенство в виде:
,
.
Получили неравенство: .
Упростим его и решим методом интервалов:
,
.
Запишем ответ: .
Ответ: .
Домашнее задание: по учебнику А.Н. Колмогорова № 467