Рабочий лист.
| Предмет | Математика |
| Группа | № 14 2 курс |
| Тема урока | Показательные неравенства. |
| ФИО преподавателя | Тимиршина Алия Мунзиловна |
| Где находится задание: | |
| Учебник | Колмогоров А.Н., Абрамов А.М.,Дудницын Ю.П., Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И.. «Алгебра и начала анализа 10-11» |
| Ссылка | http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/2015/12/Algebra_i_nachala_mat_analiz.pdf |
| Сроки выполнения задания | |
| Как выполнять задание | Пишем конспект с примерами, выполняем задание и домашнее задание. |
| Домашняя работа | по учебнику А.Н. Колмогорова № 467 |
| Обратная связь | Выполненные работы отправить личным сообщением ВК |
| Как узнать отметку о выполненном задании | Оценки будут выставлены в личный журнал преподавателя и отправлены в беседу ВК. |
Тема: Показательные неравенства.
Показательным называется неравенство, в котором переменная входит только в показатели степеней, при постоянном основании.
Неравенства вида
,
называются простейшими показательными неравенствами.
В самом простом случае неравенство принимает вид:
. Очевидно, что знак неравенства может быть любым (<, >,
,
).
Множество решения неравенства будет зависеть и от знака неравенства, и от основания степени, и от значения b.
Так как множество значений показательной функции
– множество положительных чисел, то при
неравенства:
и
решений не имеют, независимо от значения основания а. В то же время множеством решения неравенств
и
является все множество действительных чисел, независимо от значения основания а (см. Рисунок 1).
рис.1
Рисунок 1 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства при b<0
Теперь рассмотрим случай b>0, a >1.
В том случае, когда основание степени a>1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства не изменяется (см. Рисунки 2 и 3).
Рисунок 2 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства
или
при b>0, a >1.
рис.2,3
Рисунок 3 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства
или
при b>0, a >1.
Теперь рассмотрим случай b>0, 0<a<1.
В том случае, когда основание степени 0<a<1, то при переходе от исходного неравенства к неравенству с показателями знак неравенства изменяется на противоположный (см. Рисунки 4 и 5).
рис.4
Рисунок 4 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства
или
при b>0, 0< a< 1.
рис.5
Рисунок 5 – иллюстрация решения простейшего показательного неравенства
или
при b>0, 0< a< 1.
Для того чтобы решить простейшее показательное неравенство
, нужно число b представить в виде степени числа a.
Рассмотрим пример:
.
Представим
в виде степени числа 5:
.
Теперь перепишем данное неравенство в виде:
.
Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, поэтому x >3/7.
Ответ: x >3/7.
Рассмотрим еще один пример:
.
Перепишем его в виде
.
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменяется на противоположный:
,
,
.
Ответ: 
2. Теперь перейдем к решению более сложных показательных неравенств.
2.1) Рассмотрим пример:
.
Преобразуем показатель первого слагаемого:
.
Теперь в левой части вынесем за скобку общий множитель:
.
Разделим обе части неравенства на 4:
. Получили простейшее показательное неравенство. Так как основание степени больше 1, то при переходе к показателям знак неравенства сохраняется, получаем:
. Решение этого неравенства является полуинтервал (0; 1].
Ответ: (0; 1].
2.2) Рассмотрим еще один пример:
.
Заметим, что
, поэтому введем новую переменную
. Получим вспомогательное неравенство:
.
Решим его:
.
Вернемся к исходной переменной:
,
.
Так как основание степени меньше 1, то при переходе к показателям знак неравенства изменится на противоположный:
.
Ответ:
.
2.3) Рассмотрим еще одной показательное неравенство, которое решается методом замены переменной.
.
Видим, что неравенство зависит от выражения
, поэтому введем новую переменную
и запишем вспомогательное неравенство:
.
Преобразуем полученное неравенство к виду: F(t)<0.
, приведем левую часть к общему знаменателю:
,
. Так как
, то
, поэтому решение полученного неравенства сводится к:
, то есть
.
Вернемся к исходной переменной:
, то есть x<0.
Ответ: 
Примеры и разбор решения заданий.
1.
.
Решение:
Введем новую переменную
.
Запишем вспомогательное неравенство:
.
1) Если
, то решением неравенства является любое значение t, которое удовлетворяет области определения:
.
Решив систему:
, получаем:
.
2) Если
(
), возведем обе части неравенства в квадрат:
.
Решим его:
,
,
,
0<t<9.
Учитывая условие
, получаем:
.
Таким образом, объединяя первый и второй случай, получаем решение иррационального вспомогательного неравенства:
.
Вернемся к исходной переменной:
. Так как
всегда, то получаем:
.
Учитывая, что основание степени больше 1, получаем:

Ответ:
.
2. (x^2+x+1)^((x+5)/(x+2)) 
Решение:
Используем метод рационализации и перепишем неравенство в виде:
,
.
Получили неравенство:
.
Упростим его и решим методом интервалов:
,
.

Запишем ответ:
.
Ответ:
.
Домашнее задание: по учебнику А.Н. Колмогорова № 467






