Уроки 114–115. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание; прививать интерес к литературе; развивать фантазию ребенка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; научить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи; воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности; научить слушать друг друга, вести диалог | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Познакомятся:с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электро- ника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
|
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение «птичьим гамом». – Прочитайте хором. – Первое предложение стихотворения прочитайте с вопросительной интонацией | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку мини-сочинения «Моя малая Родина». Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне? И. Токмакова | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника». – Вы, конечно, узнали песню? Откуда она? – А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»? – Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Велтистов. – Кто может попасть в «Страну Фантазию»? – Как вы понимаете слово «фантазия»? – Кто такой фантазер? – Что такое фантастика? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. С. Велтистова. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далекое будущее | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда. Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать. Фантастика – художественная литература, а значит, что ее предметом всегда был и остается человек | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Е. Велтистова | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Е. С. Велтистов оставил нам много хороших книг. Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой, спроецированной в электронный век | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. Велтистова. Задают вопросы о его творчестве. Заранее подготовленный ученик рассказывает, как возник мальчик из чемодана. – Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст, обладал настоящим умением говорить о сложном просто | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Чтение произведения учителем или хорошо читающими детьми. – В чем Электроник был похож на обычного мальчика? – Чем занимается профессор Громов? Что испугало профессора? Что значит для Сережи «говорить по-человечески»? | Работают с толковым словарем. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии? – Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам? – Как вы считаете, Громов был жестоким чело- веком? – Почему Электроник сбежал от профессора? – Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика? – Кто и с какой целью создал Электроника? – Почему профессор Громов решил создать еще одного робота – Электроничку? – Какая цель была поставлена перед девочкой- роботом? – Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». Выполнили ли свою главную задачу Электроник и Элечка или нет? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы: – Чем фантастический рассказ отличается от сказки? – Какие слова можно использовать в сказке, какие в фантастическом рассказе? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Робот стремится стать человеком. Настоящим человеком во всех его проявлениях. – Однажды, прогуливаясь по улицам и дворам, профессор Громов увидел на площадке трех девчонок. Они гоняли футбольный мяч, забивали по очереди голы и называли друг друга Элеками. Профессор подумал: «А чем хуже девчонки, если они хотят стать сильнее и бесстрашнее мальчишек? Девчонкам нужна Электроничка, которая будет дружить с ними». Он пошел в лабораторию и создал Электроничку. – Такая же, как и перед Электроником. Изучить человека и постараться стать человеком. Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. – Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, литературное произведение такого характера; неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит. – Фантастика – то, что основано на фантазии, на творческом воображении, художественном вымысле; жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления; нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное. – В сказке можно использовать такие слова: заклинание, волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. – В фантастическом рассказе: роботы, машина времени, формула, ракета | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания |
VI. Самостоятельная работа | Проводит тест по теме урока. – Выберите правильный вариант ответа: 1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов. 2. Что находилось в чемодане? а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла. 3. Как звали друга-собаку Электроника? а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка. 4. На каких языках умел разговаривать Электроник? а) Немецкий; б) звериный. 5. Какие черты характера присущи Электронику? а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание | Выполняют тест. Выбирают правильные ответы. Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б. Выполняют взаимопроверку на местах | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Извлекать информацию из различных источников |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить краткий пересказ произведения и рисунки к нему | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какой раздел начали изучать на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Составляют отзыв о книге. – Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже несмотря на то, что он робот. – Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из нас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|