Организационная структура урока

Уроки 114–115. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, внимание; прививать интерес к литературе; развивать фантазию ребенка; научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; научить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи; воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственные качества личности; научить слушать друг друга, вести диалог

Планируемые результаты

Предметные: Познакомятся:с понятием научно-фантастической литературы, с произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электро- ника»; научатся: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста. – Прочитайте стихотворение «птичьим гамом». – Прочитайте хором. – Первое предложение стихотворения прочитайте с вопросительной интонацией Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку мини-сочинения «Моя малая Родина». Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ В одной стране, В чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В одной стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне?                       И. Токмакова Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника». – Вы, конечно, узнали песню? Откуда она? – А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»? – Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Велтистов. – Кто может попасть в «Страну Фантазию»? – Как вы понимаете слово «фантазия»?   – Кто такой фантазер?     – Что такое фантастика? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. С. Велтистова. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной литературе», и оторвать читателя от будничности, перенести в далекое будущее Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.   Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда. Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать. Фантастика – художественная литература, а значит, что ее предметом всегда был и остается человек Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией Е. Велтистова Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Шла война. Великая война. Во второй год войны он пришел в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда Велтистова спросили, кем он станет, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Велтистов был очень худой. И поэтому казался еще длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. Он был настоящим репортером: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашел, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась елочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю-фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне. Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Е. С. Велтистов оставил нам много хороших книг. Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой, спроецированной в электронный век Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Е. Велтистова. Задают вопросы о его творчестве. Заранее подготовленный ученик рассказывает, как возник мальчик из чемодана. – Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там….. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза встанет и скажет: «Здравствуйте! Меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Велтистов – фантаст, обладал настоящим умением говорить о сложном просто Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.     Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Чтение произведения учителем или хорошо читающими детьми. – В чем Электроник был похож на обычного мальчика? – Чем занимается профессор Громов? Что испугало профессора? Что значит для Сережи «говорить по-человечески»? Работают с толковым словарем. Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения Осуществлять анализ произведения. Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии? – Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам? – Как вы считаете, Громов был жестоким чело- веком? – Почему Электроник сбежал от профессора? – Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика? – Кто и с какой целью создал Электроника? – Почему профессор Громов решил создать еще одного робота – Электроничку?   – Какая цель была поставлена перед девочкой- роботом? – Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». Выполнили ли свою главную задачу Электроник и Элечка или нет? Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы: – Чем фантастический рассказ отличается от сказки?   – Какие слова можно использовать в сказке, какие в фантастическом рассказе? Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Робот стремится стать человеком. Настоящим человеком во всех его проявлениях.   – Однажды, прогуливаясь по улицам и дворам, профессор Громов увидел на площадке трех девчонок. Они гоняли футбольный мяч, забивали по очереди голы и называли друг друга Элеками. Профессор подумал: «А чем хуже девчонки, если они хотят стать сильнее и бесстрашнее мальчишек? Девчонкам нужна Электроничка, которая будет дружить с ними». Он пошел в лабораторию и создал Электроничку. – Такая же, как и перед Электроником. Изучить человека и постараться стать человеком.   Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы. – Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, литературное произведение такого характера; неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит. – Фантастика – то, что основано на фантазии, на творческом воображении, художественном вымысле; жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления; нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное. – В сказке можно использовать такие слова: заклинание, волшебная палочка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. – В фантастическом рассказе: роботы, машина времени, формула, ракета Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания
VI. Самостоятельная работа Проводит тест по теме урока. – Выберите правильный вариант ответа: 1. Кто приехал к гостинице «Дубки» с большим чемоданом? а) Алиса; б) Карлсон; в) Громов. 2. Что находилось в чемодане? а) Электроник; б) спящая красавица; в) кукла. 3. Как звали друга-собаку Электроника? а) Ресси; б) Чарли; в) Тошка. 4. На каких языках умел разговаривать Электроник? а) Немецкий; б) звериный. 5. Какие черты характера присущи Электронику? а) Злость и трусливость; б) доброта и внимание Выполняют тест. Выбирают правильные ответы. Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – б. Выполняют взаимопроверку на местах Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Извлекать информацию из различных источников
VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить краткий пересказ произведения и рисунки к нему Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Какой раздел начали изучать на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Составляют отзыв о книге. – Прочитав книгу «Приключения Электроника», я в который раз убеждаюсь, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже несмотря на то, что он робот. – Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из нас. Ведь Электроник остался для нас каким-то загадочным, таинственным Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: