Группа.06.05.2020 Литература Урок № 54

 Тема: Женские образы в романе "Война и мир"

Цели:

 

- образовательные: - Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображе­нии героини;

 

- выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее общественная роль в понимании Толстого; разобраться, почему его любимой героиней стала Наташа Ростова;

 

- развивающая: - нравственное и эмоциональное развитие умения аргументировать и отстаивать свое мнение;

 

- воспитательные: - воспитание в учащихся осмысленного отношения к жизни, таких качеств, как доброта, милосердие, порядочность, патриотизм;

 

- воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.

 

Ход урока.

 

... что есть красота,

 

и почему ее обожествляют люди?

 

Сосуд она, в котором пустота,

 

Или огонь, мерцающий в сосуде.

 

 

Николай Заболоцкий

 

 

Я не жил прежде. Только теперь живу.

 

Князь Андрей Эта девушка такое сокровище…

 

Это редкая девушка.

 

Пьер Безухов

 

 

Проверка домашнего задания.

 

Вступительная беседа.

 

- Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведении Пушкина «Евгений Онегин»? (Идеал женщины у А.С.Пушкина - «русская душой», «сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина Идеал женщины – сильная и свободная женщина, способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании).

 

Сегодня мы с вами поговорим о изображении женщин в романе-эпопее Л.Н.Толстого. Писатель утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».

 

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

 

• хранительницу очага, основу семьи;

 

• нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

 

• естественность;

 

• движение души.

 

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

 

 

Женские образы.

 

Особенности писательской манеры Толстого в изображении внутреннего мира героев Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

— хранительницу очага, основу семьи;

— высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

— движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

 

Любимые

 

Нелюбимые

 

Сложно определить

 

Наташа Ростова

Марья Болконская

 

А. П. Шерер

Элен Курагина

Жюли Карагина

 

Соня

Вера

А. М. Друбецкая

Лиза Болконская

 

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Следует остановиться на одном женском образе, рассмотрев его подробно, например образе Наташи Ростовой, а остальные дать в сопоставлении с ним.

 

 

Характеристика женских образов.

 

- Так что такое красота в женщине?

 

- И должна ли быть красивой ее душа?

 

- Каков идеал женщины у А.С.Пушкина? («русская душой», «сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина»).

 

- Какой представлял идеальную женщину И.С. Тургенев?(свободной, стремящейся стать соратницей своего мужа, способной на самопожертвование).

 

- А каким был идеал женщины у Л.Н.Толстого? Вспомним некоторые положения, отражающие воззрения автора.

 

- Лев Толстой был глубоко убежден, что человеку при рождении дается в дар своеобразный сосуд – душа, чистая и незапятнанная. Чем дольше человек связан с природой, трудом, землей, тем дольше этот сосуд остается чистым.

 

- Соприкасаясь с важными моментами жизни, загрязненная душа очищается. Человек жизнь свою прежде всего должен расходовать на самоусовершенствование. И смысл жизни заключен:

 

во всепрощении;

 

в жизни для других;

 

в полном самопожертвовании.

 

Женщина должна выполнять свое самое важное предначертание: быть женой и матерью. Если она их не осуществляет, она – пустоцвет.

 

- Исходя из этих взглядов Толстого, проанализируем женские образы романа.

 

- Давайте вспомним план характеристики героя эпического произведения.

 

План

 

Имя.

 

Портрет.

 

Речь.

 

Жизненные идеалы, поступки.

 

Испытание любовью.

 

Позиция автора.

 

Позиция читателя.

 

- Какое значение имеет имя толстовских героинь? Наталья – русское имя, что подчеркивает простоту Натальи, близость ее к народным традициям. Марья – Мария, тоже русское имя, которое встречается в народных сказках (например, Марья Моревна), а также оно ассоциируется с именем святой. В характере княжны Марьи подчеркнута вера в Бога, милосердие. Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер, что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа.

 

- Как с помощью портрета Толстой характеризует своих героинь? Эпизоды, где есть портретная характеристика героинь: Натальи – эпизод «Именины», Марьи - эпизод «Лысые горы», Элен - эпизод «Салон Шерер»).

 

- Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды. Наташа (именины, бал, святки)

Вывод. Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой («душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что говорит о ее добром нраве, простоте. О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения («Весело!», «Я рада!»).

Речь Марьи.

Вывод. Марья очень любит своих близких. К брату обращается ласково «Андрюша», в ее речи много положительно окрашенных слов («совершенный ребенок», «такой милый»). Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере.

 

Речь Элен.

Вывод. Речь Элен выдает ее интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа. Ее речь отражает ее любования собой, пустую душу («как я красива»), привязанность к светскому обществу.

 

- Чем живут наши герои, каковы их интересы, идеалы?

 

- Роман «Война и мир» посвящен участию русского народа в войне 1812 года. Как проявляют свой патриотизм героини произведения?

 

- Способны ли наши героини глубоко и искренне любить?

 

Наташа. Эпизод «Записка кн. Марье».

 

Марья. Эпизод «Мысли о племяннике». Встреча с Николаем Ростовым (чтение).

 

Элен. Объяснение с Пьером (чтение)

 

- Выполнили ли героини свое предназначение – стать женами и матерями?

 

Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья.

 

Марья тоже выполнила свое предназначение: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым.

Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа. Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно.

 

- Согласно мировоззрению Толстого Наташу и княжну Марью можно назвать его любимыми героинями. Они прошли сложный путь испытаний и стали богаче духовно. Так что же привлекает современного читателя в этих образах?

 

В образе Наташи меня привлекает…

 

В образе Марьи…

 

В образе Элен …

 

В образах Наташи Ростовой и княжны Марьи подчеркнуты национальные черты русских женщин: душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.

 

Многие поколения будут учиться у Наташи и Марьи их умению делать добро, способности любить, жить, чувствовать красоту окружающего мира, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

 

Ответьте письменно на вопрос: «Какую героиню вы назвали бы идеалом Толстого?» (Зачитывается по одной работе от группы).

 

Основной литературоведческий композиционный прием, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные явления, образы.

 

- В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения.

 

В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.

 

Ответы учащихся. Наташа и Марья стали воплощением одной из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды».

 

Наташа Ростова.

 

 Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

 

Сам автор «Войны и мира» утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание»

 

 

Беседа.

 

- Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

 

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

 

- В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

 

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

 

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2). –

 

- Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

 

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

 

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…».

 

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее 1111111пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

 

- Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

 

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья

 

- Что же возрождает Наташу к жизни?

 

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

 

- К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

 

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь. В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).

 

ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

 

 

Составление таблицы.

 

Первая встреча с

Н. Ростовой

 

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись»

 

Характер Наташи

 

Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь.

 

Первый бал Н. Ростовой

 

«Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …».

 

«Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью». «Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя»

 

Народные, национальные черты в характере Наташи

 

Танец Наташи во время охоты.

 

«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … - Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

 

Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. «Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

 

- Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…»

 

Ошибки, цена испытаний

 

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

 

Наташа – воплощение любви

 

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение. «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Замужество

 

«Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын». Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

 

 

- Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

 

- Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?

 

- Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?

 

- Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора? - Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?

 

- Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?

 

- Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

 

Итог урока.

 

Домашнее задание. Анализ женских образов в романе.(письменно)

 

При изображении своих героинь писатель использовал приём

противопоставления.

Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию,

стремлениям и убеждениям девушек - Наташу Ростову,

Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить

мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и

притворство, а за видимой некрасивостью –

богатство внутреннего мира.

Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей,

каждая по-своему раскрывается в любви и браке.

Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает

его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного

периода краха честолюбивых надежд.

Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек,

в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей

вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял, что жить стоит.

Девушка вносит в его жизнь поэзию и надежду.

Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда,

разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с

Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер

чувствовал ещё до брака с ней. "Но она глупа, я сам говорил,

что она глупа, - думал он. - Ведь это не любовь.

Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила

во мне, что-то запрещенное". Когда Безухов, женившись на Элен,

узнаёт о её связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость

её мыслей, вульгарность выражений

("Я не какая-нибудь дура...поди сам попробуй...").

Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит

под угрозу будущее девушки.

Узнав об этом, Пьер говорит: "Где вы - там разврат, зло".

Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа,

всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды,

и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает

о детях, презрительно смеется и говорит, что она

"не дура, чтобы желать иметь детей" от него.

Главное различие между героинями в том, что Наташа

готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех,

кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом,

когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи,

чтобы помочь раненым воинам), а Элен может только брать,

подчиняя интересы и судьбы других людей собственным

эгоистическим расчетам.

В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о

национальном типе русской женщины, в которой сочетаются

возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной

любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость,

внутренняя сила.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном

назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано

с семьей, с заботой о детях.

Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в

пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла.

 

Княжна Марья, дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея.

У Марии "некрасивое слабое тело и худое лицо...глаза княжны, большие,

глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами

выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря

на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

 

Мария очень религиозна, принимает богомольцев и странников,

терпит насмешки отца и брата.

У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями.

Княжна безропотно подчиняется своему чудаковатому и

деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства

долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца.

На первый взгляд она кажется робкой и забитой.

Но в её характере есть наследственная болконская гордость,

врожденное чувство собственного достоинства,

которое проявляется, например, в её отказе от предложения

Анатоля Курагина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: