Основные понятия:
· Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
· Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
· Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт.
«Семья – это кристалл общества». Это высказывание принадлежит Виктору Гюго.
Самое главное, что есть у человека – это семья. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. В социологической науке понятие семьи рассматривается одновременно как социальная группа и как социальный институт.
|
|
Семья является древним социальным институтом. С изменением эпох и типов обществ менялись правила существования семьи, но никогда не изменяется социальная необходимость семьи.
Виды семьи.
Ø Патриархальная. Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины.
Ø Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина.
Ø Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
Ø Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.
Ø Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
Ø Многодетная - не меньше трех детей.
Ø Полная - воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Неполная - воспитанием ребенка занимается только один родитель.
Ø Авторитарная - воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.
Ø Либеральная - ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.
Ø Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.
В современных семьях распространяются такие тенденции, как:
Ø Сожительство до брака как репетиция дальнейшей совместной жизни.
Ø Разрешение однополых браков в некоторых странах.
Ø Доминирование нуклеарных, мало- или среднедетных семей.
Ø Преобладание демократических (партнерских семей), уменьшение количества патриархальных семей.
Ø Более высокий средний возраст вступления в брак и деторождения.
|
|
Семья выполняет ряд общественных функций.
Наиболее важными из них являются репродуктивная и воспитательная, так как первая отвечает за продолжение человеческого рода. А вторая сопряжена с формированием личности. Общественная ценность семьи состоит в духовном воспроизводстве жизни, то есть в воспитании детей. Воспитание – это большой ежедневный труд, и физический, и умственный. В семье ребёнок учится вести себя по правилам, оказывать помощь по дому, заботиться о родителях.
Главное средство воспитания – личный пример родителей. Царит ли в семье любовь, понимание, забота, нравственная оценка поступков? Жизнь каждой семьи даёт ответы на эти вопросы. Здоровье нового поколения тем крепче, чем больше в семье любви и понимания. К другим функциям семьи относят хозяйственную, эмоциональную, социально-статусную, первичного социального контроля и рекреационную.
Семья - ячейка общества. Её состояние обусловлено общественным развитием. Современная семья переживает изменения в связи с глобальными процессами индустриализации и урбанизации. Резко изменилось положение женщины в семье в современном обществе. Увеличивается профессиональная и общественная занятость женщин. Растёт их образованность, расширяются их интересы.
В семье происходит переход от патриархального типа к партнёрскому. Здесь происходит совместное ведение супругами домашнего хозяйства и воспитание детей. Быт организуется при участии всех её членов. Урбанизация ослабила связи между родственниками.
В современной России больше нуклеарных семей, а расширенные семьи разрушаются. Значительное внимание уделяется материальному обеспечению детей, чем духовному развитию. Взрослые мало общаются с детьми. Профессиональные интересы мужчин и женщин становятся серьёзным конкурентом семейным интересам. Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи. В России установлены денежные пособия, учреждены выплаты материнского капитала, введены особые льготы.
В повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их нужд. Учёные изучают быт с разных аспектов. По данным одного исследования ведение домашнего хозяйства у женщин отнимает 40% процентов времени. Данные исследования показывают, что среди молодых пар растёт число мужей, которые готовят обед, гуляют с детьми, закупают продукты.
Это говорит о тенденции более активного участия мужчин в домашних делах. Однако, продолжительность домашнего труда женщин несравненно выше. Лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности.
В современном обществе проявляется тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счёт применения современной техники. В городах развиты учреждения бытового обслуживания. В широком смысле быт – внепроизводственная область повседневной жизни, связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека и этноса. Частично перекладывается на сферу общественных услуг приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды.
В каждой семье дом значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Это отношения между людьми, живущими в нём. Дом – это особая сфера культуры. Это надежда и опора, защита каждого человека.
Подведём итоги, функции семьи:
Ø Репродуктивная - биологическое воспроизводство, рождение детей
Ø Социализация - формирование личности.
Ø Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
Ø Экономическая - совместная трудовая деятельность, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
|
|
Ø Первичный социальный контроль - регулирует поведение членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций.
Ø Социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи (национальность, религия, сословная принадлежность), воспроизводство социальной структуры общества.
Ø Эмоционально-психологическая - психологическая поддержка членов семьи.
Ø Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.
Ø Духовно-нравственная - развитие личности
Ø Досуговая - совместный отдых.
Закрепление.
Заполните пропуски в тексте:
В семье ребёнок учится вести себя по правилам, оказывать помощь по дому, заботиться о _________. Главное средство __________ – личный пример родителей.
Варианты ответа: родителях, родственниках, друзьях; уважения, воспитания, общения.
Правильный вариант: родителях; воспитания.
Задание
1. Выберите верные суждения о функциях семьи
Варианты ответов:
1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.
2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.
3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция.
4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.
5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.
2 Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
A. Дети. Б. Брак.
B. Социализация. Г. Коллектив. Д. Обязанности.
Е. Институт. Ж. Отношения.
З. Группа.
И. Любовь.
К. Уважение.
Семья – это основанная на _____(1) и (или) кровном родстве малая_____ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными _____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная _____ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к _____ (6) и лицам пожилого возраста.
|
|
Задание необходимо отправить на электронную почту до 15.00- 06.05.2020. nina-morozova-65@mail.ru.
Не забываем указывать дату урока, предмет, группу, фамилию