Практическая работа №18
Тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в.
Цель занятия: выявить направления внешней политики СССР в 30-е гг., степень её готовности к войне.
Задачи:
- рассмотреть особенности внешней политики СССР в 30-е гг.
- определить характер взаимоотношений СССР с Германией в конце в 30-х гг.
- закреплять умение работать с картой.
- Комплексно-методическое обеспечение: учебник, тексты заданий, дополнительная литература, интернет-ресурс, тетради для практических работ, карта, атласы.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
- Социально-экономическое развитие страны в 30-е гг. XX в.
- Внешняя политика СССР накануне ВОВ.
Задания для практического занятия
Задание 1. Используя дидактические материалы, презентации, карту «Внешняя политика СССР в 30-е годы» охарактеризуйте особенности внешней политики Советского правительства 30-е годы ХХ века. Результат представьте в форме таблицы:
Этапы | Цели | Меры правительства | Итоги |
|
|
Задание 2. Охарактеризуйте содержание пакта Молотова-Риббентропа. Характеристика краткая, без излишнего цитирования текста.
Статья I
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III
Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве, 23 августа 1939 года.
Секретный дополнительный протокол к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом.
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана.
Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.
Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обоими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года.
|
|
Задание 3. Перечислите события начала Второй мировой войны 1940-41 года в Европе. (параграф 24 учебника Сахарова)
Задание 4. Объясните суть идеи «блицкриг».
Задание 5. С помощью интернет-ресурса, учебника сделайте подборку статистических данных о подготовленности СССР к войне.
Инструкция по выполнению практической работы:
1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник.
2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.
3. Выполните задания 1-5.
4. Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Список рекомендуемой литературы:
1. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: 2014
2. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социальноэкономического профилей. В 2-х ч. - М.: 2014
3. Захаревич А.В. История Отечества. - М.: 2010
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М.: 2011
5. Сёмин В.П. Отечественная история. - М.: 2010
6. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 2. 1945 - 2000. - М.: 2010
Интернет-ресурс:
1. http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер.
2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm - Библиотека Исторического факультета МГУ.
3. http://www.plekhanovfound.ru/library/ — Библиотека социал-демократа.
4. http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.
5. http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.
6. http://intellect-video.com/russian-history/ — история России и СССР: онлайн-видео.
7. http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента
8. http://statehistory.ru — История государства
9. http://www.scepsis.ru/library/history/page1/ — Скепсис: научно-просветительский журнал.
10. http://www.arhivtime.ru/ — следы времени: Интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов.
11. http://www.infoliolib.info/ — университетская электронная библиотека Infolio.
|
|