Тема 3.1.4. Роль занятий конструированием из строительных материалов в развитии строительно-конструктивных игр детей разных возрастных групп ДОО

Дата: 16.05.2020 (2 часа)

ДО МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Лекция №22

Тема 3.1.4. Роль занятий конструированием из строительных материалов в развитии строительно-конструктивных игр детей разных возрастных групп ДОО

Цель занятия: закрепление знаний о роли конструктивной деятельности в развитии строительно-конструктивных игр детей разных возрастных групп ДОО.

Задачи:

- Узнать роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть особенности конструирования в каждой возрастной группе;

- Выполнить практическое задание;

- Дать ответы на предложенные вопросы.

 

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

Конструктивная деятельность – форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Виды конструирования

По материалам, используемым в процессе конструирования:

- Конструирование из строительных наборов;

- Конструирование из конструкторов;

- Конструирование из природного материала (семена, листья, каштаны);

- Конструирование из бросового материала (коробки, катушки, пенопласт);

- Конструирование из бумаги и картона (бумагопластика): оригами; объемное бумажно-картонное моделирование;

По содержанию:

- Реалистичное конструирование;

- Стилизованное;

- Абстрактное;

По характеру деятельности детей: индивидуальное и коллективное.

По назначение:

- Конструирование, имеющее практическое назначение;

- Конструирование, имеющее художественно-эстетическое назначение.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

а) Умственное развитие: формируются сенсорные способности. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание: игры со строительным материалом подготавливают детей к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. Развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу, работа в коллективе.

в) Развитие речи: в играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. Строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание: постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Согласованная работа отдельных мышц (сгибателей, разгибателей).

д) Эстетическое воспитание: с их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектуру своего города, страны, беречь их.

е) Нравственное воспитание: способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе: способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах: в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Виды конструирования в разных возрастных группах:

а) Конструирование из строительных материалов: кубики, кирпичики. Из этих деталей дети отображают в своих постройках знакомые предметы. Чаще используются в младших группах.

б) Конструирование из бумаги и дополнительных материалов: этому виду конструирования обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги или тонкого картона игрушку объемной формы. Поделка игрушек с использованием разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

в) Конструирование из природного материала: начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки, солому, желуди. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.

Группа раннего возраста: Строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Младшая группа: Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. Начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек. Руководство воспитателя - создание игровой среды – отбор строительного материала.

Средняя группа: Дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы. Под руководством воспитателя дети способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек), расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.

Старшая группа: Обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Руководство играми направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.

Подготовительная группа: Строительные игры отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.

 

Практическое задание:

1. Подобрать строительно-конструктивную игру для детей младшего дошкольного возраста.

2. Ответить на вопросы:

- Приведите пример момента, когда ребенок дошкольного возраста развивается эстетически в процессе строительно-конструктивной игры?

- С какой возрастной группы дети начинают конструировать из бумаги?

 

 

Документ, с выполненным заданием подписываем НАПРИМЕР: Иванова_18-11-1 ДО_МДК 02.03_Лекция21_16.05.20, отправляем в папку 18-11-1 ДО по ссылки:

https://drive.google.com/open?id=1lw-Pq2xdt4p_gfYKPcF_Us90oDp8Hkjv

(ссылку копируем и вставляем в адресную строку, в папку 18-11-1 отправляем документ с выполненной работой), вопросы, возникшие, направляем в личное сообщение в vk.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: