При разработке занятия использовалась следующая литература

Физминутка

  • Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

(Продолжение)

                Территориально приуроченные традиции

По наблюдению старожилов, за последние десятилетия произошло обмеление Дона и его притоков. Это связано со строительством плотин и нарушением водного баланса реки. Большим злом местные жители считают углубление русла реки земснарядом, что способствует разрушению материнской породы, слагающей дно реки и гибели родников, питающих реку. В пойме Дона когда-то произрастали леса, о чем говорят названия станиц и хуторов, но их вырубили и реки обмелели.

По крутому правому берегу Дона вблизи станицы Вешенской проходил «гетманский шлях», дорога на Москву. Он являлся своеобразной водоохранной зоной реки. Вдоль реки не разрешалось вести никакой хозяйственной деятельности: ни распашки, ни выпас скота. Казаки иногда на быках по двое суток добирались до своих пахотных земель, но земли около реки не трогали.

В конце XIX в. в результате антропогенной нагрузки, в частности неразумного выпаса скота, были затронуты пески правобережья около станицы Вешенская. Посевы, сады и огороды заносились песком, гибли урожаи. В связи с этим на казачьем круге было принято решение: остановить пески и посадить в окрестностях станицы сосновый лес. Первые посадки сосны на Вешенских песках относятся к 1905 г. Начиналось все с того, что по решению общества за каждым двором был закреплен надел для посадки крошечных сосенок, которые на быках привозились из Воронежской области. Трудно приживался этот лес, но добросовестный труд каждого жителя за крошечными сосенками увенчался успехом. В настоящее время сосновые леса вокруг станицы занимают уже несколько тысяч гектаров, даря красоту живущим здесь людям. Старожилы отмечают, что в последнее время в сосняках стало больше диких кабанов, косуль, лосей, которые заходят сюда из Воронежского заповедника, а в речных зарослях стали селиться журавли и лебеди, что свидетельствует об улучшении экологической обстановки на Дону.

 Традиции, связанные с отдельными видами растений и животных

  Почитанием на Дону издавна пользовались такие растения, как шиповник, бессмертник, анютины глазки, лазорик. Был создан заказник «тюльпановое поле» на Чирском правобережье около Суровикино. Это, как бы пестрый ковер, усеянный белыми, желтыми, алыми дикими тюльпанами – лазориками. Никто не сажал на Тюльпановом поле растения, наверное, оно было таким и тысячу лет назад – клочком целинной «лазоревой степи». Символом Донской степи всегда оставался чабрец – живи-трава, богородицин цвет, наполнявший степь сказочным ароматом. Кувшинки и кубышки, казалось вобравшие в себя всю девичью красоту, считалось, обладали магической силой. Их прозвали одолень-травой, зашивали в ладанки казакам, идущим в бой, и они оберегали их от врага. Прекрасные легенды сложили об этих растениях в народе.В день Ивана Постного заговаривали яблоки, чтобы их не воровали.

            Адаптация традиций к современным условиям

Экологические традиции – это пласт народной культуры, основа для устойчивого развития местных сообществ. Связанные с природой обычаи, поверья, мифы, обряды, запреты – источник для всех, кто занимается природоохранной деятельностью. В казачьих песнях, легендах, сказках, преданиях и былинах воспевается героизм, отвага, патриотизм и беззаветная любовь к своему Донскому краю. А то, что любишь, охраняешь и ценишь дороже жизни. Именно эту любовь к «малой» родине, гордость за её неповторимую красоту и чувство ответственности за сбережение этой красоты необходимо возрождать в первую очередь. Делать это нужно уже сегодня, чтобы не утратить окончательно всю культуру и духовное наследие всего региона. Местные традиции – это сконцентрированный лучший многовековой опыт, утрата которого будет невосполнима для окружающего мира, а возрождение этого опыта востребовано уже сегодня.

Конечно, невозможно просто взять все традиции и перенести их в современную жизнь. Здесь нужен дифференцированный подход: часть из них современна и применима в настоящее время, некоторые требуют переосмысления к изменившимся условиям. Однако традиции создадут возможность для изменения отношения рядового человека к природе, повышения статуса особо охраняемых природных территорий, сохранению видового разнообразия растительности и животного мира, усовершенствования механизмов природопользования. Привнося в природоохранную деятельность элементы этики, нравственности, патриотизма, нормы христианской морали, они способствуют приобщению к ним местного населения. Чтобы сохранить природные объекты, растения, животных, мало взять их под охрану закона, необходимо создать вокруг атмосферу, заставляющую людей следовать запрету на разрушение и истребление природы.

Для современного человека природа не является культурной ценностью. Чтобы изменить это положение, нужны культурные предпосылки. Поэтому спасение культурного наследия и трансформация традиционной культуры в соответствии с изменившимися условиями обитания поможет сохранить такие предпосылки. Ведь корни традиционной культуры во всех нас достаточно глубоки.

Истинными почитателями родной земли и хранителями её традиций являются местные писатели, поэты, художники, историки и этнографы. Они своеобразные проводники, способствующие распространению исторического опыта народа.

«Родной край! Как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов… Тебя люблю, родимый край… И тихих вод твоих осоку, и серебро твоих песчаных кос, плач чибисов в куге зеленой, песнь хороводов на заре, и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что», пишет о Донском крае Ф.Д. Крюков в своем стихотворении в прозе.

Певцом Донского края был М.А. Шолохов. Шолоховеды в романе «Тихий Дон» насчитывают 420 упоминаний о его красоте. Вот как он описывает степь: «Похожая на молодую, кормящую грудью мать: необычайно красивая, притихшая, немного усталая и вся светящаяся прекрасной, счастливой и чистой улыбкой материнства». С большой художественной силой описывают природу родных мест в своих произведениях донские писатели В.А. Закруткин и А.В. Калинин. Ряд своих рассказов посвятили донской степи К.А. Тренев и А.П. Чехов.

Любовью к Донскому краю наполнены картины художников И.И. Крылова, Н.И. Дубовского,  М.Б. Грекова,  К.А. Савицкого,  Я.М. Павлова..

Возможность привлечения сторонников к работе по улучшению экологической обстановки дают местные природоохранные традиции. Возрождение таких праздников, как: «Древонасаждение» - окажет помощь в посадке зеленых насаждений и ухода за ними; «Водопоклонничество» - почитание реки Дон – позволит повсеместно применять в жизнь  мероприятия по охране водных и рыбных ресурсов. Возобновление местных ремесел (лозоплетение) будет способствовать, кроме очистки берегов и посадки на них ивы корзиночной и краснотала с вербой, созданию водоохраной и берегоукрепительной зоны у р. Дон и её притоков. Ответственность перед обществом станет преградой к претворению в жизнь заведомо пагубных для природы проектов.  

Многое можно взять из хозяйственно-бытовых традиций края: по культуре земледелия, виноградарству, лесовыращиванию и лесопользованию. Особой заботой пользовались родники и колодцы, охраняли и берегли озера с ериками и музгами.

Используя все это, можно не только помочь природе сохранить то малое, что осталось от былого её богатства, но и возродить традиционно-бережное отношение к ней каждого жителя. Миф, легенду, сказание нужно рассматривать не как сказку, вымысел или фантазию, а как священную традицию, пример для подражания. Они зачастую более ценны, чем идеология, и по своему характеру это не устоявшиеся доктрины, поэтому укореняются в самых глубинах души и обладают более сильной способностью активизирования.

Экологические традиции побуждают к действию в защиту природы, создают экологическую картину мира. Эта экологическая культура очень конкретна, то есть строго приурочена к данной местности, к своей окружающей среде. Многие местные традиции способствовали сохранению природы, охране почв от эрозии, сбережению деревьев, степных угодий, зверей, родников, озер, рек и рыбных запасов.   

Изучение экологических традиций направлено на выяснение древних способов взаимодействия человека и природы, распространение идей красоты традиций, содействие повышению экологической культуры населения.

Использование опыта, накопленного в экологических традициях, глубинное понимание способности этих традиций вызывать переживания за природу, поможет сделать еще один шаг к прекращению войны между человеком и природой в современном мире.

 

Вопросы и задания.

 

Ребята, а какие природоохранные традиции существуют в вашей семье? О каких природоохранных традициях  вы бы хотели узнать более подробную информацию?

 

При разработке занятия использовалась следующая литература

1. Арутюнова Е.И. Города и районы Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1987г.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов-на-Дону, 2002г.

3. Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920гг. Ростов-на-Дону, 1992г.

4. Астапенко М.П. Христоматия по истории Донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994г.

5. Золотое В.А. История Дона. Ростов-на-Дону, 1974г.

6. Ильюков Л.С. Очерки Истории Донского края. Ростов-на-Дону, 2004г.

7. Кирилов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. Новочеркасск, 1908г.

8. Миноранский В.А., Демина О.Н. Особоохраняемые территории Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002г.

9. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII в. Ростов-на-Дону, 1990г.

10. Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе». Госиздат, 1974г.

11. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», изд. «Баро-Пресс», 2003г.

12. Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М: Дет.лит.,1988.

13. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.

14. Бисеринка. Казачьи сказки. – Ростов-на Дону, 1985.

15. Казак и Лиса. Казачья сказка. – Ростов на Дону,1985.

16. Казачьи сказки. – Волгоград, 1992.

17. Музейные уроки. Методические рекомендации. Волгодонск, 2005.

18. Прекрасное – своими руками. – М., 1989.

19. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.,1996.

20. Народные ремесла. – М., 2010.

 




double arrow
Сейчас читают про: