Дистанционных технологий обучения

Карта урока для организации занятий с использованием

Учитель: Борисенко Ирина Алексеевна

Предмет: факультатив по курсу «Искусствоведческое краеведение Донбасса»

 Класс: 5А

Дата проведения урока: 04 мая 2020 года

           

 

Тема урока: Наследие прошлого (Урок 27.)

 

Цель урока: сформировать представление о мире скифской культуры, познакомиться с произведением С.Прокофьева «Скифская сюита».

Актуализация опорных знаний

«Творец уйдет, природой побежденный, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца…» (Микеланджело Буанорроти.)

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и искусство, каким бы новым и современным оно ни казалось, вырастает из искусства прежних времен. Искусство не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, - оно властвует над временем. И получается так, как будто прошлое, это далекое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современное время. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства, во все века противостоявшего разрушительной силе времени. Искусство всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам не подвластны.    

 

Документальный фильм «Между двух миров» youtube.com/watch?v=7TnG8-wOqwA  

Информационный блок   Скифы исчезли со страниц истории так же неожиданно, как и появились, как будто они упали в глубокий колодец. И хотя сами они не исчезли, они всколыхнули воды истории.

Рассказ об искусстве давно исчезнувшего народа. да к тому же не имевшего своей письменности, – задача не из легких. Фольклор, песни, музыка, даже религиозные обряды скифов исчезли вместе с ними и по-видимому навсегда. Однако благодаря поистине титаническим усилиям многих поколений ученых кое-что удается воссоздать. Скифы верили в загробную жизнь. Они считали, что вместе с умершим человеком должно быть захоронено все необходимое. Для этого требовались курганы (холмы). Основные знания о скифах сложились по результатам раскопок курганов, которые условно называют «царскими», поскольку именно в них находились наиболее роскошные, драгоценные вещи. Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Многие золотые украшения скифов были выполнены в виде некоторых животных. Эти фигурки полны динамизма и экспрессии, наиболее популярными у кочевников были звери, обладавшие силой и выносливостью, стремительностью и быстротой реакции, зоркостью и тонким обонянием, мощью первого удара. Изображения исполнялись из кости, бронзы, золота, чуть реже – из железа и серебра.

               

       Фигурки животных                 Знаменитая золотая пектораль             Золотой гребень  

В наших степях обнаружены захоронения скифских воинов, обнаруженные вблизи нынешнего поселка Новоамвросиевское. Многие экспонаты хранятся в Амвросиевском краеведческом музее. Группа археологов Донецкого государственного университета еще в 1973 году вела раскопки нескольких курганов. На поверхности одного из них нашли каменную статую, изображавшую знатного скифа. раскопки показали, что статуя была установлена над погребением, которое разграбили еще в древности. Тем не менее, для науки представляли ценность и оставшиеся предметы: наконечники стрел из бронзы и железа, датированные IV-III веками до новой эры. После раскопок на знаменитых курганах Толстой могилы, Солохи, КульОбы перед нашими исследователями предстали шедевры лучших мастеров скифской эпохи: золотые украшения и посуда, изготовленные из золота массивные гребни, отделанные драгоценным металлом мечи, щиты, колчаны для стрел и многие другие редчайшие и бесценные изделия. Впечатляет и количество самих курганов. Только на территории Донецкой области, по не полным данным, их насчитывается около семи с половиной тысяч. История скифского народа всегда была окутана тайной, завораживала и вдохновляла. К середине II века до н.э. почти все Северное Причерноморье было захвачено неустрашимыми и жестокими племенами сарматов, бывших кочевников, создавших сильное и агрессивное государство. Эпоха Скифских царств закончилась. Разрозненные остатки сколотских родов укрылись в Таврии и за Борисфеном. Но и там им не было покоя от безжалостных врагов.

Практическая часть

Одним из ярких произведений искусства тема скифов получила свое рождение в XX веке в творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева «Скифская сюита». (Кстати, нашего земляка) Слепящее золото солнца, бескрайние ковры степей, пестро вытканные разноцветными шелками полевых цветов; чуть волнуемое горячим ветерком море пшеницы, зависший высоко над роскошными богатствами лета жаворонок.

Сюита – от французского слова suite – последовательность. Это произведение, которое состоит из нескольких частей, предназначенных для прослушивания. Краткое содержание таково: древние славяне поклоняются добрым силам – богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог с помощью диких и злых чудовищ хочет похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбором ему грозит гибель, но в решающую минуту появялется Велес и поражает Чужбора своими испепеляющими лучами.

Послушайте вторую часть «Скифской сюиты» С. Прокофьева, перейдя по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=Wm3iVluA_3I

 

Музыка произведения и сегодня поражает неслыханной звуковой мощью, простотой,  словно высеченных из камня образов, изобретательностью в построении целого. Основная выразительная сила «Скифской сюиты» – в ее ослепительно мощной оркестровке, в напоре стремительных ритмов. Уже в первой части – «Поклонение Велесу и Але» – слушатель брошен в пучину неистовых, пронзительных звучаний. В их бушевании чудятся дикие выкрики, зловещие заклинания, конский топот. Вторая часть – «Чужбог и пляска нечисти» – истинная вакханалия, исполненная стихийной мощи, покоряющая бешеной энергией. Композитор нашел простые, но впечатляющие средства: волевые ритмы, резкое звучание валторн и тромбонов. Вместе с тем в грозных интонациях проскальзывают элементы насмешки, как будто автор относится с иронией к рисуемому образу. Третья часть – «Ночь» – создает картину, ярко контрастную предшествующим. Она впечатляет тонкостью, красочностью оркестрового письма. Этот поэтический ноктюрн- как островок покоя среди мятежного буйства соседних частей. Финал – «Поход Лоллия и шествие солнца» – начинается как бы исподволь, тихими крадущимися звучаниями, затем звучность усиливается и ускоряется. Здесь – великое возмездие: страшный и коварный Чужбог гибнет под слепящими лучами Солнца. Разворачивается неистовая красочная картины, как «буйная воля, жажда жизни, здоровая, мощная, идущая напролом и ни перед чем не останавливающаяся». Завершение ее живописует восход солнца-Велеса, торжествующего победу. «Свод сияет. Засверкала там стрела, и там стрела… В поле синее упала, В чащу леса залегла. И, хмелясь победным пиром, За лучом бросая луч, Бог Перун владеет миром – Ясен, грозен и могуч!..»

Домашнее задание: прослушать еще раз фрагмент «Скифской сюиты» С. Прокофьева и создать цепочку из 5 слов, которые характеризовали бы эту часть произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: