Тема: «Я. Степовой. Биография и краткий обзор творчества»

Класс (8-лет. срок обучения) и 5 класс (6-лет. срок обучения) (16.05)

2. Прослушать фрагменты и записать музыкальные примеры в тетрадь:

1. Вокальный цикл «Барвінки» - «Утоптала стежечку» - https://youtu.be/2PkLU8M9x6k

2. «Місяць яснесенький» - https://youtu.be/u5va-QsTP6I

3. "Прелюд пам`яті Т. Г. Шевченка" - https://youtu.be/0azSRHmsSCk

Законспектировать тему.

Тема: «Я. Степовой. Биография и краткий обзор творчества»

Яков Степанович Степовой (Якименко) – выдающийся композитор, музыкальный критик, музыкально-культурный деятель. Яков Якименко (1883 – 1921) взял псевдоним – Степовой. Он родился на окраине Харькова. Его отец – отставной унтер-офицер – любил музыку и пел в церковном хоре. Кроме Якова, в семье было еще два парня – Федор и Николай. Все трое – музыкально одаренные. Два из них (Федор и Яков) впоследствии стали выдающимися украинскими композиторами.

Яков Степовой получил основательное музыкальное образование в Придворной певческой капелле в Петербурге. Во время очередного набора детей из Украины с хорошими голосами туда сначала попал старший сын Федор, а потом и младший Яков (1895). В этой капелле мальчики не только пели в хоре, но и учились дирижировать, играть на струнных, духовых инструментах; обязательной была игра на фортепиано. Преподавали там и музыкально-теоретические дисциплины.

В 1902 г. Я. Степовой закончил обучение на курсах в капелле и мечтал поступить в консерваторию, но на пути стали материальные трудности. На просьбу старшего брата Федора, который на то время учился в Петербургской консерватории, известные российские композиторы А. Глазунов и Н. Римский-Корсаков согласились встретиться с Я. Степовым. Ознакомившись с его произведениями, они убедились в наличии таланта у молодого композитора и помогли ему не только учиться в консерватории бесплатно, но и получать стипендию. Учителями Я. Степового в консерватории были Н. Римский-Корсаков (теория, композиция, инструментовка), Анатолий Лядов (гармония), Язеп Витоль (анализ музыкальных форм). Обучение в этих выдающихся художников в Петербурге, а также возможность слушать там много музыки имели большое значение для формирования Я. Степового как композитора. Еще в студенческие годы началась его дружба с Николаем Мясковським, который впоследствии стал известным российским композитором. В доме М. Мясковского Я. Степовой встречался с известным музыкантом – Сергеем Прокофьевым.

Мировоззренческие демократические позиции Я. Степового формировались в атмосфере революционных событий в Петербурге в 1905 – 1907 гг., в которых активное участие принимала молодежь, в частности студенты Петербургской консерватории. В Петербурге Я. Степовой смог познакомиться и с Н. Лысенко. В 1904 г. там состоялся большой юбилейный концерт Н. Лысенко, на котором были Г. Римский-Корсаков, А. Глазунов и Я. Степовой.

Заинтересованность украинской культурой возникла у Я. Степового ещё во время учебы в консерватории. С 1906 он берет активное участие в организации шевченковских литературно-музыкальных вечеров в Петербурге. Там же он знакомил слушателей с украинской музыкой. Я. Степовой начал свое  творчество как украинский композитор. В 1905 – 1906 гг. пишет вокальный цикл «Барвинки» на тексты украинских поэтов; в 1907 – 1908 гг – вокальный цикл «Песни настроения» на стихи Александра Олеся.

Я. Степовой закончил обучение в консерватории в 1909 г., но диплом получил только в 1914 г. В течение 1909 – 1914 гг. летом он часто посещал Украину, записывал украинские народные песни. Поддерживал контакты с украинскими музыкантами, в частности с К. Стеценко.

В России состоялось несколько концертов, на которых звучала музыка Я. Степового. С большим успехом прошел авторский концерт композитора в декабре 1911 г. в Москве по инициативе выдающегося украинского певца Ивана Алчевского, который возглавлял там музыкально-драматический кружок «Кобзарь». В 1912 г. Степовой в Петербурге принимал участие в литературно-музыкальном вечере, посвященном памяти Т. Шевченко. Для этого вечера он написал фортепианный произведение «Прелюдия памяти Шевченко». Исполнение на этом концерте некоторых его вокальных произведений на слова Т. Шевченко, Леси Украинки было запрещено. Этого же года состоялся авторский концерт Я. Степового с участием певцов Мариинского театра. Один из рецензентов этого концерта подчеркивал, что Я. Степовой демонстрировал свои музыкальные произведения в украинском стиле.

 

Я. Степового интересовали новые явления в музыкальном искусстве. В Петербурге он посещал кружок «Вечера современной музыки», а также Беляевский кружок. Степовой имел возможность ознакомиться и с западноевропейской музыкой, путешествуя летом 1912 г. по Швейцарии, Франции, Германии. В Париже, где жил его брат Федор, Степовой встретился с певцом И. Алчевским, который успешно выступал на сцене Gгапd Орега. Из Парижа в Петербург в «Русскую музыкальную газету» композитор присылал статьи о своих впечатлениях от парижской музыкальной жизни. В России он писал музыкальные статьи московской газеты «Музыка».

Я. Степовой мечтал переехать в Киев, его приглашали работать в Музыкально-драматической школе Н. Лысенко, и он уже готовился к отъезду. Но его планы прервала Первая мировая война. В 1914 г. Я. Степовой был мобилизован в царскую армию, а с войны вернулся только в 1917. В этом же году он стал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Киевской консерватории и активно работал в различных областях музыкальной жизни. С 1919 г. заведовал музыкальной частью Украинского государственного музыкально-драматического театра «Музыкальная драма». По инициативе Я. Степового в 1920 г. начались выступления Государственного струнного квартета. Я. Степовой работал также над проектом создания дирижерского института. Плодотворно творил Я. Степовой и как композитор. У него было много творческих планов, но, увы, в расцвете сил Я. Степовой умер от брюшного тифа 2 ноября 1921 г.  

Степовой писал камерно-вокальную, фортепианную и хоровую музыку. Она овеяна сердечностью и теплотой. Степовой был мастером миниатюрных форм.

Ведущими жанрами творчества Я. Степового является камерно-вокальная и фортепианная музыка. Композитор писал песни и романсы на стихи украинских поэтов Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, А. Конисского, М. Чернявского, молодых поэтов Александра Олеся, М. Вороного, М. Рыльского и др. Он является автором трех вокальных циклов: «Барвинки» на тексты разных поэтов, «Песни настроения» на стихи Александра Олеся, «Три стихотворения М. Рыльского» и отдельных романсов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: