При искусственном освещении

ТЕОРИЯ ТЕНЕЙ

Правильно построенная перспектива предмета правдиво передает

его форму и пропорции. Н о если на перспективное изображение

предмета умело нанести свет и тень, то наглядность предмета

значительно улучшится. Поэтому умение выполнять построение

теней в перспективе на основе закономерности освещения является

важнейшей задачей для художника, скульптора и архитектора.

Начиная с эпохи Возрождения, светотень становится одним из

главных изобразительных средств в реалистической живописи.

Накопленный веками опыт по изображению особенностей освещения

позволил художникам разработать определенные правила,

с помощью которых можно грамотно передавать в рисунке и чертеже

объемную форму предмета. Так, в изобразительном искусстве

имеется немало примеров, когда художник с помощью света и

тени сосредоточивает внимание зрителя на главном персонаже,

освещая в картине одни фигуры и погружая в тень другие. Одна

и та же модель выглядит на рисунке неодинаково, если брать для

нее различное освещение, например направить сначала свет сверху,

затем снизу, потом сбоку, спереди и сзади. Следовательно,

умение строить светотень позволяет художнику находить очень

интересные и сложные композиционные решения.

В окружающем нас пространстве лучи света распространяются

по прямым линиям. Световые лучи, расходящиеся от источников

света, освещают ту часть предмета, которая обращена к свету.

Неосвещенная часть предмета называется собственной тенью.

Границы собственной тени определяются лучами света, проведенными

от источника света, касательными к предмету. Граница между

освещенной и неосвещенной частями предмета определяет линию,

которая называется контуром собственной тени или линией

раздела света и тени.

Тень, отбрасываемая освещенным предметом на плоскость или

какую-либо другую поверхность, называется п а д а ю щ е й

т е н ь ю. Контур падающей тени является проекцией контура

собственной тени. Иначе говоря, контур падающей тени от предмета

есть линия пересечения лучевой поверхности, касательной к

поверхности данного предмета, с какой-либо поверхностью. Таким

образом, для построения контуров падающих теней вначале необходимо

определить границы собственных теней, т. е. линии све-

тораздела, а затем строить падающую тень.

При построении теней рассматривают два вида освещения:

е с т е с т в е н н о е — параллельное (свет от солнца и луны) и

и с к у с с т в е н н о е — центральное (свет факела, электрической

лампочки и пр). Если предмет освещается естественным источником

света, то световые лучи принято считать параллельными,

так как такие источники, как солнце и луна, находятся на бесконечно

большом расстоянии. При солнечном освещении лучи, касательные к предмету, образуют цилиндрическую или призматическую

поверхность. В различное время дня падающие от предметов

тени меняют свою форму, т. е. становятся длиннее или короче.

Наиболее длинные тени от предметов можно наблюдать в

утренние и вечерние часы, а самые короткие — в полдень, когда

солнце находится над головой. Когда плоскость, на которую падает

тень от некоторой фигуры, параллельна фигуре, форма тени,

получаемой на плоскости, подобна форме фигуры. Например, тень

от ш ара может получиться в виде окружности, когда световые

лучи направлены перпендикулярно плоскости, т. е. в земле, над

которой поднят шар. Если солнечные лучи направлены не перпендикулярно,

то падающая тень от шара получится эллипсообразной.

Тень от прямоугольника при перпендикулярном направлении

лучей к плоскости получится также прямоугольной, а при

направлении лучей под острым или тупым углом тень изобразится

растянутой, длинной.

При искусственном освещении, когда источник света находится

недалеко от предмета, световые лучи, касаясь предмета, образуют

как бы пирамидальную или коническую поверхность, т. е. свет

идет из некоторой точки. Поэтому искусственный источник света

принято называть точечным, факельным, центральным освещением

или просто светящейся точкой S. Светящаяся точка, как и

всякая точка пространства, определяется на картине как перспектива

самой светящейся точки S и ее основания s.

Если предмет освещается несколькими источниками света, то

падающие тени накладываются одна на другую (рис. 420). Место

наложения двух падающих теней называется полной тенью,

несовпадающие части теней называются п о л у т е н я м и, так как

они менее насыщены, чем полная тень. Если потребуется построить

падающие тени от нескольких источников света, то выполняют

каждую из них отдельно, т. е. строят сначала падающую тень

от предмета, освещенного источником света S, а затем выполняют

такое же построение тени предмета, освещенного источником света

S'. Насыщенность (густота) тени никогда не бывает абсолютно

черной, так как всякая поверхность помимо основного источника

света освещается отраженным светом от других, рядом стоящих

предметов. Кроме того, окружающий воздух имеет множество

пылинок, которые рассеивают лучи света во всех

направлениях.

Интенсивность освещения предмета зависит от угла наклона

световых лучей. Наибольшая интенсивность освещения достигается

тогда, когда световые лучи направлены к предмету перпендикулярно.

Кроме того, интенсивность освещения зависит от силы

света и расстояния предмета от источника света. Искусственный

свет во много раз слабее солнечного. Интенсивность освещения

поверхностей предмета значительно ослабевает при удалении его

от источника света.

Н а поверхностях многогранников наиболее темные места тени

расположены ближе к источнику света, т. е. на границе светораз-

дела. Собственные тени на предмете чаще всего изображаю т светлее

падающих, так как он освещается светом, отраженным от

других предметов (рефлексов). Падающие тени у контура основания

предмета темнее, а по мере удаления тень становится светлее.

При построении светотени на поверхностях вращения переход

от самой темной части тени к наиболее светлой должен осуществляться

постепенно. Следует заметить, что при построении собственных

и падающих теней способом отмывки контуры предмета

и падающей тени не обводят карандашом. Светотень наносят

так, чтобы не было видно контуров, а были бы четко видны оттененные

поверхности предмета и падающие тени от него.

 ПОСТРОЕНИЕ ТЕНЕЙ ОТ ПРЕДМЕТОВ

ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ

Допустим, что дана перспектива отрезка АВ, расположенного

перпендикулярно предметной плоскости. На картине задана светящаяся

точка S и ее основание s. Требуется построить падающую

тень отрезка АВ (рис. 421,а). Из точки S проведем световой

луч так, чтобы он прошел через точку А и через точки s и а

проекцию прямой SA/ Точка A *, полученная от пересечения луча

SA с проекцией sa, является тенью точки А. Точку A* можно рассматривать

как след луча, проходящего через точку А и пересекающегося

с предметной плоскостью.

 

Тень от точки В совпадает с самой точкой В. Тень от точки

А лежит на пересечении луча SA с предметной плоскостью. Таким

образом, тень отрезка А В получится в виде отрезка A*B. В данном

примере конус световых лучей превратился в теневую плоскость,

пересечение которой с предметной плоскостью дает прямую

 

 

Рис. 421

линию. Линию пересечения лучевой плоскости с предметной называют

предметным следом плоскости. Следовательно, задача на

определение падающей тени от отрезка сводится к вопросу нахождения

линии пересечения «теневой плоскости» с предметной или

с той, на которую падает тень.

При построении падающих теней от искусственного (центрального)

освещения светящуюся точку можно брать слева, справа,

сверху, сзади предмета (рис. 421,6) в зависимости от того, как

пожелает художник использовать свет в композиции картины.

Длина тени зависит от высоты светящейся точки и расстояния ее

от предмета.

 

 

Рис. 422

 

Рассмотрим ряд примеров на построение падающих теней от

различных предметов при условии, что на картине заданы светящаяся

точка S и ее основание s.

Заданы перспектива прямоугольника ABEQ, светящаяся точка

S и ее основание s. Необходимо построить падающую тень от прямоугольника

(рис. 422). Построим сначала падающие тени от

отрезков АВ и QE, затем соединим прямой точки A* и Q*. Прямую

A* Q * продолжим до линии горизонта — точка V1. Из построения

видно, что падающая тень от прямой AQ направлена в общую

точку схода V1   т. е. падающая тень A* Q* расположится параллельно

прямой AQ.

При построении падающей тени от параллелепипеда (рис. 423)

сначала определяют падающие тени от его вертикальных ребер.

Полученные на предметной плоскости точки A *, Q*, Е *, В * соединяют

прямыми, которые определяют падающую тень от параллелепипеда.

Ребра A — 1 и Е3 являются границей собственной тени.

Собственная тень наиболее темная на границе светораздела,

т. е. возле ребра A — 1. Падающая тень должна быть темнее собственной.

Наиболее темное место у падающей тени расположится

возле ребра 14. Далее тень несколько ослабевает, т. е. становится

светлее.

 

 

Контрольные вопросы. 1. Что называется контуром собственной тени?

2. Где располагаются наиболее темные места на поверхностях многогранника?

4. Какие тени темней, собственные или падающие?

5. Что такое полная тень?

 

Здесь много полезной информации по дисциплине Перспектива.

http//m.com/lessons_and_tutorials?g=%23Перспектива

#Перспектива@lessons_and_tutorials

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: