Беседа о сохранности учебников

«Какой я ученик, расскажет мой учебник»

«Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть»

Цель: привить любовь к чтению и воспитывать бережное отношение к книгам

 Библиотекарь: Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить с вами о книгах. Знаете ли Вы, что каждая четвёртая книга из всех, что печатаются во всём мире, выходит в нашей стране? А за минуту на книжных фабриках выпускают 2700 книг, из них 480 – это книги для детей? Мы с вами чаще сталкиваемся с книгами в библиотеках или с учебниками. Но, к сожалению, не все книги приятно брать в руки. Иногда внешний вид книг пугает своей загрязнённостью, неопрятностью, у некоторых порваны страницы, обложки или даже вырваны совсем страницы! Это же чудовищный вандализм! Книга не может ответить своим обидчикам и её трудно восстановить. Чтобы учебной или художественной книгой смогли воспользоваться многие ребята, чтобы книги всегда были чистыми, нужно очень бережно к ним относиться. Государство затрачивает на производство новой книгопечатной продукции миллионы рублей. Тысячи людей участвуют в их создании. Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики, корабли и перевозчики. Писатели, учёные, художники пишут текст, рисуют красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплётчики и ещё многие другие люди создают книгу в типографии. И печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё равно остаётся труд людей. Именно благодаря им мы получаем в руки нашу первую книгу – букварь!

Стихотворения «Две книжки

Однажды встретились две книжки.

Разговорились меж собой.

«Ну, как твои делишки?» -

одна спросила у другой.

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки… Оборвал листы

. Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?»

«Твои мне не знакомы муки.

 Не помню я такого дня,

 Чтобы, не вымыв чисто руки,

 сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки:

 на них Чернильной не увидишь точки.

 Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».

 В басне этой нет загадки, расскажут напрямик

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

 Рассказчик: Я очень прошу вас: не рвите книги, берегите их. Это ваши безмолвные друзья! Обязательно собирайте макулатуру, ведь она может заменить целый лес при изготовлении бумаги. Чтобы сохранить одно взрослое дерево, надо собрать 60 кг макулатуры. А ведь чего стоит вырастить одно дерево!

Я к вам обращаюсь, дорогие дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

 Пусть книги друзьями заходят в дома,  

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 Ведущий: Книгу надо беречь и уважать.

 Мы должны стараться, чтобы жизнь книги продлилась. А как обстоят дела с книгами и учебниками у нас в классе?

(Ребята сообщают итоги рейдов по проверке и сохранности учебников, посещении библиотек, возврате книг, рассказывают о самых аккуратных учащихся.)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём

Ты учишь правдивым и доблестным быть

Природу людей понимать и любить

Тобой дорожу я, тебя берегу

Без книги хорошей я жить не могу.

На белом свете у меня

Друзей не перечесть.

Но есть ещё хороший друг,

Товарищ милый есть.

Пока на полочке лежит –

Молчит мой милый друг,

Но, если в руки взять его,

Заговорит он вдруг.

Расскажет он о наших днях,

Припомнит старину.

Переплывём мы все моря

, Слетаем на Луну.

На белом свете у меня

Полным-полно друзей.

А книга – верный друг

Лежит на полочке моей.

Ведущий: Надо уважать и ценить труд людей, которые с любовью и заботой создают для вас книги и учебники, старайтесь очень бережно обращаться с книгой, с учебниками.

Я напоминаю вам главные правила пользования книгой:

 - нельзя книгу рвать или вырывать из неё отдельные страницы;

 - не давайте её в руки маленьким детям;

 - нельзя писать и рисовать на ней;

- перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки;

 - не ешь и не пей, когда держишь книгу в руках;

не читай лежа – это вредно!

 - не загибай уголков у страниц, пользуйся закладками;

- чтобы книга или учебник дольше служили тебе, оберни их.

 Я надеюсь, что вы будете долго помнить о главных моментах сегодняшней встречи и будете беречь книги! -Как видите, прежде чем учебник попадает к вам на парту, он проходит долгий и нелегкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А вы получили учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить четырем-пяти ученикам. Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как по учебнику можно рассказывать о его хозяине.

Дают нам учебники в школе бесплатно,

И это, конечно же, очень приятно,

Но в этой приятности что непонятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна,

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет…

В тарелку учебник свалился случайно…

Грязнуля? Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна,

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна…

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младого класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит: - Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки,

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак…

- Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник...Ну, что в нем?

Обложка...Страницы... Но он в то же время

– Портрет ученицы! Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки! (В. Суслов)

-Да, к сожалению, и у нас в школе тоже есть ребята, которые небрежно обращаются с учебниками. Учебники издаются один раз в 4 года. И он обходится государству очень дорого, труд многих людей вложен в него. -Дело чести каждого ученика - сохранить свои учебники.

 Сделать это совсем нетрудно, надо их только:

. Не рвать!

• Не пачкать!

• Не разрисовывать!

• Не загибать страницы!

• Не делать записей на полях!

Кроме этого есть ещё единые для всех правила обращения с учебниками, которые помогают нам сохранять их.

 • Бери книгу только чистыми руками

• Оберни книгу, вложи в нее закладку!

 • Переворачивай страницы за верхний правый угол!

 • Не перегибай книгу при чтении!

• Не делай в книге пометок!

 • Не загибай страницы!

 • Если книга порвалась - подклей

. • Не рвать помогают нам сохранять их.

 • Если книга порвалась - подклей ее!

Обобщение

 Послушайте обращение книги к вам, ребятам

. Я — книга. Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной..

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери? Что за птицы

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

«Характерные повреждения книги»

Если книга повреждена, помните:

· Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.

· Мягкую страницу можно разгладить тёплым утюгом.

· Следы от пальцев и карандашей стереть ластиком.

В школьной библиотеке ежедневно работает «Книжкина больница». Обращайтесь к библиотекарю за помощью и советами в ремонте книг.

Ученики обязаны 3-4 раза в четверть самостоятельно просматривать и справедливо оценивать своё отношение к книге.

 

БЕРЕГИТЕ КНИГУ - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ!

-Познание- непрекращающийся процесс в жизни человека, книга является главным помощником на этом пути. Книга- источник знаний, источник мудрости. В ней можно найти ответы на любые вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: